Автор
|
Тема: Я не верю Карлосу Кастанеде
|
AKM
|
написано:14-11-2003 16:15:22
|
76
|
Массовое заселение Америки произошло до начала эпохи мезолита, связанной с глобальным потеплением и растоплением ледника, поскольку шло оно по поверхности так называемой Беренгии - сухопутно-ледникового моста от Чукотки до Аляски. Потом уровень океана поднялся и в дальшейшем контакты между Америкой и Евразией были спорадическими и только по морю. Начало мезолита датируется 10-9 тысячелетием до нашей эры. То есть заселение произошло до этого момента, что вполне укладывается в дату названную Доном Хуаном - 8 тыс. до н.э. Но не в этом суть дела. Все-таки не хотелось привязывать магическую традиции к определенному племени - будь-то тольтеки, сапотеки или ольмеки. Думаю, что у каждого племени была своя, но общая с другими, традиция ведь путь познания и трансформации един. Другое дело, что каждое племя это Знание могло использовать по-разному - где-то с его помощью лечили, где-то добывали сокровища, где-то получали власть. Все в зависимости от социальной структуры, в которой реализуется Знание, само по себе асоциальное. Поэтому, как мне кажется, знания ДХ - продукт всеиндейский, то есть присущее всем индейцам. Кроме того, надо отметить, что Кастанеда - единственный нам известный человек, который долго общался с представителями магической традиции и потом об этом много писал. А сколько таких, кто себя не афиширует? Все, что мы можем знать об индейской мифологии - это жалкие остатки того Знания, которое было уничтожено испанцами. Достаточно вспоминть Диего де Ланду, который собственоручно сжигал майянские манускрипты. Один из немногих сохранившися эпосов - это "Пополь-Вух" и там кстати рассказывается о нагвале. Правда, немного в другой интерпретации, чем у Кастанеды, по той простой причине, что миф, сказание - это всегда зашифрованное знание. Многие знают о боге Кецалькоатле - Пернатом змее индейцев, но только у Кастанеды я столкнулся с таким толкованием, что это на самом деле образ магического отряда, сгорающего изнутри. Опять же, до сих пор не ясно зачем древние увлекались строительством пирамид, зиккуратов и мегалитических сооружений. Благодаря информации Кастанеды я теперь склоняюсь к той точке зрения, что это делалось для фиксации внимания сновидения. Помните, Кастанеда пишет о том, как целые города уходили в сновидения? Так вот, эпоха строительства Великих пирамид в древнем Египте назвается эпохой Древнего Царства. Она завершается запустением городов и упадком Египта. До сих пор не ясно, с чем это связано, то ли с нашествием чужих народов. (но следов пожаров и сражений нет) то ли с экономическим кризисом. Но факт остается фактом - города неожиданно сразу опустели. Потом произошло возрождение Египта, но пирамид больше не строили. Кстати, такая же судьба постигла американскую культуру ольмеков - их города были брошены населением нетронутыми. Мне кажется, очень похожая аналогия. Так вот, все-таки традций наверное много. Не может же быть, что Дух себя проявляет только в Америке. Я надеюсь, что в Европе тоже есть что-нибудь подобное, например, связанное с алхимией или каббалой. Та же "Алиса в стране Чудес" - очень магическая книжка, там сплошные сновидения. Но у нас нет информаторов, людей которые поделились бы с нами, отсюда иллюзия, что только Кастанеда является носителем знания. Тогда как он всего лишь вершина айсберга, которая неожиданно решила заявить о себе. Правда, возникает вопрос, почему она решила открыться, не происходит сейчас ли действительно смена эпох?
ц и т а т а
|
Ксендзюк
|
написано:14-11-2003 17:51:12
|
77
|
Лично я склоняюсь к мнению, что слово "толтек" в устах ДХ - это никакой не этноним и не название племени. Это именно условное название культурного предка, "человека знания", как принято было говорить о толтеках у ацтеков. Ведь ацтекское слово "толтекайотл" (мастерство, знание, искусство) не имеет отношения к конкретному племени. Такие случаи бывают нередко - имя собственное становится нарицательным, название племени становится названием, например, занятия, образа жизни. И наоборот. Самым вероятным мне кажется, что маги-"толтеки", о которых говорит ДХ, никогда сами себя "толтеками" не называли. Разумно предположить, что дон-хуановское знание в каком-то виде развивалось у исторических ольмеков, майя, сапотеков и др. И совершенно естественно, что это знание никогда не было "общенародным", запечатленным в мифологии, эпосе, религии. А фрагментарные сведения, которые имеет историческая наука, - это отрывки из "народной веры", самый доступный и популярный срез месоамериканских идей.
