Автор
|
Тема: Жизнь как театр :-)
|
AesirLoki
|
написано:27-05-2002 15:33:02
|
1
|
<div align=right>
"Весь мир театр, а люди в нем актеры" (Шекспир)
"А режиссеры кто?" (Грибоедов)
"Умного актера сценарий ведет, а дурака - тащит" (кажется, стоики)
"Пути Режиссера неисповедимы" ("Библия актера")
"Плохому актеру всегда декоръяйции мешают" (Пословица)
</div>
Весь этот мир - что-то типа огромного театра. Есть куча актеров - хреновых и очень дурно воспитанных: они все время грызутся между собой за главные роли (обычно прямо на сцене), пытаются играть чужие роли и забывают свои, несут отсебятину и т.д... Есть Режиссер, но кто и что он - этого никто не знает, известно только, что детали сценария сочиняются по некоторому грандиозному замыслу прямо на ходу, и профсоюз актеров имеет большое влияние на него (а может, он и ЕСТЬ этот профсоюз): актеры могут не только нести отсебятину, но и "официально" вносить свои изменения в сценарий по ходу пьесы - с согласия Режиссера, разумеется. Есть ли вообще зрительный зал - вопрос темный, но уж про него точно ни один актер не вспоминает, им вполне достаточно грызни за главные роли в кулуарах. Однако зрителям (ежели таковые имеются), вообще говоря, до лампочки, кто какую роль играет. Их и Режиссера волнует только одно: безупречность игры - а значит, каждая роль по возможности дается тому, кто способен с ней справиться.
До нас дошли описания театрального процесса, составленные со слов великого мексиканского театроведа Дона Хуана Матуса его учеником Карлосом. По слухам, ДХ достиг столь выдающихся успехов на сцене, что получил место в худсовете театра, но, увы, проверить это, находясь на сцене, практически невозможно.
Режиссер регулярно сочиняет новые сюжетные линии и предлагает их актерам "для раскрытия новых граней их таланта". ДХ называл эти предложения роли "проявлением Режиссера". Предложения имеют вид знаков суфлера (их еще называют просто _Знаками_) и перестановок декораций ("случайных событий" и "стечений обстоятельств") на сцене. Кто исполняет эти перестановки - тоже неизвестно, но скорее всего, рабочие сцены; они, в отличие от актеров, - настоящие профессионалы: всегда действуют бесшумно, незаметно и точно. Говорят, однако, что некоторые выдающиеся актеры развили в себе способность видеть рабочих сцены за работой; таких актеров так и называют: _видящие_ (новое слово придумывать им было лень, поэтому была изобретена новая интонация для старого слова).
По причине крайней тупости некоторых актеров, которые на Режиссера никогда и не смотрят, а заняты только выяснением отношений и любованием своей собственной игрой, Режиссер вынужден повторять им свои объяснения по многу раз - знаки идут сериями, Режиссер матерится по громкой связи... а актер не слышит и продолжает портить пьесу. На самых тупых рабочие сцены иногда в конце концов роняют что-нибудь тяжелое из декораций, чтобы те отлежались за кулисами и немного вразумились - ДХ называл это толчком или пинком Режиссера, а в совсем крайних случаях актера увольняют из театра досрочно. Хороший актер (которому, по известной поговорке, ничего не мешает) умеет слушать Режиссера и с радостью берется за новую роль, ибо он знает, что это в его же интересах, ибо они с Режиссером делают общее дело. Хорошо сыгравшему доверяют еще более интересную роль.
Актер, со своей стороны, тоже участвует в Режиссерском процессе. Он может предлагать Режиссеру новые сюжетные линии или свой способ развития уже имеющихся, и если предложенный подсценарий не противоречит общему замыслу Режиссера, то он дает "добро" актеру и - что самое главное - соответствующие команды рабочим сцены, которые что-то делают с декорациями, и сигналы другим актерам (которые, впрочем, не факт, что их услышат). Обычно в предложенный актером сценарий вносятся некоторые коррективы - все-таки, Режиссер лучше знает, как надо, о чем актеру тоже сообщается. И эти сообщения действительно можно услышать! Надо просто предложить Режиссеру свой сценарий - и если этот сценарий не противоречит общему замыслу, то можно услышать в ответ подтверждение - и увидеть, как выстраиваются декорации! Этот процесс ДХ называл "намерением". Он метафорически описывал этот процесс так: "команда актера становится командой Режиссера рабочим сцены".
