Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
22 Ноября 2024, 05:16:01
Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
Новости: Книгу С.Доронина "Квантовая магия" читать здесь
Материалы старого сайта "Физика Магии" доступны для просмотра здесь
О замеченных глюках просьба писать на почту quantmag@mail.ru

+  Квантовый Портал
|-+  Тематические разделы
| |-+  Квантовая психология (Модератор: Владимир Травка)
| | |-+  Природа коллективных неосознанных сновидений
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 3 4  Все Печать
Автор Тема: Природа коллективных неосознанных сновидений  (Прочитано 72314 раз)
Владимир Травка
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« : 30 Мая 2010, 18:58:24 »

Когда в Америке произошел знаменитый террористический акт 11 сентября 2001, многие заметили, что все было настолько масштабно-зрелищно, что напоминало скорей сцены из голливудского фильма-катастрофы, чем из реальной жизни. Позже это обстоятельство послужило еще одним косвенным подтверждением в конспирологической сути происходящего - сценаристы терракта и были местными имиджмейкерами, добросовестно, воплотившими в жизнь кинематографические страхи. Неважно так это или нет. Важно то , что отчетливо высветилась роль искусства кино-искусства иллюзорных коллективных снов. И их роли в формировании реальности.

Впрочем, это и раньше ни для кого не было секретом и игра теней на белом экране постоянно сравнивалась со сказками, с волшебными прекрасными или страшными снами, в которые мы погружаемся заходя на полтора-два часа в темный зал. но все же это всегда больше воспринималось как метафора. Теперь же все больше и больше проступает конкретика сути массового визуального искусства.
Поэтому я предлагаю воспринимать понятие кинофильм - это коллективный сон именно как конкретный если не психо-физиологический, то как минимум социально-психологический феномен без всяких кавычек.

В свете этого интересно было бы разобраться в сути этого феномена коллективных сновидений. Насколько они осознанны, как влияют на нашу жизнь, какую выполняют функцию и можно ли в них выявить квантовую составляющую, как это делалось в гипотезе о индивидуальных сновидений.

Для начала напомню в кратце суть гипотезы квантовой природы сновидений. Она в свою очередь базируется на другой более базовой теории квантовой природы сознания, и в плане этого играет роль механизма выстраивания вектора развития событий нашей персональной матрицы жизни - всей совокупности состояний взаимодействия подсистем "человек"-"окружающий мир". Т.е. эта гипотеза отчасти совпадает с теорией В.Ротенберга о роли поисковой активности сновидений и актуальности этой активности для развития и поддержания здоровья человека.

Если кинофильмы - это коллективные сновидения, то являются ли они так же проявлением коллективной поисковой активности, помогающей тому или иному социуму в его развитии. С одной стороны это само собой разумеется - как любая из форм художественного творчества, будь то литература, живопись, музыка она безусловно в той или иной мере выполняет эту роль. Но является ли тут роль кино наиболее значимой, весомой, качественно другого порядка или нет?
По нашему мнению да. И на это есть ряд причин.
Что бы лучше это понять вернемся к истории сновидческой культуры человеческого сообщества. В современной антропологии есть понятие "Время сновидений" (Альчера - на языке одного из австралийских племен). Это понятие тесно связана с архаичными шаманскими периодами развития человеческого сообщества. В те периоды сновидениям и коллективным трансовым видениям отводилась особая духовно цементирующая сообщество роль. Толкование сновидений играло очень важную роль в осуществлении того или иного тактического жизненного выбора (а в редких инициатических случаях и жизненной стратегии). Поэтому культура запоминания и расшифровки снов культивировалась с детства.
Сон, потустороннее бытие человека имело такую же ценность как и посюстороннее.
С развитием и усложнением социума роль сновидческого оракула уже де-приватизировалась - появлялись профессиональные толкователи снов. А с наступлением патриархальной фазы религиозного развития роль снов стала сначала обесцениваться, а потом и вовсе отрицаться, заноситься в разряд зловредных греховных аспектов. Соответствующей реакцией стал процесс ухода этой стороны нашей жизни в область оккультного.
По мере развития и усложнения человеческой культуры сновидческая функция постоянно маячила на ее переферии периодически выходя из тени - например в виде немецкого романтизма или общеевропейского сюрриализма. Но заложенные патернализмом страхи давали о себе знать -утверждение "сон разума рождает чудовищ" главенствовал.
Но потом наступил технологический 20-ый век. Появился кинематограф и сновидческая природа искусства расцвела пышным цветом.
Почему именно кино?
В сновидении особую роль играет именно визуализация тех или иных образов - создание картинки, причем картинки динамичной. Поэтому кинематограф идеально и подходит под эти требования. Изобразительное искусство может реализовать визуальную составляющую снов, но оно статично. Литературные произведения несут динамику разворачивания сюжетной линии, но визуальная составляющая зависит от соответствующих способностей к воображению читателя.
Поэтому именно с рождением светописи и произошло овеществление тонкой ткани снов на целлулоидной пленке. 
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 31 Мая 2010, 05:53:48 »

В свете этого интересно было бы разобраться в сути этого феномена коллективных сновидений. Насколько они осознанны, как влияют на нашу жизнь, какую выполняют функцию и можно ли в них выявить квантовую составляющую, как это делалось в гипотезе о индивидуальных сновидений.