ц и т а т а
|
Филин
|
написано:15-11-2003 16:08:07
|
78
|
AKM, Ксендзюк спасибо за ценные высказывания. Напомню: эта тема форума посвящена достоверности свидетельств Кастанеды. Разобравшись с хронологическими и географическими отсылками Кастанеды, мы не можем уличить его во лжи (в сведениях Кастанеды есть неточности, но их можно списать не академический стиль изложения), мы лишь можем распутать терминологические хитросплетения. На данный момент мы согласились с тем, что термин «толтеки» у Кастанеды обозначает не представителей определенной народности, а носителей культурной традиции древне американского происхождения. Т.о. источник этих знаний можно искать в традициях разных индейских народов.
Сейчас я бы хотел выделить другой момент. Говоря об относительном примитивизме других индейских традиций, я подразумеваю то, что ни одна из них не обладает такой развитой философской базой, объясняющей, и направляющей мистические практики. Я согласен с тем, что имеющиеся в распоряжении науки данные крайне скудны, и все же. Западные ученые потратили много времени на исследования культур коренных народов Америки. В книге "Философия нагуа" Мигеля Леон-Портилья (докторская диссертация изданная большими тиражами) отражены представления современных ученых о религиозно-философских представлениях древних индейских народов. Автор, использует документы собранные испанскими монахами времен конкисты (это свидетельства лояльных индейских информаторов, их интерпретации древних индейских источников, сами эти источники), чтобы доказать, что народы нагуа (тольтеки, ацтеки…) обладали философией. Честно говоря, очень сложно назвать эти представления философскими, особенно сравнив с текстами Кастанеды.
Другой современный исследователь индейских магических практик Виктор Санчес считает, что Кастанеда привнес в реальные индейские традиции громоздкую и бесполезную западную философию, которой там не было. Он не выражается столь прямо, но подразумевает именно это. Вот его слова: «Я совершенно уверен, что мудрость и безмолвное знание присутствуют в гораздо большем объёме в эффективных, традиционных практиках, выполняемых многочисленными коренными народами Мексики, нежели в ДОКТОРСКИХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИЯХ». А вот мнение Г.Г. Ершовой, специалиста по древнеамериканским культурам (Древняя Америка… Мезоамерика. М.2002) :«…созданный Кастанедой мир нагуалей, если и существует, то в какой-то иной реальности…» Ершова хорошо ориентируется в традициях коренных народов Америки. Но она не видит каких-либо определенных параллелей между миром Кастанеды и этими традициями. Конечно, возможно, что открытая Кастанедой философия – это та самая недоступная до сих пор исследователям часть айсберга, которую наблюдал только Кастанеда. Но также возможно и другое: возможно, что тексты Кастанеды – это переоформленные на индейский лад передовые идеи западной культуры. И честно говоря, при полном отсутствии параллелей между индейской мифологией и основными идеями Кастанеды вторая точка зрения кажется более вероятной.
ц и т а т а
|
Serge
|
написано:15-11-2003 16:52:31
|
79
|
Западные ученые потратили много времени на исследования культур коренных народов Америки Через 200 лет после того как эти культуры уничтожили и на основании описаний не историков, а неких монахов, скорее всего, весьма и весьма обусловленных верой.
при полном отсутствии параллелей между индейской мифологией и основными идеями Кастанеды По словам того же КК современные нам индейские народы потомки варваров, в свое время уничтоживших цивилизацию толтеков и усвоивших лишь отчасти искусство толтеков, и практикующих это искусство вслепую, потому что так и не научились ВИДЕНИЮ.
ц и т а т а
|
Филин
|
написано:15-11-2003 22:15:51
|
80
|
Serge Через 200 лет после того как эти культуры уничтожили и на основании описаний не историков, а неких монахов, скорее всего, весьма и весьма обусловленных верой.
