ПОДГОТОВКА К СНОВИДЕНИЮ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
2. Изменение стереотипа перцептивного внимания.
Легко заметить, что перцетивное внимание наяву почти полностью автоматично, и в этом его принципиальное отличие от механизма работы внимания сновидения. В толтекском сновидении внимание максимальным образом подчинено исследованию - оно стремится "собрать" картинку из фрагментов, отделить внутреннюю галлюцинацию от внешнего сигнала и, наконец, попробовать разобраться в природе этого внешнего сигнала. Одновременно внимание вынуждено стабилизировать и детализировать "схему тела" самого сновидца - с одной стороны, чтобы укрепить тело сновидения, с другой - чтобы иметь устойчивую точку отсчета для работы непрерывного исследовательского внимания. Из этого видно, насколько навыки первого внимания неудовлетворительны для продуктивной работы в сновидении. В отличие от древних охотников и собирателей, мы живем в монотонном, повторяющемся мире - мире, созданном тоналем из себя и для себя. Мы давно не отдаем себе отчет, что городская архитектура, планировка, весь повседневный реквизит, начиная с квартирной мебели вплоть до пульта управления атомной электростанцией, - есть не что иное как материализация привычных схем движения нашего перцептивного внимания. Весь человеческий мир создан нами так, чтобы требовать минимальных усилий для восприятия и поддерживать его привычные автоматизмы. Странствия среди дикой природы вынуждает перцептивное внимание работать иначе. Здесь исследование порой бывает жизненно необходимым, а это вынуждает точку сборки то и дело колебаться в те моменты, когда наше внимание пытается установить подлинное положение дел в окружающей нас среде. Шаманы интуитивно знали о такой закономерности и заставляли своих учеников забираться в незнакомые и даже опасные места, чтобы выбить их внимание из привычной колеи и подготовить таким образом благоприятные условия для необходимого сдвига точки сборки. Нечто подобное проделывали и маги, предпочитая темноту или сумерки при свете свечей во время проведения магических операций. За последнее столетие ситуация усложнилась. Мир первого внимания, освоенный человек, стал намного более структурированным. Он интенсивно поглощает сам себя, замыкается на себе, стремясь охватить малейшие детали доступного человеку перцептивного поля. Именно поэтому первое внимание почти все время пребывает в пассивном состоянии. Оно пользуется некоторым набором алгоритмов, шаблонов и стереотипов, применяя их ко всему, что встречается на пути, и человек не испытывает ни малейшей необходимости что-то изменить в данном положении дел. Попробуйте проанализировать с этой точки зрения свою каждодневную рутину - то, как вы используете свое внимание на протяжении дня, и вы неминуемо заметите, что даже в сутолоке улиц и автомобильных пробках повторяете одни и те же привычные способы управления вниманием. Это одна из тех невидимых, но крепких клеток, что удерживают неизменным режим восприятия, а значит, фиксируют точку сборки, заставляя ее намертво замереть в одной и той же позиции. Изменение стереотипа перцептивного внимания ослабляет эту фиксацию и подготавливает проникновение в сновидение. По сути, это не что иное как имитация исследовательского внимания, игнорирующая привычность среды, а потому схожая с техниками не-делания. Разумеется, применять ее можно не везде и не всегда - в конце концов, пренебрежение универсальными шаблонами распределения внимания может изрядно навредить ориентации в искусственной среде, которую специально подогнали к этим шаблонам. За рулем (за станком, при переходе улицы), например, лучше подобными вещами не развлекаться. И все же тональный мир отнюдь не сплошной - в нем есть "зоны неопределенности" и даже "дыры", по рассеянности не заполненные никаким жизненно важным для человека порядком. Можно ехать в автобусе или метро и без всякого риска разглядывать искусственный тональный мир, применяя измененные стереотипы перцептивного внимания. Можно делать то же самое, даже не выходя из собственной квартиры. (А некоторые счастливчики могут заниматься этим на своем рабочем месте, бывает и такое.) Каким же образом мы можем изменять стереотипы работы перцептивного внимания в течение дня, подготавливая таким образом себя к сновидению? Во-первых, это достигается произвольным расширением перцептивного поля максимальным образом. В обычной ситуации поле восприятия сужено. Все знают, как редко люди, живущие в городе, смотрят, например, на небо. Мы оглядываемся по сторонам лишь в том случае, если попали в незнакомое место и пытаемся сориентироваться. Нас никогда не интересуют детали объекта, если он кажется нам давно известным и знакомым и т.