Хороший вопрос. Особенно насчёт вот этой "квантовой составляющей"...

Думается, что тут просто очередное некорректное использование модного термина. Арнольд Минделл тоже использовал слово "квантовый", когда писал о понятии "Время Сновидений" австралийских аборигенов. Но понимание им этого слова очень отличается от того смысла, который вкладывают в него физики. Поэтому я бы воздержался от применения таких терминов в отношении сновидений.

Что касается самого вопроса, особенно в той его части, что относится ко снам, а не к фильмам, то я уже как-то писал тут в сновиденной теме об одном случае, который приводит Элиаде -

http://quantmag.ppole.ru/forum/index.php?topic=170.msg28188#msg28188

Особенно интересным в этом случае является масштабность происходящего. Напомню, что дело происходит в Италии XVI-го века. В маленьких провинциях Аквилея и Конкордия. Согласно документам инквизиции -

Цитата:
При наблюдении за benandanti выяснились следующие факты: они встречались тайно, по ночам, четыре раза в год (а именно, в четыре последние дня поста и молитвы); к месту своих сборищ они добирались верхом на зайцах, котах и других животных

При этом -

Цитата:
Члены общества были связаны клятвой хранить тайну, и на сборищах иной раз присутствовало до 5000 человек, причем только немногие жили в той же местности, а большинство из них были незнакомы друг с другом.

Собрать несколько тысяч человек в тогдашней провинциально-деревенской Италии, особенно в условиях господства инквизиции, было очень непростым делом.

Но самым интересном было другое -

Цитата:
Самым загадочным у bепапdanti было их «путешествие» к месту сборищ. Они утверждали, что эти «путешествия» происходят in spirito (в духе) во время сна.

Как можно видеть, "коллективные сновидения" существуют очень давно. И многие истории о "шабашах ведьм" приобретают совершенно иное значение, если обратить внимание на этот "загадочный способ путешествия к месту сборищ"...

Вот ещё цитата из Элиаде -

Цитата:
Strigoi умеют превращаться в собак, кошек, волков, лошадей, свиней, жаб и других животных. Считается, что они появляются в определенные ночи, особенно в ночь святого Георгия и святого Андрея; а по возвращении домой они после тройного кувырка в воздухе вновь принимают человеческий облик.

И мой комментарий -

Цитата:
Более того, согласно многим другим источникам, никак не связанным между собой, в описании техник, применявшихся "ведьмами" для полётов на шабаши, или другие "мероприятия" фигурируют как раз те самые, которые и сейчас используются современными сновидцами. В частности, кувырки и вращения, которые я уже упоминал тут как-то.

Вот это место -

Цитата:
Вообще, я бы выделил в отдельную категорию "триксы с глазами". Я их сам очень люблю и часто пользуюсь, особенно, когда нужно изменить "уровень осознания" или "глубины" сна.

Связана их эффективность именно с тем, что на глазах не сказывается "сонный паралич", а ещё тем, что от характера их движений и зависит этот "уровень глубины". Наяву достаточно закрыть глаза, чтобы бэта-ритм (типичный для бодрствования) сменился на альфа (типичный для сна).

Примерно того же можно добиться и в сновидении. На этом эффекте основан и приём "вложенного засыпания". Но и простого закрытия глаз бывает хватает.

Иногда достаточно "остановить взгляд", чтобы т. н. "быстрый сон" сменился на "медленный".

И наоборот - можно быстро завращать глазами, чтобы сон "ускорился".

Быстрое движение глаз слева направо, или наоборот позволяет резко изменить сюжет или "картинку сна".

На этом же принципе основаны триксы с кувырками или вращениями вокруг своей оси, известные многим сновидцам. В основе - именно движения глаз.

Взлядом-же можно менять и отдельные детали.

Именно концентрация на глазах позволяет "управлять сном".

Это удивительное сходство древних магических приёмов с современным сновиденными техниками заставляет предположить, что речь идёт об одном и том же явлении...
Записан
Владимир Травка
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #2 : 04 Июня 2010, 12:38:08 »

Да информация интересная, Элиаде читал много, но это пропустил.
Но в моем посте речь немного не об этом. В приведенном тобой сучае речь идет о людях, наделенных определенными способностями прашаманского толка, собирающихся в определенный клан.
Я же говорю об организации СС в рамках нашего времени декларируемой демократии. Кинематограф - это общедоступный "технологизированный" способ организации СС, точнее не СС а КС- коллективных сноведений.
Тут возникает интересная аналогия  а точнее вопрос - является ли истинным автором КС снов сценарист-режиссер-продюссер, или автор все же деперосонифицирован. И кто является автором наших персональных снов - наши подавленые желания по Фрейду , подсознательное стремление к целостности по Юнгу,спонтанные реакции физиологических процессов мозга... и тд и тп. Непонимающий
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 30 Августа 2010, 03:38:50 »

Тут возникает интересная аналогия  а точнее вопрос - является ли истинным автором КС снов сценарист-режиссер-продюссер, или автор все же деперосонифицирован.

