Я хочу описать по этому поводу, что бывает в той жизни с учеными, которые приобретают интеллект собственными размышлениями. Движимые любовью к истине ради истины, стало быть, ради пользы, они отвлекаются от всего мирского. Затем расскажу, что бывает с теми учеными, которые достигают разума с чужой помощью, без собственного труда. Так поступают многие, стремящиеся к знанию исключительно для того, чтобы приобрести ученую славу, а через нее почести и преимущества в свете. Они не стремятся к пользе и не отвлекаются от мирских благ. Расскажу, прежде всего, что происходит с этими последними. Я услышал некоторый звук, который восходил снизу, вдоль левого бока, к левому уху. Я заметил каких-то духов, которые старались подняться, но не мог догадаться, кто они такие. Поднявшись, наконец, они заговорили со мною и сказали: -Мы были логиками и метафизиками. Свой разум мы погружали в эти науки с единственной целью, прославится своей ученостью и проложить себе, таким образом, в мире дорогу к почестям и богатству. Теперь мы оказались в печальном положении. Не поставив себе никакой другой цели в изучении этих наук, мы не могли воспитать в себе сообразительность. ... -Кто вы такие? - спросил я их, и узнал, что один из них прославился своими сочинениями. Надо полагать, что это был Аристотель. Кто был второй, я так и не узнал. Первый был приведен тогда в то состояние, в котором он был в мире. Всякий легко может быть возвращен в то состояние, в котором он был в мире. Все, чем человек обладает в жизни, он уносит с собою в другую жизнь. Больше всего меня удивило то, что он приблизился к моему правому уху и стал говорить оттуда. Голос его был груб, а речь, тем не менее, довольно рассудительна. Из смысла его слов я убедился в том, что он был ранее совсем не таков, как появившиеся ранее схоластики. В самом деле, он сохранял в своей памяти все, что написал, и умел извлекать из нее хранившиеся в ней рассуждения. Таким образом, наименования, изобретенные и введенные им для предметов мысли, служили словесной оболочкой описываемых им внутренних состояний. Затем я догадался также и о том, что он, был руководим только собственным влечением, жаждою познать все подлежащее мысли и рассуждению. При этом он покорно следовал всему тому, что внушал ему его дух. Вот почему он и приложился к моему правому уху. Другое дело его последователи, так называемые схоластики. Они идут как раз наоборот - не от мыслей к наименованиям, а от наименований к мыслям. А многие из них и совсем не переходят к мысли, а остаются при наименованиях. С их помощью они могут доказать все, что им угодно. При желании они могут выдать ложь за истину. Поэтому философия для них скорее путь к безумию, чем к мудрости, и погружает их во тьму вместо света. Затем я заговорил с ним об аналитической науке. Я сказал, что маленький ребенок может в течение получаса изложить более философии, анализа и логики, чем Аристотель описал в целом томе. Это потому, что все, относящееся к мысли и тем самым к речи человека, относится вместе с тем и к анализу. А законы последнего происходят из духовного мира, поэтому всякий, кто пытается создать искусственное мышление с помощью наименований, подобен танцору, который хотел бы научиться танцевать посредством науки о мышцах и сухожилиях. Если бы все его мысли были заняты этой наукой, вряд ли во время танца он мог бы даже пошевелить ногою. Однако и без этой науки танцор приводит в движение все сухожилия, пронизывающие все части его тела, а в согласии с ними и легкие, и грудобрюшную перегородку, бока, руки, шею, и многие другие части тела, для полного описания которых, не хватило бы и нескольких томов. То же происходит с теми, кто захотел бы мыслить с помощью наименований. Он согласился, причем заметил: -Кто привыкает мыслить таким образом, тот идет превратным путем. Кто хочет сойти с ума, тому достаточно вступить на этот путь. Но он должен всегда думать о цели и держать ее перед внутренним взором. ....... Это были духи тех, которые видели мудрость в простом загромождении памяти. Они заполняли ее языками, в особенности еврейским, греческим и латинским, а также замечательными произведениями письменности, их разбором, несложными опытными открытиями, особенно названиями предметов философских и т.п. Они считали эти познания сами по себе мудростью, а не средством к ее достижению. Эти науки не служили для них средством для воспитания в себе разумных способностей. Поэтому в другой жизни им уделена лишь ничтожная степень рассудительности. В самом деле, они видят только наименования и только с помощью наименований. Люди с такими наклонностями представляются умственному зрению в виде глыб и туч. Те же, которые гордятся такого рода ученостью, наделены еще худшею сообразительностью. Те, которые пользовались науками для того, чтобы нападать на церковь и отрицать веру, совершенно теряют рассудок. Подобно совам, они видят во мраке одну лишь ложь вместо правды и зло вместо добра. После разговора с подобными духами, духи Юпитера пришли к заключению, что науки погружают во тьму и ослепляют. Но им объяснили, что на нашей земле науки служат для того, чтобы открывать умственное зрение, пребывающее в небесном свете. Лишь тех, кто применяет науки к природной и чувственной жизни, они вгоняют в безумие. Такие приучаются превозносить природу превыше Божества и мир выше Неба. Затем им объяснили, что науки сами по себе суть духовные богатства. Обладающий ими подобен тем, кто накопил мирское достояние. Оно также может принести пользу и себе и ближнему и родине, но может быть обращено и во зло. Сверх того, науки подобны платью. Оно также может служить для пользы и для украшения, но в то же время также и для чванства. Это бывает с теми, кто хочет быть почитаем за одну только свою одежду. Духи Юпитера отлично поняли все это. Но они удивились тому, что, будучи людьми, эти духи больше всего заботились о средствах, ведущих к мудрости, чем о самой мудрости. Как они могли не замечать того, что погружать мысль в мир науки и не возвышаться над ним - значит погружаться во мрак и ослепление. .... Один дух поднялся с нашей земли. Он приблизился ко мне и сказал, что слышал беседу мою с другими духами, но ничего не понял из того, что было сказано о духовной жизни и ее свете. Он ответил, что явился не с этой целью. Из этого я заключил, что он ничего и не мог бы понять, так как был слишком глуп. Ангелы сказали мне, что когда он жил в мире, то был знаменит своей ученостью. Он был холоден, что сразу чувствовалось издали. Это было признаком чисто природного света духовного. С помощью наук он не открыл, а загородил доступ свету Неба.
