http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/aspek_teorema_bella.pdfАлэн Аспек ТЕОРЕМА БЕЛЛА: НАИВНЫЙ ВЗГЛЯД ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА,
Прежде всего следует отметить существенные черты Копенгагенской интерпренатции квантовой механики (КМ). Согласно этой интерпретации, волновая функция полностью и однозначно описывает КМ эксперимент. Нет ничего кроме волновой функции, пока не выполнены измерения. В Копенгагенской школе субъект (экспериментатор) играет существенную роль, поскольку он определяет факт регисрации, а следовательно, и исход эксперимента. В этом ключе можно сказать, что нет смысла говорить что-либо о частице и ее состоянии, пока не произведено измерение.
Копенгагенский взгляд на КМ исходы очень существен для понимания ЭПР-эксперимента (Эйнштейна-Подольского-Розена мысленный эксперимент) и всего с этим связанного.
Поясню, ЭПР-эксперимент полагает, что в исходный момент было приготовлено запутанное состояние из двух частиц, спины которых ориентированы, например, в противоположных направлениях. Такое запутывание возникает, например, при распаде пиона, смотри, например,
http://math.ucr.edu/home/baez/physics/Quantum/bells_inequality.html (Does Bell's Inequality rule out local theories of quantum mechanics?) .
Эта короткожифущая частица имеет нулевой спин. И в результате распада рождаются два фотона, разбегающиеся в разные стороны. На самом деле разбегание в разные стороны обусловлено законом сохранения импульса (пион полагается покоящимся в системе координат, привязанной к пиону). Но фотоны - это кванты электромагнитного излучения, имеющие целочисленный спин = 1. Следовательно, из закона сохранения полного спина, спины этих фотонов должны быть ориентированные в противоположные стороны.
Таким образом, в результате распада пиона мы имеем запутанное состояние двух фотонов и волновая функция PSI(v1,v2) описывает такое запутанное состояние
На станице 7 мы можем прочитать заключение, основанные на Копенгагенском воспиятии квантовой механики:
i. Фотон v1, у которого не было хорошо определенной поляризации перед
измерением, приобрел поляризацию в соответствии с
зарегистрированным результатом непосредственно в момент измерения:
это не является неожиданностью.
ii. Когда измерение для v1 уже выполнено, фотон v2, не имевший хорошо
определенной поляризации до момента этого измерения, спроецировался
в состояние поляризации, параллельное состоянию поляризации,
зарегистрированному для v1.
Это весьма неожиданно, потому что такое изменение в описании v2 происходит мгновенно, какое бы расстояние ни было в момент первого измерения между v1 и v2. На самом деле, в момент регистрации v1 волновая функция PSI(v1,v2) коллапсирует до урезанного огрызка PSI(v2). И эта урезанная функция несет информацию о состоянии второй частицы и, в частности, ее поляризации v2 вне зависимости от того, где бы эта частица не находилась (впрочем, в согласии с Копенгагенской интерпретацией, бессмыслено что-либо говорить о частице, пока не выполнены измерения). Отсюда следует, что в момент регистации коллапс PSI(v1,v2) ---> PSI(v2) мгновенно передает информацию о состоянии поляризации первой частицы ко второй (мы помним как были приготовлены эти разлетающиеся фотоны).
Казалось бы, вот вам нарушение причинности - информация может передаваться МГНОВЕННО.
А так ли верна Копенгагенская интерпретация, если возникает конфликт с принципом причина-следствие?
На станице 8 мы читаем
Корреляции между удаленными измерениями для двух раздельных систем, которые перед этим взаимодействовали, обычны для классического мира. Например, если механический объект с нулевой импульсом (или моментом) разделяется на две части в результате некоторого внутреннего фактора, то импульс (момент) каждой отдельной части остается равным и взаимно противоположным во время их дальнейшей свободной эволюции. В общем случае, когда каждый из фрагментов подвергается некоторому взаимодействию, два импульса (момента) остаются коррелированными, поскольку они в каждый момент времени определены их начальными значениями, которые, в свою очередь, имели точно определенную сумму.
На самом деле, почему не принимаются во внимание законы сохранения, которые имеют силу пока пространство однородно и изотропно. Отсюда все следует однозанчно - два фотона изначально запутанные, будут сохранять эту самую запутанность как бы далеко они не разлетелись. А в данном случае запутанность диктует: (а) импульсы фотонов равны и противоположны по знаку (закон сохранения импульсов); (б) поляризации фотонов противоположны по ориентации (закон сохранения спинов, или орбитальных количеств движения). В этом случая очевидно, экспериментатор заранее не знает каковы поляризации и он выставляет поляризатор как бог на душу положит. Но измерив поляризацию одного фотона, теперь он вполне определенно может сказать, как поляризован и второй фотон.
Таким образом, эаконы сохранения - это именно то, что прости необходимо в разговорах о нелокальности КМ объектов.