Я думаю, что скорее "автор все же деперосонифицирован".

И кто является автором наших персональных снов - наши подавленые желания по Фрейду , подсознательное стремление к целостности по Юнгу,спонтанные реакции физиологических процессов мозга... и тд и тп.Непонимающий

Я бы сразу исключил все эти причины. Слишком надуманно.

Реальность интереснее.

Я как-то читал об одном из самых известных и популярных голливудских сценаристов. У него был такой приём - его стол стоял вплотную к стене, на неё он крепил большой белый лист и долго смотрел на него сосредоточившись, через некоторое время у него появлялись видения, которые он просто записывал. Так родились сценарии многих известных фильмов.

По некоторым сведениям, подобный "творческий приём" использовал также и Высоцкий.

Тут, как бы сама собой выплывает идея ЭИП, но мне как-то ближе мысль, что мы - тоже некие сновиденные персонажи, которых тоже кто-то сновидит... )))
Записан
Vitaliy
Ветеран
*****
Сообщений: 5586


Материалист


Просмотр профиля WWW
« Ответ #4 : 30 Августа 2010, 10:03:13 »

... Я как-то читал об одном из самых известных и популярных голливудских сценаристов. У него был такой приём - его стол стоял вплотную к стене, на неё он крепил большой белый лист и долго смотрел на него сосредоточившись, через некоторое время у него появлялись видения, которые он просто записывал. Так родились сценарии многих известных фильмов.

По некоторым сведениям, подобный "творческий приём" использовал также и Высоцкий.

Тут, как бы сама собой выплывает идея ЭИП

А идея вхождения в транс (в "фазу", по Радуге) не более ли естественна? А далее - работа с моделями сознания, информацией подсознания, накопленной за время жизни? Да еще с подачи генетически обусловленного фундамента...

Дважды два четыре - по законам арифметики, а не по воле Высших Сил Мироздания... Подмигивающий

Цитата:
, но мне как-то ближе мысль, что мы - тоже некие сновиденные персонажи, которых тоже кто-то сновидит... )))

Аха... (© Изида)... А тех еще кто-то сновидит... и тех, других - тоже... По примеру Андрюши, пришла мне в голову тоже механистическая аналогия: стучит неисправный Двигатель1, который сам является Стуком в каком-то более общем Двигателе2, который есть Стук в Двигателе3...  Смеющийся
Записан

kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 30 Августа 2010, 11:04:14 »

А идея вхождения в транс (в "фазу", по Радуге) не более ли естественна?

Ничуть. Наиболее естественным соединением с "внешней реальностью" является обычный сон. "Фаза" уже очень искусственна.

По примеру Андрюши, пришла мне в голову тоже механистическая аналогия: стучит неисправный Двигатель1, который сам является Стуком в каком-то более общем Двигателе2, который есть Стук в Двигателе3...

Надо думать, что "неисправный двигатель" это тот, кто не помнит снов. Сновидцы же - это исправные двигатели. Они не стучат. )))

А если серьёзно, то твоя аналогия неуместна. Как и другая (с туалетной реальностью). Во снах присутствует всё - и звуки и запахи и прочие ощущения дающие картину полноты бытия.

Ну а двигатель никак не может быть одним только стуком. Должен же быть и запах, например.

Гораздо более уместно сравнение с голограммой, каждая часть которой представляет из себя уменьшенную копию целого.
Записан
Scorpion
Пользователь
**
Сообщений: 132


Scorpion


Просмотр профиля WWW
« Ответ #6 : 30 Августа 2010, 13:52:28 »

Товарищ Травка прочитал ваш 1 пост. По-моему намешано много лишнего, вам не кажется? Тут вы смешали сновидения с терактом; кинематографом, причём с американским; религией; изобразительным искусством, но самое главное с термином «квантовый» который ни какого отношения к теории сновидении не имеет (к попытке вами объяснения неких закономерностей).

Считаю нецелесообразным смешивать всё в одну кучу. Необходимо разделение, а вернее полная ликвидация термина «квантовый» в.т.ч. и «квантовое составляющее», его необходимо убрать. Вот когда всё это будет убрано можно смело дискутировать. Вам кстати знакомо такое понятие как феномен синхронизма К.Г. Юнга? Всё там объясняется читать только надо внимательно.
Скорее всё это ошибочная попытка объяснить ПКНС.