Однако для того, чтобы предлагать сценарии, которые будут приняты Режиссером, надо сначала услышать его и понять хотя бы частично его замысел, чтобы не слишком сильно противоречить этому самому замыслу. Чем лучше понимание, тем ближе реальные изменения сценария будут к предложенным; чем лучше отточена связь, тем подробнее полученное сообщение об изменениях сценария.
Как именно происходит связь с Режиссером - неизвестно. Однако если актер хочет услышать Режиссера, то он его слышит. Театроведы утверждают, что главная причина, которая мешает актеру услышать Режиссера, - это внутренняя декламация (ВД): актер зацикливается на старой роли или (что бывает гораздо чаще) вообще на отсебятине и перестает слышать сообщения от суфлера о новой роли.
ДХ метафорически говорил, что необходимо "останавливать ВД", "подманивать Режиссера", "оттачивать связь с Режиссером". Как его услышать? Кто знает... Наверное, надо слушать суфлера, а не только себя? А может, правильно настроить рацию? Или знать, где сидит Режиссер и смотреть туда? Или и то, и другое, и десятое? Этого тоже никто не знает. Просто есть хорошие актеры, а есть плохие, и каждый актер может грамотно распознать степени профессионализма НИЖЕ своей; а вот с распознаванием профессионалов более высокого уровня, увы, часто бывают проблемы. Также известно, что слова входят в роль и предназначены для зала, поэтому Режиссер не воспринимает их как обращенные к себе. ДХ утверждал, что для внесения изменений в сценарий с Режиссером "разговаривают жестами". Здесь сведения о процессе связи очень отрывочны - известно только, что и обычные жесты конечностями тоже входят в роль, а с Режиссером разговаривают какими-то жестами, которые не видны залу (если он вообще есть), а может, он умеет мысли читать... Тайна сия великая есть. Это нам всем и предстоит исследовать.
-----
PS: 2Иветта: а Режиссера играть не положено! :-))) Нет такой роли в театре. :-))) И если актер пытается изобразить Режиссера, то перестает слышать его, потому что принимает себя за него и в результате слышит только себя.
PPS: Воспринимать этот текст серьезно настоятельно <font size=+1>НЕ</font> рекомендуется.
ц и т а т а
|
dmd
|
написано:27-05-2002 16:49:16
|
2
|
"Весь мир - цирк, и большинство в нем - клоуны" (мама)
Воин - не зритель, а скорее прохожий, бросающий короткие взгляды на встречные цирковые арены и клоунов, и на большее не претендующий.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:27-05-2002 17:21:48
|
3
|
dmd
Кажется, ты вообще не понял, о чем я.
В данной терминологии, цирк - это как раз то, что устраивают из театра те, кто не удосуживается слушать режиссера.
ц и т а т а
|
dmd
|
написано:27-05-2002 18:13:24
|
4
|
Режиссер - тиран, навязывающий представление, участвуя в нем, становишься актером/клоуном, отдавая себе в этом отчет - можно быть зрителем или прохожим, плюющим на представление и идущим своей дорогой.
ц и т а т а
|
Godo
|
написано:27-05-2002 20:26:44
|
5
|
dmd
<font size=1>Режиссер - тиран, навязывающий представление, участвуя в нем, становишься актером/клоуном, отдавая себе в этом отчет - можно быть зрителем или прохожим, плюющим на представление и идущим своей дорогой.</font>
Это круто, но... Ты уверен, что именно так и поступаешь? Я за себя не ручаюсь, а потому, с разрешения AesirLoki, продолжу :)
Некоторый интерес во всём этом действе вызывает вопрос - А как получаются хорошие и плохие актёры? И почему, при наличии множества школ и течений театрального искусства, плохие актёры составляют подавляющее большинство отирающегося на сцене народа. Больше того, существует некое порочное правило, согласно которому актёр, слишком серьёзно обучающийся театральному искусству в некоторых школах, со временем впадает в своего рода актёрскую психопатию или истерию и принимается навязывать Режиссёру свои нелепые сценарии. Некоторая разновидность актёров начинает вдруг утверждать, что имеет прямой телефон к Режиссёру, а особо рьяные так просто начинают по три раза на сцене расхаживать, требуя от остальных участников действа признания за ними титула Режиссёра.