скорее через 400 лет :). В 1492г Колумб открыл Америку. Кортес начал поход на Мехико в 1519, "Философия нагуа" вышла в 1961. Монахи, на свидетельства которых опирается Леон-Портилья были довольно добросовестными историками. Для того, чтобы сделать какое-либо заключение, они опрашивали многих индейцев, и проводили перекрестную проверку свидетельств, полученных из разных источников. Сам Леон–Портилья, мексиканский ученый, был очень заинтересован в том, чтобы доказать, что древние мексиканцы обладали развитой философией. Именно это утверждение он отстаивает на протяжении всей своей работы. Но выглядит это, на мой взгляд, малоубедительно. Индейцы до сих пор живут в Америке, и майя и сапотеки и ацтеки и все остальные. Невозможно уничтожить население целого континента.
По словам того же КК современные нам индейские народы потомки варваров, в свое время уничтоживших цивилизацию толтеков и усвоивших лишь отчасти искусство толтеков, и практикующих это искусство вслепую, потому что так и не научились ВИДЕНИЮ.
Тольтеки (этнос) в прошлом сами такие же чичимеки, варвары, пришедшие с севера, как и те чичимеки, которые их разбили. И Мексикой тольтеки владели только два века. Так что кем там были на самом деле донхуановские толтеки понять сложно. Проще всего предположить, что Кастанеда говорит о вненациональной традиции древних индейцев. «Видящие» есть и сегодня, только видят они другое. Нет никаких свидетельств об Орле, о точке сборки, человеческой полосе эманаций, мире между параллельными линиями, втором, третьем внимании, о типах энергетических тел и связанной с этим специализации в партии нагваля, да и сами такие партии, разве они где-то еще встречаются? Неужели можно так долго сохранять подобные тайны. Ведь линии, подобные линии ДХ по его словам существуют. Какой смысл в секретности после шума, поднятого Кастанедой? А уж если бы эти люди знания хоть намек подали, охотники за сенсациями тотчас бы раструбили это по всему миру. Так где они, следы "учения толтеков"?
ц и т а т а
|
Serge
|
написано:19-11-2003 18:09:40
|
81
|
Невозможно уничтожить население целого континента. Но возможно уничтожить культуру, религию, систему образования, что и было с успехом проделано.
Какой смысл в секретности после шума, поднятого Кастанедой? А какой смысл открываться?
ц и т а т а
|
Serge
|
написано:19-11-2003 18:11:55
|
82
|
Вопрос собственно был: возможно ли добыть доказательства истинности описанного КК, не проходя его путь?
ц и т а т а
|
Мелкопулос
|
написано:19-11-2003 18:41:24
|
83
|
да и сами такие партии, разве они где-то еще встречаются?
А что, ты был в мексике и искал? А даже если бы и так - тот факт, что ты не нашел, еще не значит, что их нет. "Я не видел - значит этого нет" - принцип хороший конечно, но... В мире столько всего есть такого, что нам и не снилось!
ц и т а т а
|
Филин
|
написано:20-11-2003 01:03:43
|
84
|
Serge возможно ли добыть доказательства истинности описанного КК, не проходя его путь? Ставя вопрос таким образом, ты как бы уж утверждаешь, что написанное Кастанедой истина. Я думаю, что если это так, то доказательства должны быть. Пока я встретил только одно, вот здесь: http://uddiyanarebels.narod.ru/materials/chiapasa1.html Давай попробуем ответить на твой вопрос. Предлагаю сыграть в такую игру: я постараюсь доказать, что Кастанеда врал, не в мелочах, а по-крупному, а ты или вы попытаетесь доказать, что он описывал свой реальный опыт.
Пока ни я ни вы ничего веского не сказали. Но возражения были, я отвечу. возможно уничтожить культуру, религию, систему образования, что и было с успехом проделано. Культура индейцев не была уничтожена. Индейцы в Мексике до сих пор употребляют пейот, шаман есть в каждой деревне, индейцы по-прежнему почитают своих предков и приносят в жертву животных (бычков, оленей). Христианство, конечно, внесло коррективы, но те индейцы, которые дорожили своими традициями, продолжают отправлять их и под маской христианства. Так Франциск Ассизкий почитается уичолями как дух пейота, а жертвенную кровь они сливают в церкви в отверстие перед алтарем с подобием распятия. Конечно, индейцам приходится приспосабливаться. И они с успехом свои проблемы решают. У них существуют целые селения, которые специализируются на отводе глаз. Там проводятся красочные церемонии для туристов и журналистов, продаются стекляшки для белых. В то время как настоящая духовная жизнь протекает скрыто. Но и туда проникают европейцы. Свидетельств хватает. Посмотри "Древняя америка.../Мезоамерика". Ершовой.