Ветку всю прочитал. Объясню своё видение корня проблемы на примере одного метода:
Когда на сновидца, перцепиента возложена задача по фиксации и регистрации гипнагогических образов (а не одно утверждение, касающихся вопросов коллективных не осознаваемых сновидении не обходится без этого) разной тематики то не обязательно это видение каких-то будущих событий – он не засыпает, он плавно переходит в сноподобное состояние. Разница здесь большая. При этом важно максимально расслабиться (расслабиться во всех смыслах – физическом, психологическом, духовном) и представлять некие либо заранее задуманные картины (эффект потом больше будет от вторых) о каких-то событиях, моментах, людях. По истечении времени при вхождении в ФБС (фазу быстрого сна) при возможности осознавать, а значит запоминать все, что тебе будет показано твоим третьим глазом; пытаться представлять эти образы, картинки.
В итоге можно надеется на не просто спонтанные ГО, а спонтанные ГО соответствующей (т.е. заданной) тематики. Важно понять если этот метод осуществить в БСС либо в лёгком полудрёме он не даст эффектов. Весь смысл заключается в заранее разработанных представлениях о каких-либо событиях уже в поле сноподобного состояния, а не в БСС. Важно чтобы ФБС в этот момент не была дифференцирована с БСС (бодрствующим состоянием сознания), в таком случае возможен эффект проявления ГО заданной тематики с учётом ряда других факторов. Проверено лично на себе. Я сам изучал этот аспект.

Но, безусловно, этот метод, может приниматься как версия или скорее одна из попыток объяснить природу коллективных неосознаваемых процессов именно в общем контексте теории сновидений.
Записан
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 13 Сентября 2010, 12:30:54 »

По поводу "коллективных неосознанных сновидений" уместно было бы привести ссылку на статью того самого Карло Гинзбурга, которого упоминал Элиаде в уже цитированной мной книге.

http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Ginzburg_Sabbash.html

"Образ шабаша ведьм и его истоки".

Вот несколько цитат -

Цитата:
Исследования темы шабаша, результаты которых я излагаю на этих страницах, отчасти проливают свет на мифически-религиозную основу прошлого (сражения в состоянии экстаза с мертвецами и колдунами), отраженную в теме а. Обобщенно говоря, они показывают, что образ путешественника или путешественницы, отправляющихся в экстатическом состоянии в мир мертвых, имеет решающее значение (отмеченное в обширном культурном слое) для зарождения и передачи повествовательной структуры — вероятно, самой древней и самой жизненной структуры, созданной человечеством.

Позволю себе сделать некоторые комментарии...

Гинзбург очевидно прав. Но несомненно, что для него самого основа этих древнейших представлений остаётся в значительной степени неясной.

Цитата:
Реакция инквизиторов вполне понятна: ночным путешествиям benandanti  предшествовало летаргическое состояние, когда их дух покидал их как бы умершее тело и отправлялся в путь в виде какого-нибудь живого существа (мыши или мотылька) или верхом на животном (зайце, собаке, свинье и т. п.). Как тут было не подумать о превращении в животных, которое приписывалось ведьмам, собирающимся на шабаш? Объяснение этой очевидной аналогии можно найти, если взглянуть на вопрос о другой, не инквизиторской, точки зрения. В книге «Ночные сражения» (1986 г.) * я писал, что в обоих случаях — как с ведьмами, так и с benandanti — стремление к достижению экстатического состояния, «которое было следствием применения снотворных средств или вызывалось каталептическими припадками неизвестного происхождения. . . объяснялось тем, что в нем видели средство попасть в таинственный и недоступный обычно мир мертвых и духов, без устали блуждающих по земле». На мой взгляд, именно в этом заключается глубокое единство обеих версий мифа benandanti: сельскохозяйственной и загробной. В компаниях колдунов, угрожающих плодородию полей, видится древний образ неумиротворенных мертвецов; тому же образу, но подвергавшемуся уже частичной христианизации, соответствуют процессии мертвецов (они напоминают души чистилища). В том и в другом случае benandanti, как мужчины, так и женщины, выступают в роли профессиональных посредников между общиной и миром мертвых. Все это позволяет сделать вывод, что «экстатические состояния, путешествия в загробный мир верхом или в виде животных. . . для спасения посевов или обеспечения плодородия полей, участие в процессах мертвецов, дающее benandanti пророческий дар, — все это составные части единой картины, непосредственно напоминающей шаманские культы»

Замечание о сходстве с шаманами очень точное. В статье оно весьма аргументированно обосновывается многочисленными примерами. Но примечательно, что сновиденная "база" всего этого остаётся для автора "за кадром".

Он говорит лишь о достижении ими "экстатического состояния, «которое было следствием применения снотворных средств или вызывалось каталептическими припадками неизвестного происхождения. . ."

Самое простое объяснение даже не приходит ему в голову.

