Автор
|
Тема: Циники и цинизм
|
AesirLoki
|
написано:15-08-2006 13:39:09
|
31
|
Зелёный Циник - это человек, который нарушает сложившинся общественные морально-этические нормы и ритуалы. Причем, часто циники делают это сознательно, в примере с врачами, они нарушают ритуал "сопереживания","эмоциональное реагирование", "моральная поддержка" больных, родственников и т.д. Я бы назвал этих "демонстративными циниками" :)
А в остальном присоединяюсь к точке зрения Кола.
Есть люди слишком уж тонко чувствующие и ранимые любой мелочью (впрочем, про таких ДХ сказал, что это они только думают, что чувствительные, а на самом деле нихрена по делу и не чувствуют). Есть защитная реакция - цинизм: не чувствовать, не видеть. И то, и другое - тупиковые пути.
ц и т а т а
|
Бабаюнок
|
написано:15-08-2006 14:32:33
|
32
|
Вообще-то для начала полезней обращаться к исходному значению слова, а потом к его современному пониманию. Тогда многое становится более понятным:
"Большая советская энциклопедия Киники (греч. kynikói, от Kynósarges - Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici - циники), одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,- это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: "Отойди и не засти мне солнца"; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, - лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически - только средство; цель - жить по-кинически. Учение К., созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели до его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена "Сократом, сошедшим с ума". Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то К. с вызовом именовали себя "гражданами мира" (термин "космополит" был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия - "без общины, без дома, без отечества". К. хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, "дымом" (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т.п.). "Дым" нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для К. предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, "идеи" Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.
Философия К. послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над др. философскими дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи)".
Короче - циники - это античные сталкеры :)
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:15-08-2006 15:43:00
|
33
|
Бабаюнок Вообще-то для начала полезней обращаться к исходному значению слова Я так понимаю, тема сия посвящена не поиску "самого правильного" значения, а т.н. "ворошению": кто чего под этим словом понимает. Понимают, похоже, кто во что горазд. Но некие усредненный вектор найти можно.
mifotvorec Наиболее характерный пример цинизма - низведение любых тонких чувств между мушчиной и женщиной до уровня секса. При этом все шутки отдают некоторой вульгарностью, несовместимой с трезвостью и открытостью, так необходимой воину Поддерживаю. Только предлагаю смотреть шире (не сочти за наезд, я понимаю, ты просто пример привел, а конкретный пример не может быть широким). У чего угодно можно проигнорировать внутреннее содержание, оставить только оболочку, а потом эту оболочку обстебать - какая она пошлая и убогая. Отож, убогая! Содержимое-то потеряли уже. И пошлая. Только пошлость эта - в глазах смотрящего.
ЗЫ: Сейчас можно еще тему завести - что такое "пошлость" :) А я вот зашел в тему "Юмор" - а там все шутки про гавно. Тонкие - шопесец. как говорится, некоторых можно рассмешить, только навернувшись перед ними.
ц и т а т а
|
Бачурин
|
написано:15-08-2006 18:36:01
|
34
|
Бабаюнок Короче - циники - это античные сталкеры :) Ну и на этом спасибо. Хоть че то в них осмысленное обнаружено. А то сплош убийства при отягчающих и все остальное плохее некуда. Анализ твой хоть и лучший на данной площадке, но далеко не исчерпывает. Хотелось бы, уже во второй раз в этой теме, встряхнуть незамысловатый вопросец. Как неизвестное прошлое обрастает мифологемами, те въедаются в сознание и рисуют нам картинку мира. А почему так? Кощуны перевелись, измельчали да повымерли... Вот и некому кощунством заниматься, а в данном вопросе - дело первейшей необходимости... PS Да, если кинизм - плохо, так может и кощунство - не очень хорошо?
ц и т а т а
|
RSD
|
написано:22-08-2006 13:02:20
|
35
|
Всем
Поделюсь своим ощущением, что такое цинизм и откуда растут его ноги. Я не буду сильно привязываться к вышеприведенному историческому описанию, а оттолкнусь от бытового понимания этого явления.
