Вл.Травка
|
Full Member |
|
|
Дата рег-ции: Сент. 2004 : |
Всего записей: 237 : |
Покинул форум. |
|
|
|
|
|
|
Модель Онтологического креста.
История возникновения этой модели достаточно интересна. Она появилась во время одной дискуcсии, о том, что можно ли считать атеизм особым видом религии ( концептуальная абсолютизация которого получила название сциентизм), а воинствующих атеистов, соответственно своего рода «религиозными фанатиками наоборот». Дискуссия эта стала носить затяжной характер, в основном сводившийся к непримиримой конфронтации между «теистами» и «атеистами». Я в свое время подметил, с какой легкостью отвергающие идею Бога люди, считающие себя прочно стоящими на позициях строгого научного позитивизма, иногда обращаются к идеям скрытого или явного пантеизма, и даже анимизма. Поэтом мной была высказана достаточно полемическая мысль, что атеистическое мышление скорей ближе к магическому, чем к мифическому или религиозному. Что бы обосновать эту гипотезу и разъяснить для механизм такой парадоксальной переклички я предложил обратиться к модели похожей на модель предложенную Кеном Уилбером в его интегральной парадигме, носящей название Великое Гнездо Бытия. Мои задачи были более скромные и утилитарны поэтому и модель эта получила более скромное название «Онтологический Крест». Суть его в следующем.
Мы строим линейную декартову систему координат, где ось абсцисс (ось X ) рассматриваются соотношение «рациональное - иррациональное», а по оси ординат (ось Y) соответственно рассматривается пара «объективное - субъективное» Категории эти носят общепринятый философский, а в случае рационального - иррационального» антропологический и психологический характер. Т.е. верхняя половина нашей системы координат отводится под те объекты, процессы и законы объективно проявленного мира, которыми мы оперируем в своей «внешней» деятельности, а нижнее – под наше субъективное личностное восприятие действительности. Правая половина – это поле деятельности рационального мышления, здесь господствует Аристотелева логика, детерминизм, дискретный язык описания. Левая половина – соответственно носит континуальный, менее проявленный характер. Это мир искусства, художественных образов, снов, характеризующихся отсутствием очевидных логических связей. Таким образом мы получаем четыре сектора нашего бытия объективно – рациональное (ОР), объективно – иррациональное (ОИ), субъективно – рациональное (СР) и субъективно – иррациональное (СР). В совокупности эти сектора охватывают все онтологическое поле как каждого человека отдельно, так и различных человеческих совокупностей, таких как семья, род, нация, государство, человечество. Действительно наша повседневная внешняя деятельность в основном протекает в секторе ОР в случае социальных, общественных ее проявлений – это основное поле деятельности нашей современной цивилизации, мир науки, высоких технологий. Здесь мы ходим на работу, вступаем в взаимоотношения с различными государственным инстанциями и прочими социальными институтами. Сектор СР – имеет более интимный характер, здесь скорей проявляются наши повседневные паттерны поведения, наши привычки, нравы, пристрастия, наши «личные ритуалы», «личные суеверия». Здесь мы испытываем удовольствие от вкусной еды, хорошего секса или наоборот имеем дискомфорт от голода, болезней и прочих телесных ущемлений. В секторе ОИ - господствуют религиозные и философские институты, это мир метафизики, философии, концептуализации самого общего уровня. Но так же это и мир искусства как объекта нашего потребления (прежде всего того, которое принято называть «высоким», а не механистических конвеерных продуктов массовой культуры). Сектор СИ – это как раз та питательная среда откуда это искусство рождается в умах творцов-художников, это мир наших тонких психических переживаний, мир фантазий, грез, снов, область глубин нашего бессознательного. Это мир магов, экстрасенсов, целителей Понятно, что в зависимости от обстоятельств, времени и месте деятельности наше внимание больше сосредоточено в том или ином секторе, хотя само наше сознание постоянно охватывает все поле онтологического креста. Но тем не менее у всех нас есть свои предпочтения, свои диктуемые как филогенетической предрасположенностью, так и гносеологическим багажом предпочтения. И эти если воспользоваться термином из векторной геометрии весовые коэффициенты, эти центры тяжести и предопределяют наше бытие. Кто-то становится убежденным материалистом и атеистом, кто-то пророком и миссионером, кто то политическим вождем, а кто-то певцом неведомых глубин. Так мы репрезентируем себя перед обществом и перед самими собой как атеистов, теистов, агностиков и мистиков. Эти предпочтения формируют наши убеждения и проявляются в нашем биографическом жизненном пути, нашем личностном мифе.
http://foto.mail.ru/mail/d-trava/7/8.html
Самой же интересной в этой модели является точка пересечения осей координат – изначальная точка отчета, нулевая точка, точка ZERO. Что она из себя представляет – наше исходное при рождении состояние, некую Tabula Rasa, или же некую монаду - изначально нам присущую глубинную сущность, нашу самость ( Self в юнгианской терминологии) ? Боюсь, что ответ на этот вопрос будет во многом определяться тем, из какого сектора он будет даваться. В том то и хитрость, что определить сущностное содержание этой точки можно только находясь в ней. По всей видимости, наиболее близким к пониманию этой точки является понятие анатмана философии буддизма.
Но не вдаваясь в подробности содержательной части этой точки, отметим важность ее для обретения целостного восприятия нашего бытийного пространства.
(Продолжение следует)
(Отредактировано автором: 08 Августа, 2005 - 10:08:33) |
|