Цитата:
Как мы видели, некоторые элементы, входящие в стереотип шабаша (такие, как полет или превращение в животных), даже будучи переработанными в символическом контексте, отличном от изначального, выдают свое происхождение из фольклорного культурного слоя. В ряде случаев переработка может быть очень незначительной (или даже вовсе отсутствовать), так что становятся заметными более или менее важные элементы этого обычно скрытого слоя. Однако, если создание стереотипа шабаша не может быть полностью отнесено на счет наваждений и страхов судей и инквизиторов, не означает ли это, что описания ночных колдовских сборищ содержат по меньшей мере следы каких-то действительных событий?

Здравая мысль. Но автор продолжает видеть истоки этого феномена лишь в фольклоре и мифологии.

Цитата:
Итак, изложенные здесь в общих чертах идеи касаются разнородной мифологической структуры, следы которой можно обнаружить в описаниях шабаша. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мои возможности (и не только лингвистические) не адекватны величине и сложности поставленных вопросов. Тем не менее для изучения этих вопросов, проистекающих из распространения свидетельств о шабаше во времени и в пространстве и из стереотипного характера самих свидетельств, необходимо было раcсмотреть их в совокупности. Иной раз следует отвлечься от деревьев, чтобы разглядеть скрытый за ними лес.

История с шабашами - хороший пример того, как  исследования сновидений и сновиденных практик могут привести нас к пониманию тех культурных феноменов, которые невозможно объяснить никакими другими способами.
Записан
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #8 : 21 Ноября 2010, 08:45:31 »

Продолжу потихоньку...

Следует отметить, что отношение церкви к ведьмовским шабашам не всегда было таким, как описывал Гинзбург.

В раннем средневековье и почти до XIV-го века, церковные деятели придерживались гораздо более "рационалистических" взглядов на такие "ночные путешествия". Эти взгляды очень походили на современные.

Тогда считалось, что эти "путешествия" и "сборища" происходят "в воображении", "в фантазиях", "во снах". И не заслуживают серьёзного порицания.

Более того, в том случае, если бы один прихожанин вздумал обвинять другого перед церковными властями, в том, что тот участвовал в шабаше, то порицание (в виде епитимьи) получил бы он сам. За суеверие.

Но вернёмся к тому, что писал Гинзбург. Он находил истоки единых представлений о возможности путешествий "в таинственный и недоступный обычно мир мертвых и духов" в фольклоре и мифологии. Но откуда они там взялись он не поясняет. Почти ничего не объясняет и его ссылка на шаманов. Хотя бы потому, что и сами шаманы и шаманизм, как явление, вызывают у антропологов, этнографов и историков религии нешуточные проблемы с объяснением самого своего существования, своей универсальности и повсеместности.

Действительно, шаманизм возникает везде. Во всех регионах, во все исторические эпохи, практически при любых обстоятельствах. Как бы из ниоткуда. Ситуацию осложняет ещё и то, что шаманы не обучаются у других шаманов, как жрецы, например. Кроме того, они, строго говоря, не разделяют той социокультурной среды, в которой живут. Проще говоря, шаман часто столь же непонятен своим соплеменникам, как и антропологам.

Возникает головоломная ситуация - приходится выводить одно необъяснимое культурное явление из другого - ещё более необъяснимого.

Ну, например, Гинзбург, в уже цитированной статье, ссылается на Проппа -

Цитата:
Таким образом, мы можем пополнить собственно историческими данными чрезмерно эволюционистскую типологию, изложенную Проппом в «Исторических корнях волшебной сказки». Но дань, уплаченная (сознательно или нет — трудно сказать) господствовавшей в те времена сталинской идеологии, не может затмить гениальности этой работы, неразрывно связанной с «Морфологией сказки», написанной на 20 лет раньше, в атмосфере расцвета исследований формальной школы. Связь между морфологией и историей, установленная Проппом в этих двух работах, необыкновенно плодотворна.

То есть, отсылает нас в объяснении фольклора и мифологии, которыми он объясняет существование шабашей (не в религиозной трактовке) к сказкам.

Но о чём пишет сам Пропп, в своих книгах, на которые ссылается Гинзбург?

А Пропп, если описывать кратко, не пересказывая обе книги, предлагает рассматривать сказку, как описание некоего "магического пространства". То есть опять не объясняет фольклор и мифологию но отсылает нас к магии, туда, откуда только что нас послал Гинзбург...

И уже кажется, что "круг замкнулся"... 
Записан
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #9 : 21 Ноября 2010, 09:44:46 »

Однако, если мы обратимся ко вполне современным сновиденным практикам, то с удивлением обнаружим довольно рациональные объяснения всем этим культурным явлениям. Включая сказки.

Действительно, почему детям обычно рассказывали сказки именно на ночь, перед сном?

Вот что я сам писал на эту тему несколько лет назад, в одну сновиденную рассылку -

Цитата:
СКАЗОЧНАЯ ПРАКТИКА

О заказе и управлении сном. Ещё одна уловка. Я её уже упоминал, но не описывал подробно. Сны можно делать сознательно, но КОСВЕННО. Сны создает мировоззрение и настроение.