КАК и ОТКУДА берутся хорошие актёры не знает никто. Может даже сам Режиссёр. Всё тот же великий театровед ДХМ когда-то обронил фразу, что хорошими актёрами, вообще-то, рождаются, а все эти школы и студии - от лукавого. Но фразу эту все старательно не замечают (в том числе и пишущий эти строки), так как слишком уж она ... Неудачная, одним словом, фраза.
Между актёрами, претендующими быть хорошими, ведётся активная борьба за место под рампой. В пылу этой борьбы творческий коллектив зачастую начинает довольно далеко отходить от канвы предложенного сценария, а на место режиссера начинает выдвигать особо одарённых актёров из своего числа. Настоящий Режиссёр в таких случаях зачастую теряет всякий интерес к данному коллективу и производит очередной рекрутский набор в безмолвной толпе плохих актёров.
Кстати, деление на плохих и хороших актёров, придумано самими хорошими актёрами. С точки зрения Режиссёра все равны. Ему может быть и приятно, когда к нему прислушиваются, но делать поблажки или одаривать кого-то особым вниманием он явно не намерен. По всей видимости, частенько срабатывает принцип, изложенный в одной из пьес - Камень, отринутый строителями, станет главою угла.
Дон Хуан Матус неоднократно пытался втолковать художественному руководителю проекта Карлосу Кастанеде тот факт, что всё происходит достаточно просто - нужно лишь осознать, что Сила уже находится с нами. Указывалось даже конкретное её местоположение, а именно - кончики пальцев. Но подавляющее большинство актёров так и не увидело в этом смысла. Автор этих строк и сам пытался разыскать Силу, но кроме микробов из под ногтей, так ничего и не разглядел даже при трёхсоткратном увеличении. Поэтому он сейчас занят созданием более мощного квантово-эманационного микроскопа, а остальная часть актёров, по всей видимости, так же занята разработкой своих инструментов и приспособлений.
В силу того, что каждый актёр считает свой прибор единственным, уникальным и неповторимым, происходят ожесточённые споры по поводу того, чей же всё-таки лучше? Обвиняя друг друга в отсутствии Чувства Стадного Восприятия, актёры без перерыва перемывают друг другу косточки, наслаждаясь собственным совершенством. Режиссёр, позёвывая, глядит на всё это, но, обладая, пусть и в малой степени, но всё-таки человечностью, сводит порой вместе тех актёров, чьё понимание замысла пьесы совпадает. Как правило, при этом совпадают и их методы настройки.
Для наилучшего постижения своего замысла, Режиссёр предложил использовать актёрам две главных техники - Сталкинг и Сновидение. И тут же актёры, как железные опилки под действием полюсов магнита, разделились на две группы - сновидящих и сталкеров. Особо прыткие умудрились себя причислить к нагвалям, совершенно не задумываясь о том, что звание это предполагает всего лишь способность вести группу и накладывает определённую ответственность, не суля взамен никаких особых благ.
Сталкеры принялись разрабатывать методы одурачивания окружающих, не осознавая, что сущность сталкинга всего лишь в способности фиксировать ТС.
Сновидящие начали обживать сновиденные миры, обставлять их мебелью и населять всякими существами, упуская из виду, что практика сновидения вообще-то предназначена для сдвига ТС и развития некоего иного внимания.
Всеобщее заблуждение актёров заключается в том, что они зачастую делают упор на ту область единой актёрской практики, которая у них лучше получается, надеясь, что недостающее как-нибудь само образуется.
Иногда актёры безумно устают от всего. В таких случаях, Режиссёр даёт совет сходить в ближайший бар или пойти на трамвае покататься.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:27-05-2002 20:52:36
|
6
|
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...
dmd, кажись, вообще не понял, о чем я (с Режиссером, в отличие от социума, ДХ отнюдь не советовал спорить).