А какой смысл открываться? Если я правильно понимаю, миссия Кастанеды заключалась в том, чтобы открыть знание толтеков как можно большему количеству людей. Дух распорядился сделать доступным этот путь. Но Кастанеда предоставил только текст. Других доказательств пока нет. Если бы дух был заинтересован в открытии пути, он либо предоставил бы доказательства, либо дал бы свидетельства существования других линий. Прошло 35 лет с момента выхода первой книги Кастанеды, интерес к его книгам на Западе уже затухает, да и у нас все к тому идет, а других свидетельств пока нет. В этом смысл.
Мелкопулос В Мексике я не был, по-моему ты там был. И на сколько я понимаю, ничего там не нашел. Может конечно и не искал. Но люди искали и продолжают, отчетов пока не поступало. Я не видел - значит этого нет" - принцип хороший ровно на столько же хороший, как "КК сказал к маме, значит к маме". Итак предложение в силе, кто готов попытаться доказать, что Кастанеда говорил правду/врал милости просим, всерьез заняться этой глупостью.
ц и т а т а
|
AKM
|
написано:20-11-2003 11:30:58
|
85
|
Хорошо, докажи, что Кастанеда врал.
ц и т а т а
|
Мелкопулос
|
написано:20-11-2003 12:48:28
|
86
|
Филин Я там был. Линии искал, но так хреновенько, слабенько искал - типа, постольку поскольку. Но то, что они есть, слышал от местных. Кстати шаманов там я нашел, не "пустынных" а вполне городских, правда, безо всяких линий :) Но на основании того, что Я не нашел линии, я не строю выводов о том, что их нет. А также на основании безуспешных попыток пары людей. Мексика - это огромная страна, чрезвычайно разнообразная. Я не то, что Мексику, я даже штат то свой толком не знаю, а ведь там есть удивительные места типа пустыни в которой явно проводятся какие то магические действия, и происходят страннейшие вещи по рассказам очевидцев. Да что штат - город свой толком не знал, даже свой район. Так что лажа все это "Не нашли значит их нету".
Второй нюанс - ЭТИ люди не светятся вообще. Зачем им светиться? Полагаю, что достаточно продвинутые воины (не форумные, а реальные) вряд ли горят желанием покрасоваться. С какого хрена они будут "давать о себе знать"? Вот у меня есть товарищ, который зарабатывает в Сети порядка миллиона баксов в год. Ты думаешь он светится где-то? Ни хрена, очень мало кто знает, чем он вообще занимается, да и те, кто знают, не в курсе подробностей. Потому как смысла светиться нету. Вообще, чем более продвигается человек в каком-то направлении - денежном ли, магическом или еще каком - тем меньше у него желание кому-то что-то объяснять, доказывать итп. Тише сидишь - толще шея.
Ну и последнее. У каждого человека - СВОЯ реальность, которую он сам создает. В твоей (В ТВОЕЙ) реальности - КК врал. В МОЕЙ реальности - говорил правду (ну вмеру конечно ;)))) Моя реальность - ничем не хуже и не лучше твоей. Она просто моя, а твоя - твоя. Вот и все. Однако распространять реальность свою отдельно взятую на весь мир - глупо. Посему вместо доказательств, врал кастанеда или говорил правду, предлагаю помериться пиписьками, потому как смысл и толк в этом занятии будет такой же. Мне вообще пох, врал кастанеда или нет - меня волнует в этом деле одно, применимо ли конкретно ко мне то, что он говорил, а если применимо, то что конкретно мне это даст. Все остальное - от лукавого.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:20-11-2003 13:43:47
|
87
|
Филин Культура индейцев не была уничтожена. Индейцы в Мексике до сих пор употребляют пейот, шаман есть в каждой деревне, индейцы по-прежнему почитают своих предков и приносят в жертву животных (бычков, оленей). Репортаж марсианского людоведа спустя 300 лет после нашествия марсиан: <<Российская культура не была уничтожена. Жители России до сих пор употребляют водку и беломор, в каждой деревне есть деревенский дурачок, россияне по-прежнему собираются на дискотеки и слушают "Космические руки вверх", а вечерами бабушки на лавочке обсуждают курс оккупационного марсианского правительства и цены на гравибарбуляторы>>
ИМХО, абсолютно аналогичное заявление.