д. и т.п. Эти навыки автоматического внимания мы переносим в сновидение, в результате чего раз за разом терпим поражение, пытаясь осознать себя во сне или запомнить приснившуюся обстановку. Если же мы пытаемся получить всестороннюю и исчерпывающую перцептивную информацию о знакомом нам месте, срабатывает уже известный механизм не-делания, поскольку мы начинаем относиться к знакомому и неинтересному как к чему-то абсолютно новому и потому не наделенному однозначным смыслом в тональной картине мира. Та же позиция проявляет себя в таких компонентах исследующего внимания, как а) равномерность распределения внимания, б) всесторонняя идентификация всех воспринимаемых объектов, в) непривычные движения глаз, отражающие изменение стереотипа. Отношение к воспринимаемому полю как к явлению, не получившему в описании мира определенного наименования, проявляет позабытую тоналем равноценность воспринимаемого. Исчезают главное и второстепенное, целое и деталь, центр и периферия. Все подвергается одинаково внимательному изучению. Конечно, избавиться от шаблонов восприятия (особенно в том случае, когда обстановка уже слишком знакома) довольно трудно. Чтобы облегчить себе эту задачу, важно не следовать за теми автоматическими перемещениями взгляда, что и очерчивают контуры описываемых тоналем объектов, выделяют степень их важности, привлекательности для внимания и т.д. и т.п. Можно избрать любую схему движения глаз (взгляда), лишь бы она не соответствовала заготовленному для воспринимаемой обстановки шаблону. Пристальное изучение окружающего поля как совокупности элементов, не имеющих смысла, и есть сущность перцептивного не-делания, не направленного на разрушение одного конкретного стереотипа восприятия, но нацеленного на отрешение от мира смыслов вообще. С одной стороны, это может быть "блуждающий" взгляд младенца, когда внимание направлено на детали перцептивного поля, с другой - серия произвольных и последовательных взглядов, очерчивающих предъявляемое пространство как "пустое", в котором имеют значение лишь главные оси координат, по которым производится ориентация - "верх-низ", "право-лево", "вперед-назад". При "ориентационном" движении внимания оценка окружающих объектов производится не по смысловым, содержательным признакам (это - стол, это -машина, это - человек и т.д.), а только по формальным (дистанция, освещенность, контур, скорость). Все вышеперечисленные приемы изменения стереотипа перцептивного внимания (а они с известными модификациями могут быть распространены не только на зрение, но и на слух, и даже на осязание) на практике приводят к неизбежному угасанию внутреннего диалога. Частичная остановка внутреннего диалога всегда имеет место при подобной дезавтоматизации работы внимания, и наоборот - техники, направленные на ОВД (например, "ходьба Силы"), как правило, в той или иной степени сопровождаются таким изменением в работе перцептивных стереотипов. Таким образом, на протяжении дня то и дело прибегая к паттернам осознанного, исследовательского внимания вы не только готовите тело к сновидению, но и накапливаете энергию за счет замедления или даже приостановки внутреннего диалога. В качестве побочного положительного эффекта вы неминуемо начинаете отмечать возрастающую свежесть восприятия и экзистенциальную схожесть (даже неразличимость) мира яви и мира сна. Все это вызывает в известной степени субъективное чувство легкости, чего-то вроде "духовного просветления", помогающего поддерживать безупречность и проводить сталкинг. Как видите, в толтекских техниках все взаимосвязано - даже частности. Описанный способ не-делания тонального внимания и сопутствующей ему остановки внутреннего диалога в идеале должен использоваться интенсивнее с приближением момента засыпания. Дневная жизнь, все то время, что мы проводим в первом внимании, в практике сновидящего рассматривается как своего рода трамплин, на котором он набирает энергию и ускорение, чтобы в момент засыпания не перейти к привычной бессознательности, а перейти ко второму вниманию через внимание сновидения. 