Godo
А вот такие ответы мне нравятся больше :-)
Я вот только не совсем понял, какая такая "сила" находится под ногтями? =8-0 (Почесав репу) О!!! Имелось в виду, что рация для связи с Режиссером находится у нас в кончиках пальцев, я правильно понял? Кстати, интересная идея, надо будет подумать над ней :-))) И разработать "самую правильную" систему жестикуляции для связи с Режиссером :-)))
ц и т а т а
|
Godo
|
написано:27-05-2002 21:13:11
|
7
|
AesirLoki
Я уж тоже принялся было "самую правильную" систему жестикуляции искать, даже мудры индийские вспомнил, а потом подумалось, что старый мошенник (ДХ) скорее всего фигурально выразился :(( Обидно ! Куда ж теперь прибор девать?
ц и т а т а
|
Godo
|
написано:28-05-2002 05:09:18
|
8
|
Никто не замечал странного пародокса - как только поимеешь совсем тёмную негритянку, так сразу в голове просветлевает? Со мной именно так. Только с неё, любимой, слез, сразу за перо взяться хочется! И снова о театре :(
В пылу кипящих страстей по поводу используемых ими техник, актёры совершенно упускают из виду, что Режиссёру все эти техники совершенно до колосников. Единственное, что может его удовлетворить - это настоящая Игра. Однако вещь эта настолько проста, что совершенно не находит себе места в усложнённых и тонких мыслительных построениях, используемых населенцами сцены для подробного описания сценического пространства. Подвергая свои роли беспощадному анализу, актёры нарезают их на всё более тонкие ломтики, пытаясь таким образом отыскать скрытый замысел Режиссёра. Когда от роли остаётся кучка каши, подобной той, что случается после пропускания огурца через мясорубку, актёры имеют обыкновение жутко разочаровываться, приходить к выводу, что художественный руководитель проекта (КК) был обычным соней и чуть ли не из головы состряпал все высказывания, приписываемые тетроведу Хуану Матусу. Следующим логическим шагом актёров этой школы является глубокая убеждённость в том, что Режиссёр - сам дурак! А следовательно нечего принимать в расчёт его замысел. Дело, на взгляд этих актёров, значительно упрощается. Нужно только понять схему, по которой составляются сценарии, и поручить написание оных своему представителю. То, что при таком раскладе напрочь исчезает сама игра, а следовательно и смысл существования актёров, никем, похоже, во внимание не принимается.
К счастью, не все актёры придерживаются взглядов этой школы. Есть актёры, которые честно стараются отыграть свои роли. Они пытаются исследовать замысел Режиссёра, рисуют схемы и вычисляют ходы персонажей, пользуясь самого разного рода настроишно-гадательными системами, а также неясными намёками самого основоположника театрально-параноидального метода. Но и эти актёры, рано или поздно приходят к выводу, что Режиссёр не нуждается ни в их схемах, ни в их самоотдаче и жертвовании, ни в их благостных желаниях выполнять всё по-написанному. Если он на что и ведётся, так это на саму игру. Ну, так что же такое эта игра?
ц и т а т а
|
dmd
|
написано:28-05-2002 16:01:08
|
9
|
Похоже в самом деле завернул не в тему, прошу прощения. Раз уж начал, поясню свою точку зрения.
У Вас слишком сложное академичное описание театра, по-моему все проще и жестче. Это хищный театр, каждый актер должен сыграть роль обреченной жертвы, другого не дано. Это относится не только к социуму, но и к любым взаимодействиям травок-букашек, органиков и неоргаников, ко всем и всему, возможно, даже планет и звезд. Еще мне показалось Вы наделяете актеров свободой воли, с этим тоже не соглашусь. Шанс на нее появляется у тех, кто каким-то чудом оказывается на границе представления, превращаясь в зрителя-прохожего.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:28-05-2002 17:05:16
|
10
|
dmd
Обращайтесь уж ко мне на "Ты", тут "так принято" :-)
Опять же: не надо путать социум и Жизнь. Социум - цирк, Жизнь - театр. "Оказаться на границе представления" - это что имеется в виду, устраниться из жизни, что ли? Или устраниться из сансары? (надеюсь, никто не кинется мне объяснять, что в нагуализме нет понятия сансары :-)) ДХ рекомендовал каждому вылезти из цирковой кучи-малы (читай: "кучи дерьма") и сыграть ту Роль, ради которой его и выпустили на эту сцену. Об этом я и писал. Godo, со своей стороны, дополнил мое описание театра описанием цирка, который из него делают.