Жил-был человек. Вырос он в социуме и усвоил от него ряд правил - о смерти лучше не думать, жизнь прекрасна, и т.д. И вот сталкивается он с ситуацией, которая угрожает его описанию Мира, например, идет работать медбратом (сестрой) в реанимацию, где смерть каждый день. И тут описание Мира начинает шататься. Причем очень сильно. А как жить-то без описания чел-то не знает. И тогда срабатывает защитный механизм - цинизм. Внутри возникает обида на Мир за "неистинное" описание. Потому что по сути получается - потерять Описание - это все равно, что социум выкинул человека из своего Мира. А жить-то хочется.
Есть 2 способа прицепиться к любой вещи - со знаком плюс, или со знаком минус. "+" - это вы целиком внутри Описания (раб социума), "-" - вы в антогонизме с описанием, вы его ненавидете, критикуете, эпатируете и т.д. и т.п. А почему? А потому, что это единственный способ для человека, выпавшего из описания сохранить с ним связь.
А что с другой стороны (если отцепиться от описания)? А с другой стороны, если ты выпал из описания, то на тебя дышат БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО И БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ РЕАЛЬНОСТИ, страшно ведь.
Не зря ведь маги давали ученикам магическое описание - терять описание сразу - удар слишком сильный для человека. Сначала лучше ему дать альтернативное описание, а уже потом заставить осознать относительность и неважность любого описания.
Так что проводить аналогию между циниками и сталкерами ИМХО неверно. Циники также глубоко завязли в описании Мира, как и остальные обычные люди, ибо борются с ним. Сталкер невидим для мира, ибо он не борется с ним, он проваливает (ср. айкидо) любые попытки описания зацепиться за него.
ц и т а т а
|
RSD
|
написано:22-08-2006 17:38:10
|
36
|
Врачи все циники, про ребенка, который умер они сказали просто: Да ни-чё, мать молодая еще родит. Ответ Stalker'а Довольно трезвое и отрешенное замечание.
Не согласен со Stalker'ом.
И вообще эта фраза "Да ни-чё, мать молодая еще родит" очень интересна на мой взгляд. Она выражает самую суть цинизма.
Давайте подумаем почему нас коробит эта фраза. Ведь коробит же эта фраза большинство людей.
Скажу чем коробит эта фраза лично меня. И почему, на мой взгляд, она отражает самую суть цинизма.
Жил-был человек и думал он, что будет жить вечно. Однажды, очень близкий ему человек умер и рухнула иллюзия бессмертия и осталось ощущение бессмысленности и никчемности жизни.
Когда врач говорит такое, он тем самым неявно делает следующие вещи:
1. Нивелирует жизнь ребенка и вообще Жизнь как таковую. Этот ребенок пришел в эту жизнь и ушел из нее. Так распорядилась Сила (Бог, ...). Он жил. Он БЫЛ. Жизнь - это Дар и этот дар нужно уважать. И благоговеть перед ним. Смерть (лично меня) заставляет осознать этот Дар и замолкнуть в благодарности и благоговении перед Жизнью. Говоря вышеуказанную фразу врач в этот момент ОТРИЦАЕТ ЖИЗНЬ. "Родит еще" звучит как "сделает еще". Словно ребенок - это кукла, которая сломалась. "Ничего у нее денег много, купит другую." - чувствуете как созвучно звучит. Жизнь приравнивается к вещи. В этот момент НИВЕЛИРУЕТСЯ ТАЙНА ЖИЗНИ.