3. Процедура "вхождения в сновидение". Непосредственная подготовка к вхождению в сновидение должна начинаться, по крайней мере, за полчаса до того, как вы ложитесь в постель. Она не требует никаких обязательных ритуалов, а потому может быть сугубо индивидуальной. Однако в этой подготовке обязательно должны присутствовать следующие компоненты: А. Остановка внутреннего диалога. Б. Ритмическое дыхание. В. Переключение внимания на энергетическое тело. Г. Намерение. Если вы живете один или ваши близкие ничего не имеют против ваших занятий сновидением, то никаких проблем не возникает. Если терпимость окружающих распространяется на такие "странные" штуки, как аутотренинг или медитация, то это - хорошая отговорка. Действительно, почему бы не помедитировать перед сном или не заняться "психической гигиеной" ради повышения производительности труда и общего здоровья? Но в любом случае элемент нарочитости должен быть минимальным. Если подумать, то нет ничего странного в том, что иногда не удается войти в сновидение только потому, что тех, кто живет рядом с нами, раздражают наши странные занятия. Тональ других людей бывает настолько агрессивен, что пытается диктовать нам свою волю, даже когда мы спим. "Неуязвимость" приходит с годами и требует внимательного отношения к себе и к миру, с которым мы вынуждены иметь дело. При этом вполне естественно, что "неуязвимость" требует от нас и некоторого обустройства своей жизни в первом внимании. Будет разумно избавиться от бессмысленных препятствий в вашей практике, применяя все тот же сталкинг - ведь он существует и для этой цели. Организовать жизнь в тонале таким образом, чтобы создать себе подходящие условия для толтекской практики - забота не только сталкеров, но и сновидящих, особенно в том случае, если они идут по пути в одиночку, без надежной сталкеровской поддержки. Во времена Конкисты, как вы помните, толтеки тратили немалую часть своей жизни на достижение этой цели. И, судя по всему, это им не только не мешало, но даже шло на пользу.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСПОСЛЕДУЕТ...)
ц и т а т а
|
Dead => Adept'у "Тебе? Нееет Adept :) Я что похож на чемпиона мира по метанию бисера?"
...радость ты моя, а что-нибудь общедоступное и полезное - можешь? Без окорблений, наездов, детского лепета?
Скажи. Я, например, выслушаю спокойно. И оценю - спокойно (конечно в меру своих возможностей).
Мне, например, интересно: почему вы бросились защищать АП?
И, собственно, ОТ ЧЕГО????
Это что - всего лишь детский инстинкт защиты "своего божка", или нечто другое? Хотя другое - кроме наглости и глупости, я, пока, не вижу.
Так объяснись. Переломи тенденцию скандала и спокойно и разумно, как безупречный воин, о счастье уже быть коим ты намекаешь, - членораздельно объясни здесь лично мне и другим, кому интересно: Что так тебя задело?
Косноязычие Адепта? Да, и меня это несколько смущает, я тоже хотел бы гладкой речи ото всех. Но он никого не оскорбляет, не пытается задеть личность другого под видом "безупречности", как многие на этом Форуме, хотя вся их "безупречность" сводиться к одной и очень простой мысли: "МЫ - воины. Поэтому, когда Я послал на х## тебя , Ты - утрись и терпи. Претендовал быть воином? Вот и молчи, тренируй улыбку, когда я гажу тебе на голову. Меня это не касается, я уже совершенен."
Повторяю, он никого не оскорблял. Настойчив? Ну и что, если, по существу, ему вешают на уши лапшу?
Любава. Ну, с женщинами, вообще надо быть по-аккуратнее, это другой ТИП человеческого существа, НЕ мужчина. Нам до конца не понять их, а им - нас.
Она теософка, по "первому магическому образованию"? НУ И ЧТО?
Помнишь, что сказал ДХ, когда КК зачитал ему "Книгу мёртвых"?
Он сказал примерно так:"Конечно в этом нет, ничего общего с тем, как я вижу, но, наверное, тибетцы понимали, что ничто не имеет значения - и спокойно понаписали тут всякую чушь".
<font size="1" color="#B7B7B7">Исправлено: 22-02-2002 17:37:00</font>
ц и т а т а
|