ц и т а т а
|
Филин
|
написано:21-11-2003 01:21:00
|
88
|
Мелкопулос :)) Со многим согласен. Давай я выражусь более определенно. Я думаю, что: индейские магические традиции существуют; замечательные достижения восточной мистики и западной философии существуют; а их гибрида (знания толтеков) в природе нет. Именно это я постараюсь доказать. А какой в этом смысл, я уже говорил. Знания реальных традиций работают. Традиции, синтезированные в голове одного автора, не работают или работают криво.
AesirLoki про дятлов мне больше понравилось :), правда не твой кусок.
AKM Доказательством правдивости Кастанеды, на мой взгляд, будет подтверждение его карты реальности из независимых источников. Т.е. если его читатели-последователи достигнут специфических областей восприятия: стены тумана, мира между параллельными линиями, черного мира, видения энергетических эманаций. Или обнаружится таки древнеиндейская традиция, разделяющая идентичную картину реальности. Или найдутся подтверждения, что индейцам были знакомы базовые понятия философии Карлоса Кастанеды. Если основные идеи философии Кастанеды обнаружатся в восточных или западных философских мистических системах, будучи чуждыми коренным американцам, то очевидно будет значить, что традиция толтеков была создана одним человеком. Теперь вот какие соображения. Возраст традиции по Кастанеде 10000 лет, согласно ему же она жива до сих пор. Долгое время, в течении тысячелетий, представители этой традиции занимали господствующее положение в обществе и оказывали влияние на соседние племена. Видящие, опять же по Кастанеде, длительное время охотно учили видению. Тольтеков боготворили окружающие племена (это исторический факт). Даже те, которые их вытеснили. В этих условиях тольтеки могли и распространяли свое мировоззрение. Они строили архитектурные сооружения, в которых отражали свои представление о мире, передавали свои представления наследникам в форме мифов и легенд, религиозных обрядов и т.д. Как вы думаете, какие представления древних предшественников дона Хуана могли сохраниться? Мне кажется, что представления об Орле, непременно должны были оставить следы. Именно древние маги по словам КК восприняли его. Древние видящие «были одержимы видением» и уж в первую очередь они фокусировались на Орле. Образ Орла в архитектуре древних индейцев проходящий, орлы, ягуары и змеи на их пирамидах поедают сердца и черепа воинов, эти изображения скорее относятся к войне, и никак к тому самому Орлу. Встречаются (кажется у майя) изображения птиц, переносящих в клюве души, но это посредники между миром живых и мертвых, кстати, многие древние индейские племена верили в реинкарнацию. Короче следов того самого Орла нет.
Древние маги по Кастанеде, открыли другие семь миров, восприятия которых можно достичь на Земле, это представление тоже должно было хоть где-то оставить свой след. Я пока не встретил. У нагуа (тольтеки тоже нагуа) мир вообще один, у других, например у майя есть загробный мир. Представлений о каких-то других мирах ни в мифах ни в архитектуре нет.
В индейских культурах масса интересных вещей, например человеческие жертвоприношения (тольтеки тут были впереди индейцев всех). И знаете, зачем они это делали? Причина первая, чтобы прокормить своих богов, причина вторая: чтобы душа-посланница лучшего из лучших передала богу просьбу. Или искусство предсказания по звездам. Но какое отношение это имеет к представлениям кастанедовских толтеков? Никакого. И вообще ни мифология, ни легенды ни архитектура не содержат ничего из картины реальности дона Хуана или его объяснения магов. Можете меня поправить.
ц и т а т а
|
Сяо Лао
|
написано:21-11-2003 05:19:53
|
89
|
Филин Если основные идеи философии Кастанеды обнаружатся в восточных или западных философских мистических системах, будучи чуждыми коренным американцам, то очевидно будет значить, что традиция толтеков была создана одним человеком.
Нет, не будет. Скорее это будет значить, что она изложена человеком знающим в той или иной мере эти "восточные и западные системы" и вольно или невольно излагающим все с использованием этого знания. Если, к примеру, он использует понятие "энергетическое тело" то очень легко "найти аналогию" сказав что "в восточных учениях есть эфирное (астральное, ментальное...выбор большой) и умозаключить, что вот мол КК уворовал понятие и немного переделал, исключительно для маскировки плагиата. Но ведь это ж неизбежная ситуация: излагая нечто на языке, пользуясь словами языка, любой человек "подставляется" под такого рода обвинение. Ты вот лучше скажи какая аналогия в "восточных" (или по вкусу "западных") учениях есть у концепции ТС? На мой взгляд это как раз и делает "учение ДХ" уникальным и не опирающимся на "восточно-западные" учения.