2. "Молодая родит еще". А если не молодая, то пи..ц? Идти и вешаться? Хоронить себя и свою неудавшуюся жизнь. Происходит нивелирование жизни самой мамы. Ладно, здесь врач сказал это между своими коллегами. А я лично знаю случаи когда моим знакомым говорили такое в лицо. Это не безжалостность, это жестокость, это черствость, это мертвечина, вот чем пахнет от таких людей. Конечно, проще отрезать часть себя, чем интегрировать это, преодолеть свой страх и пройти дальше - осознать ТАЙНУ ЖИЗНИ и быть благодарным МИРУ, ВСЕЛЕННОЙ, КОСМОСУ, БЫТИЮ за этот БЕСЦЕННЫЙ ДАР.
Цинизм - это выражение бессилия, неспособности посмотреть прямо в лицо Жизни (Смерти) отрешенно и с чувством собственного достоинства (смирением воина).
Одним словом, мне не по пути с циниками.
С наилучшими пожеланиями.
ц и т а т а
|
Сириус
|
написано:22-08-2006 20:36:27
|
37
|
Есть такое понятие как "профессиональный цинизм". Встречается у медиков, ментов и некоторых других профессий. Это своеобразная защитная реакция. Когда чел по долгу службы постоянно сталкивается со смертью, болью, грязью, в нём формируется своеобразный защитный барьер. Иначе можно свихнуться если пропускать через себя всю эту боль изо дня в день из горда в год. Другое дело, что профессиональный цинизм не должен перерастать в грубость и чёрствость по отноршению к другим, зависимым от них людям.
ц и т а т а
|
dmd
|
написано:23-08-2006 08:18:43
|
38
|
Вне зависимости от исторической нагрузки понятия цинизма сегодня оно несет в себе такое содержание, которое лучше всего выразить словом АНТИ. Цинизм - это нечто анти-человеческое (но не анти-социальное), анти-духовное, анти-живое и т.п. Т.е. в этом термине заключается нечто очень негативное и противоестественное. Цинизм - это стопроцентное воплощение саморефлексии. Для таких людей мира вокруг нет, есть только зеркала, в которых отражаются они же сами. Кривые зеркала, как отразилось в них их собственное отражение, так они и поступают. У таких людей не 360 градусов в полном обороте, а гораздо больше. Они всегда способны так повернуть, что нормальный нециничный чел не может сориентироваться. Цинизм - это выбор слабаков, не способных не лгать самим себе, не говоря уж про взаимодействия с окружающим миром. Ничего воинского в цинизме нет. Это сознательный выбор бессознательного состояния. Состояние ракушки с шипами - супер примитивный выбор, фактически деградация. Думаю, что "профессиональный цинизм" можно называть "профессиональными щитами".
ц и т а т а
|
Феня
|
написано:23-08-2006 09:53:33
|
39
|
dmd Цинизм - это стопроцентное воплощение саморефлексии. Как бы не хотелось что-то добавить, но совершенно ни к чему еще какие-либо разъяснения, ведь этой фразой сказано ВСЁ.
ц и т а т а
|
Вот Здесь
|
написано:20-09-2006 10:53:45
|
|
Цинизм - это стопроцентное воплощение саморефлексии./dmd/ Наши выступления в форуме - стопроцентное воплощение саморефлексии. Это сообщение – лишь набор букв. Воздержитесь от чтения, расфокусируйте взгляд и закройте окно форума. Вы все еще здесь, читаете. Вырисовывается смысл, определяется собственная позиция по этому поводу. Составляется сообщение. Сообщение критически просматривается в расчете на его понимание остальными участниками форума – вот и началась саморефлексия.
Цинизм .. в этом термине заключается нечто очень негативное и противоестественное/dmd/ Циники предельно честны, честны до боли, до негативных, противоестественных ощущений. социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, "дымом", "Дым" нужно развеять, обнажив человеческую сущность /Бабаюнок/ Дети – маленькие циники, ребята-зверята, обезаруживающе милы, но часто высказывающие совсем не милые ушам родителей вещи. Эти 'немилые' вещи с годами никуда не деваются, они остаются с нами. Глушить и ретушировать их тоже противоестественно.
ц и т а т а
|
|
|