Пример - очень известная и действенная практика, - ДЕТЯМ НА НОЧЬ ЧИТАЮТ СКАЗКИ. Почему? Только ли традиция? Да нет - это способствует хорошему и приятному сну. Как? Слушая сказку, дети воспринимают её настроение и мировоззрение, отличные от тех, что используются наяву. Волшебные. Таким образом, формируется переход к более подходящему для сна самоощущению. И сны получаются яркими, и приятными. Это вариант заказа, да и управлению очень помогает.

То же могут сделать и взрослые - создать у себя перед сном сказочное настроение. Ощущение волшебной сказки (наяву похожие вещи используют симоронцы). Это может изменить сны очень сильно. И расширить сновиденные возможности.

Переносить в сон настроение яви - это глупость, которую мы делаем почти ежедневно, страдаем от этого, но не догадываемся изменить. А это легко.

Создав этот переход, мы подготовим себя к другим условиям (а во сне они другие - никто не станет спорить), и сможем действовать сообразно с ними, не пользуясь дневным шаблоном ограниченных возможностей. Это один из способов развития сновиденных способностей и овладения новыми.

Очень рекомендую.

И ещё...

С форума специалистов по индейцам Центральной Америки, ссылку на который давал Володя Травка -

Цитата:
Оджибвеи верят (со слов Пола Баффало), что во сне можно путешествовать и узнавать новости, что если колдун "работает" над человеком - это будет видно по появлению во сне странных незнакомых людей. Он верил, что через сон можно влиять на реальность.

Моя знакомая оджибвейка из традиционной шаманской семьи сказала, что оджибвеи знали, что снами можно управлять, и что ее отец, шаман и хранитель истории племени, учил ее этому в детстве, и она потом учила этому свою дочь. И что есть этапы обучения. И что управлять снами и перемещаться в них учат детей, чтобы им не снились кошмары.

Больше мне из нее выпытать ничего не удалось. Из них невозможно ничего выпытать.

http://www.mezoamerica.ru/forum1/viewtopic.php?f=16&t=1242&st=0&sk=t&sd=a&start=20

Этот отрывок я уже цитировал. Но повторюсь.

Можно приводить ещё примеры, но уже и так ясно, что прослеживается самая прямая связь между сновидениями с одной стороны и фольклором, мифами и верой в магию с другой.

Причём источником всех этих культурных явлений будут именно сновидения, а не наоборот.

То есть, не мифы, сказки и вера в магию порождают сны (хотя и влияют на них), а сама способность видеть сны порождает мифы, сказки и магические практики.
Записан
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #10 : 21 Ноября 2010, 12:16:32 »

Что интересно, сами сюжеты волшебных сказок, зачастую содержат описания сновиденных техник. Ну например -

"Добрый молодец обернулся сизым соколом"...

Почему "обернулся"? Или "превратился"?

Само слово пре-вращение содержит описание техники.

Оборачивание - ещё более явное...

Смотрим, например, у Радуги (в основных техниках "фазы") -

Цитата:
Вращение.

По пробуждению, не двигаясь и не открывая глаза, в течении 3-5 секунд нужно мысленно начать вращаться вокруг своей оси.

Или вот (вспомогательные техники) -

Цитата:
Движение глаз.

По пробуждению, не двигаясь и не открывая глаза, нужно сделать 2-5 резких движений глаз влево/вправо или вверх/вниз.

Ничего не напоминает?

Всё новое оказывается "хорошо забытым старым"...

Самые современные техники оказываются одновременно и самыми древними.
Записан
Владимир Травка
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #11 : 21 Ноября 2010, 13:00:46 »

А Пропп, если описывать кратко, не пересказывая обе книги, предлагает рассматривать сказку, как описание некоего "магического пространства".

Очень интересные и правильные мысли по поводу связи фольклора, магии и сновиденья.
Что касается идей Проппа, то насколько я помню основная его мысль звучит так сказка - это деградировавший миф - а миф в свою очередь это деградировавший ритуал. Все три имеют общую структурную типологию.

Тут интересно проследить этот процесс дальше - во что в свою очередь деградировала сказка не как форма, а как некий антропологический объект. И тут мы и выходим на массовую культуру, которая штампует недосказки-недомифы. В авангарде всего этого стоит кино, точнее в нашем 21веке правильней говорить о видеопродукции.
Действительно - на ночь сейчас мало кто читает детям сказки - в лучшем случае ставят аудиокнигу с ними, в худшем - запускают мультик. В еще худшем варианте (но пожалуй самом массовом) ребенок сам перед сном выбирает что-нибудь в ТВ или на экране компа, а потом все это тащит в сон.