В индейских культурах масса интересных вещей, например человеческие жертвоприношения
ни мифология, ни легенды ни архитектура не содержат ничего из картины реальности дона Хуана или его объяснения магов
Блеск! Привожу аналогию: некий "археолог-антрополог" отдаленного будущего изучает нашу эпоху и читает труды физика излагающего квантовую теорию. После этого он говорит, что вот в качестве исторических памятников до нас дошли культовые строения т.н. "церкви", но там нигде ничего не нарисовано подобного каварку к примеру. Отсюда вывод... Выводы могут быть разные, и самые нелепые.
ц и т а т а
|
Var Indriya
|
написано:21-11-2003 06:09:16
|
90
|
Давайте лучше так.
Вопрос: что есть такого в учении Карлоса Кастанеды, для объяснения чего требуется вводить предположение, что в доколумбовой Америке действительно существовала супер-крутая традиция видящих, принципиально отличная от шаманских традиций народов Евразии?
То, что в доколумбовой Америке были шаманы и жрецы, которые не могли не владеть методиками изменения состояния сознания и психики (иначе они не были бы шаманами и жрецами), никто не сомневается. Но ведь в Евразии тоже были и есть сейчас шаманские и жреческие традиции. Например, шаманы северных народов. Что особенного именно в американских шаманах?
Это раз.
И два.
Известно, что в Европе по крайней мере начиная с Нового Времени существовала мощная традиция оккультистов и гипнотизеров. То, что они научились делать с сознанием человека, в точности соответствует кастанедовским сновидению и второму вниманию.
Они вводили людей в очень тонкое и могущественное состояние гипнотического транса, в этом состоянии люди бывали в своем "втором теле" в другой местности и фиксировали происходящее там (кастанедовский дубль) и после рассказывали о увиденном, что совпадало с реальными событиями, которые там происходили. В этом же состоянии гипнотизируемые спускались в иные миры и рассказывали о этих самых других мирах. В этом же состоянии гипнотизируемые проявляли натуальное ясновидение.
Современные гипнотизеры открывают в самых простых людях творческие способности в состоянии гипноза, внушая им, что они - гениальные художники и т.д. И это - не фантастика, а реальность сегодняшнего дня. Чем не сновидение наяву?
Далее. Благодаря контактам с Индией и этнографическим исследованиям европейцы познакомились с индийской йогой и шаманскими традициями "примитивных" народов. Не является секретом тот факт, что в XIX - начале XX века множество образованных европейцев исследовали "таинственные явления человеческой психики", и серьзно разбирались с оккультизмом, спиритизмом, йогой, шаманизмом. В тот же период времени жили и вели свою деятельность Кроули, Гурджиев, Ауробиндо Гхош, Олдос Хаксли, Бехтерев и Барченко и другие выдающиеся исследователи человеческих способностей и измененных режимов восприятия.
Теория и практика кастанедовского учения полностью соответствует и формальной оболочке и духу учений вышеназванных исследователей и учителей.
- сновидение, второе тело, второе внимание взялись из практики европейских гипнотизеров и оккультистов Нового Времени, возможно также и шаманов, - стихии, ветра и неорганики - оттуда же, это все классический европейский оккультизм, - теория намерения от Кроули, - представление о "третьем внимании" и о необходимости дальшейшей эволюции человека, о перешагивании пределов человеческого - от Ауробиндо и Гурджиева, - остановка внутреннего диалога от Ауробиндо, - растения силы от шаманов и исследователей влияния психоактивных веществ, - и т.д.
Считать ли Кастанеду плагиатором - это вопрос вкуса. В конце концов есть мнение, что люди опираются в своей деятельности на достижения предшественников. Вполне можно считать, что Кастанеда творчески переработал и освоил на своем опыте достижения предшественников. Но в любом случае речь идет о предшественниках, принадлежащих к европейской культуре и европейской цивилизации, ноги учения Кастанеды торчат именно оттуда.
Философские идеи, изложенные в книгах Кастанеды являются продолжением европейской философии.
Так что "толтеки" кастрируются бритвой Оккама.
ц и т а т а
|
| Тема закрыта. |
|
|