<font size=1>хищный театр, каждый актер должен сыграть роль обреченной жертвы</font>
По поводу слова "хищный" - да, это входит в сценарий: актерский состав все время должен обновляться. Приведу цитату из "Протоколов колдуна Стоменова":
Каждая жизнь, малая или большая, травинки или льва могучего, на борьбе построена за существование свое благополучное. Борьба эта живое сильным делает – вот почему зверь лесной болеет исключительно редко, а то и не болеет вовсе. А вот собачка комнатная аль животина домашняя – те часто хворь знают и дохнут во множестве от этих хворей разных. У человека врагов уже нет в этом мире, действительным царем он сделался на планете сей. Но вопреки природе не сможет идти даже он – вот и выходит, что одни цари убивают других царей таких же в количествах неисчислимых без особой нужды и поводу.
[...]
природе нужды нет в убиениях – но борьба ей надобна, потому как основа это успешного выживания и силы… Ну а чудо если выйдет, прекратятся вмиг все убийства да войны – что думаешь? Полста лет не пройдет, как сгниет человек в хворях превеликих или разум утратит, безумным сделается.
По поводу слов "обреченная жертва" - это какой-то больно человеческий подход, что ли... "Причина смерти - в рождении", - сказал Будда. "Ах, мы обречены!" - это индульгеж. Неизвестно, есть загробное существование или реинкарнация али нет, но думать об этом бесполезно: ЗДЕСЬ мы этого все равно не сможем узнать, так что остается только "безупречно завязывать шнурки" - и Режиссер не отправит хорошего актера на пенсию досрочно.
ц и т а т а
|
dmd
|
написано:28-05-2002 18:56:46
|
11
|
я как раз за нечеловеческие трактовки.
"обреченной" - в смысле окончательно бесповоротно приговоренной сценарием.
"на границе" - что-то типа не в гуще, не по-уши в дерьме.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:28-05-2002 19:01:03
|
12
|
dmd
<font size=1>"обреченной" - в смысле окончательно бесповоротно приговоренной сценарием</font>
Так я что, зря исписал столько экранов словами о том, что сценарий мы же сами и пишем? =8-0 Узаз! Пора мне на пенсию из этого театра - хреновый из меня драматург, наверное.
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:29-05-2002 10:13:55
|
13
|
Да, вот еще, мне другой темой навеяло:
Забыл упомянуть еще одно выражение ДХ: "сценарий с сердцем" - это та самая роль, ради которой мы и вышли на сцену.
ц и т а т а
|
Сяо Лао
|
написано:29-05-2002 10:50:15
|
14
|
AesirLoki А все же брошу камень по поводу сансары, дело не в том есть или нет такого ронятия в нагуализме, а в том, какое это отношение имеет к театру жизни? Если воспользоваться этой парадигмой, то получится, что каждый играет поочередно в жизни разные роли пока "не усвоит урок" (какой?), не осознает тщетность всех этих выходов на сцену и не переберется со сцены... А вот куда именно? То-ли в зрители, то-ли в режиссеры. Опять же если трактовать теорию реинкарнаций с позиций нагуализма, то получится, что Орел осознания "съедает" а для новой жизни он его,(как бы это поинтеллигентнее сформулировать) подвергает дефекации? Да сложен и загадочен мир театра!
ц и т а т а
|
AesirLoki
|
написано:29-05-2002 11:17:08
|
15
|
Сяо Лао
"Сансара" действительно не имеет никакого отношения к театру жизни. Я ее помянул потому, что мне показалось, что про это говорит dmd - я его переспросил.
<font size=1>Да сложен и загадочен мир театра! </font>
Дык! :-)))
ц и т а т а
|
|
|