Кстати, Кадх давно хотел поинтересоваться твоим мнением о фильме "Начало" с Ди Каприо. С одной стороны он явно создавался не без консультаций сновидящих, с другой стороны тема включения осознанности во сне не звучит вообще никак - как-будто погрузиться в управляемый сон - это все равно что надеть виртуалный игровой шлем и бегать по уровням дальше.
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #12 : 21 Ноября 2010, 13:35:19 »

Кстати, Кадх давно хотел поинтересоваться твоим мнением о фильме "Начало" с Ди Каприо. С одной стороны он явно создавался не без консультаций сновидящих, с другой стороны тема включения осознанности во сне не звучит вообще никак - как-будто погрузиться в управляемый сон - это все равно что надеть виртуалный игровой шлем и бегать по уровням дальше.

Ну в этом фильме вообще много ляпов, но, как это часто бывает в Голливуде, допущенных вполне намеренно. Вспомни историю с Лукасом, который говорил по поводу "Звёздных войн" -

"Да, мы понимаем, что в космосе звук не распространяется, но взрывы со звуком - гораздо зрелищнее..."

Также и тут.

Например, техники осознания не рассматривались потому, что "они скучны". Бредовая теория, что все люди в сновидении - "проекции подсознания", была оставлена потому, что на неё был завязан сюжет.

И т. д. и т. п.
Записан
kadh
Ветеран
*****
Сообщений: 1207


Я очень сексуален! И ваще - прелесть!


Просмотр профиля
« Ответ #13 : 22 Ноября 2010, 13:51:59 »

Вернёмся ещё раз к описаниям шабаша, которые даёт Гинзбург...

Что же это за "таинственный и недоступный обычно мир мертвых и духов", в который отправляются шаманы, а также ведьмы и колдуны, во время своих "ночных сражений" и "сборищ"?

Попробуем разобраться в деталях.

Прежде всего, обратим внимание на "недоступный обычно". Затем на почти исключительно "ночной" характер происходящего. Думается, этого достаточно, чтобы сопоставить этот "мир" сновиденному.

Но почему "мир мертвых и духов"?

Начнём с "мёртвых".

Среди огромного множества "духов" в шаманском описании миров и их обитателей, особое место занимают "духи умерших".

Откуда вообще взялось это представление, что человек после смерти переходит в какой-то "иной мир", и находится там в некоем "ином существовании"?

Здесь стоит напомнить, что как для самих шаманов, так и для их обычного культурного окружения, события сна не воспринимаются как целиком "нереальные" (подобно представлениям Пипы, или Радуги, как "мир внутри головы") а воспринимаются как происходящие в некой "иной реальности". Поэтому появление умерших во снах трактуется как свидетельство их "посмертного существования" в этой самой "инореальности".

С этим связано такое количество всевозможнейших верований и обрядов, что даже просто перечислить их нет никакой возможности.

Рискну ещё раз процитировать Элиаде из той же книги, что я тут уже цитировал -

Цитата:
К сожалению, нам очень мало известно о религиозной символике погребальных церемоний в архаических и традиционных обществах. Мы сознаем степень нашего невежества в этом вопросе, когда, по счастливой случайности, современный антрополог получает возможность быть свидетелем погребального ритуала и получить его объяснение. Так было с колумбийским антропологом Райхель-Долматовым, который в 1966 году присутствовал на погребении молодой девушки из племени коги в Сьерра-Невада-де-Санта-Мария. Изданное им описание все еще недостаточно известно; оно, несомненно, заслуживает того, чтобы вкратце привести его здесь.

После того, как было выбрано место для могилы, шаман (тбта) совершает целый ряд ритуальных жестов и провозглашает: «Вот деревня смерти; вот церемониальный дом смерти; вот оно, чрево. Я открою дом. Дом закрыт, и я собираюсь открыть его!» Вслед за этим он объявляет: «Дом открыт», — и показывает людям место, где они должны вырыть могилу. На дно могилы они кладут мелкие зеленые камешки, моллюсков и раковины улиток. Затем шаман тщетно пытается поднять тело, производя впечатление, что оно очень тяжелое; и только на девятый раз его попытки увенчиваются успехом. Тело кладется головой на восток, и шаман «закрывает дом», то есть засыпает могилу землей. За этим следуют другие ритуальные передвижения вокруг могилы и, наконец, все возвращаются в свою деревню. Вся церемония продолжается около двух часов.

Как заметил Райхель-Долматов, археолог будущего, раскопав могилу, обнаружил бы в ней скелет, лежащий головой к востоку, а также камешки и раковины. Самый ритуал и, прежде всего, религиозная идеология, которая стоит за ним, не могли бы быть при этом «обнаружены». Более того, для стороннего наблюдателя сегодня символика этой церемонии останется недоступной, если он не знаком с религией племени коги в целом. Ибо, по наблюдению Райхель-Долматова, «деревня Смерти» и «церемониальный дом Смерти» являются «вербализациями» кладбища, в то время как «дом» и «чрево» являются «вербализациями» могилы (этим объясняется эмбриональное положение тела, лежащего на правом боку). За этими церемониями следуют «вербализации» жертвоприношений как «пищи для мертвых» и ритуал «открытия» и «закрытия» «дома-чрева». Заключительный обряд очищения завершает церемонию.