354. Мне дано было говорить с многими из ученых после отшествия их от мира; некоторые из них были весьма знамениты и известны в ученом мире по сочинениям своим, другие были менее известны, но в них скрывалась, однако, некоторая мудрость. Те, которые в сердце отрицали Божественное начало, стали до того тупыми, что они едва могли понимать какую-либо гражданскую истину и еще менее духовную. Я постигал и даже видел, что их внутренние, духу принадлежащие начала были до того замкнуты, что казались черными (такие вещи в мире духовном видимы для зрения), и потому нисколько не могли сносить небесного света, ни, следовательно, хоть сколько-нибудь воспринимать небесное наитие. Чернота, которой, казалось, облекались их внутренние начала, была темнее и больше в тех, которые в отрицании Божественного начала утвердили себя научными доводами своей учености. Такие люди в той жизни принимают с удовольствием всякую ложь, которой они напитываются, как губка водой, и откидывают всякую истину, как откидывает упругая кость то, что падает на нее. Мне было сказано также, что внутренние начала тех, которые утвердились против Божественного начала, признавая одну природу, действительно обращаются в что-то костяное; голова же их принимает вид чего-то твердого, как бы из черного дерева, и простирающегося до самого носу, что показывает, что они уже лишились всякого постижения. Такие духи погружаются в пучины, кажущиеся болотами, в которых они мучаются морокой (phantasiis), в которую обращается их ложь. Для них адский огонь есть страсть к славе и известности, вследствие чего они восстают один на другого и с адским жаром мучают тех, которые не поклоняются им как божествам; таким образом они поочередно мучают друг друга. Вот во что переходит всякая мирская ученость, когда она через признание Божественного начала не приспособила себя к принятию небесного света. 355. Что такова в мире духовном участь этих ученых, когда они после смерти приходят туда, можно заключить из того одного, что тогда все находящееся в природной памяти и непосредственно соединенное с телесными чувствами, как, например, все вышеупомянутое научное, покоится и только научным путем выработанное рассудочное начало служит там для мысли и речи. Человек, правда, уносит с собой всю свою природную память, но находящееся в ней не подлежит более его воззрению и не переходит в его мышление, как это было, покуда он жил на земле; он уже ничего не может почерпнуть оттуда и вынести в духовный свет, потому что оно не принадлежит этому свету. Но все рассудочное, или разумное, что человек снискал себе из наук, покуда он жил в теле, согласуется со светом духовного мира. Поэтому насколько дух человека стал в мире рассудочным через познания и науки, настолько он рассудочен и по отрешении своем от тела, ибо тогда человек становится духом, тем самым, который мыслил в нем, покуда он еще жил в его теле. 356. Для тех же, напротив, которые познаниями и науками снискали себе разумение и мудрость, которые все знание свое прилагали к службам жизни и в то же время признавали Божественное начало, любили Слово и жили жизнью духовно-нравственной (см. н. 319), - для них науки послужили средством, чтобы стать мудрыми и утвердиться в том, что относится к вере. Их внутренние, духу принадлежащие, начала постигались и виделись мной как бы прозрачными от света и белого блестящего, огненного или голубого цвета, подобного алмазам, яхонтам и сапфирам. Внутренние начала принимали такой вид смотря по тому, насколько они через научное утвердили себя в пользу Божественного начала и Божественных истин. Истинное разумение и истинная мудрость представляются такими, когда их видят в мире духовном. Такой вид их происходит от небесного света, который есть Божественная истина, исходящая от Господа как источника всякого разумения и всякой мудрости (см. н. 126-133). Основой для этого света, в котором происходят как бы разноцветные изменения, служат внутренние начала духа, а подтверждения Божественных истин предметами, взятыми из природы и, следовательно, из наук, производят эти изменения; ибо внутренний дух человека обозревает предметы природной памяти своей, и все, что тут служит к подтверждению, он как бы переплавляет огнем небесной любви, отделяет и очищает до степени духовных понятий. Покуда человек живет в теле, он не знает этого порядка, потому что здесь он мыслит и духовно, и природно: то, что он мыслит духовно, он не сознает, а лишь то, что он мыслит природно. Но когда он приходит в духовный мир, тогда он не замечает то, что мыслит природным образом, а лишь то, что духовным; такова перемена в его состоянии. Из этого ясно, что человек становится духовным посредством познаний и наук и что они служат орудиями к приобретению мудрости, но только для тех, которые верой и жизнью признали Божественное начало; даже эти люди преимущественно перед другими принимаются в небеса и находятся там между теми, которые обитают в середине (н. 43), потому что они ближе к свету, чем другие. Они суть те разумные и мудрые на небесах, которые светятся, как светила на тверди, и сияют, как звезды; простые же там люди суть те, которые признавали Божественное начало, любили Слово и жили жизнью духовно-нравственной, но чьи внутренние, духу принадлежащие, начала не были в такой же степени развиты познаниями и науками: дух человеческий подобен почве, достоинство которой зависит от степени ее возделывания.