Более того, племя коги идентифицирует мир — чрево Великой Матери — с каждой деревней, каждым культовым домом, каждым жилищем и каждой могилой. Когда шаман поднимает тело девять раз, это означает возвращение тела через девятимесячный период беременности обратно в эмбриональное состояние. А так как могила уподобляется миру, то погребальные жертвоприношения приобретают космическое значение. Более того, жертвоприношения, «пища для мертвых», имеют еще и сексуальный смысл, так как в мифах и снах, а также в свадебных церемониях акт еды символизирует половой акт; следовательно, погребальные жертвоприношения изображают семя, оплодотворяющее Великую Мать. Моллюски также несут весьма сложную символическую нагрузку, которая является не просто сексуальной. Они представляют собой остающихся в живых членов семьи, тогда как раковина улитки символизирует «супруга» усопшей; ибо если такой раковины не окажется в могиле, девушка, попав в иной мир, «потребует мужа», спровоцировав тем самым смерть одного из молодых людей племени.

По этому отрывку видно, что и сам Элиаде, хотя и связывает веру в "мир мёртвых" с путешествиями шаманов, но не догадывается, что речь идёт о "сновиденном мире". Для него этот "иной мир" вполне мифичен.

Замечу, что в описанном Райхель-Долматовым случае, погребение осуществлялось в типичной "сновиденной позе". Но даже этот факт не приводит обоих антропологов к нашей догадке.

Для нас важно следующее - вера в "загробную жизнь", "посмертное существование"  и т. д. зависит лишь от того, насколько в данном культурном сообществе оценивается значение снов.

Следует особо отметить, что хотя мы не присутствовали при погребальной церемонии, не видели ритуал и не представляем себе "религиозной идеологии" и её символики у племени коги, но, будучи сновидцами, в отличие от самого Элиаде и Райхель-Долматова, можем за внешними ритуалами видеть и понимать суть происходящего.

Здесь я буду вынужден сделать небольшой экскурс в археологию.

Надо заметить, что подавляющее большинство наиболее древних палеолитических погребений было осуществлено именно в этой самой "эмбриональной позе". Более того, очень часто в захоронениях присутствует подголовье, либо предмет, его заменяющий (нечто вроде подушки).

Исходя из сказанного, трудно предположить, что все народы, осуществлявшие эти погребения, находящиеся на другом континенте и совершённые многие тысячелетия тому назад, разделяли верования коги во "чрево Великой Матери". И, следовательно, вовсе не этим объясняется "эмбриональное положение" тела. Гораздо логичней предположить, что сами верования коги вторичны по отношению к этому "положению". То есть, "базой" всей этой сложной "религиозной символики" являются всё таки достаточно простые и универсальные вещи. И первично не сходство положения похороненного с эмбрионом, а его сходство с положением в котором человек спит.

Другой серьёзной причиной, заставляющей предположить "сновиденное происхождение" погребальных обрядов и верований, является очень часто встречающаяся в этих обрядах инверсия левого и правого, вроде обычая располагать соответствующим образом предметы в могилах, носить одежду наизнанку в знак траура и т. д. Дело в том, что подобная инверсия типична и для снов. Во сне часто меняется ведущая рука, ведущий глаз и вообще - доминантность полушарий.

Можно легко показать, что даже рафинированно рационалистичный Миша Радуга, занимаясь якобы "очищенными от мистики" сновиденными техниками, шаг за шагом повторяет путь древних шаманов... Возможно, даже не осознавая этого.

В частности, в какой-то момент, он не выдержал и опубликовал книгу "Контакт с умершими"...
Записан
Владимир Травка
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #14 : 24 Ноября 2010, 11:42:54 »

Не совсем понятна основная идея твоих исследований. Что "мир мертвых" идентичен "миру сноведений" ? Но это не так. Подобие не может приравниваться к идентичности.

Мне кажется, две линии "сон - это маленькая смерть" и "смерть - это вечный сон" не взаимообратны.

Первая линия строится на потенциальной возможности заглянуть в инобытие. Вторая из потенциальной переходит в "кинетическую" фазу - движение в сторону инобытия необратимо.
Но при этом включается третья линия "смерть - это рождение в новом состоянии". Отсюда эмбриональная поза и могила-матка-роддом, а вовсе не "смерть-вечный сон, поэтому кладем покойника в позу спящего".
Т.е. мы имеем дело с ритуалами перехода только во втором случае. Переход в посмертное состояние и сновидческое качественно разные. Иными словами сон - это туристическое путешествие, смерть - это иммиграция. В архаическом обществе это понимается, дифферинцируется и знак равенства здесь не ставится.

Тема смерти-сна сквозная для всей человеческой культуры, а не только для архаической, что бы проиллюстрировать это хочется обратиться к Вильяму-нашему-Шекспиру :

http://www.youtube.com/watch?v=NjqGhzW4eBw
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
Страниц: [1] 2 3 4  Все Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC