512. Третье состояние человека после смерти, или духа его, есть
состояние наставления. Оно свойственно только тем, которые идут в небеса и
делаются ангелами, а идущих в ад не касается, потому что они не могут
принять никакого наставления. Поэтому для этих последних второй быт или
состояние есть также и третье, которое оканчивается тем, что они сполна
обращаются к любви своей и, следовательно, к адскому обществу, живущему в
одинаковой с ними любви. Далее, они хотят и мыслят по этим чувствам, т.е. по
адской любви, а потому и хотят одно зло и помышляют одну ложь: вот услада и
утеха их, ибо это согласно с их любовью. Вместе с тем они уже явно
отрекаются от всякого блага и истины, хотя прежде и принимали то и другое,
но только в виде средства на услугу своим страстям.
Добрые же духи приводятся через второе состояние в третье, в
приуготовительный быт, для наставления и поступления в небеса, ибо никто не
может быть иначе приспособлен в небожители, как познанием благ и истин, т.е.
наставлением. Никому без этого не дано познать, что такое духовное благо и
истина и что такое противоположные им зло и ложь.
Что такое благо и истина гражданские и нравственные и что зовется
правдой и прямотой, это человек может узнать и в миру, потому что там есть
гражданские законы, которые учат, что такое правосудие, и есть общество, в
котором человек научается жить по законам нравственным, относящимся к
прямоте и правде. Но познанию духовных благ и истин учат не на земле, а в
небесах. Конечно, человек может знать их из Слова и из учения церкви,
основанного на Слове, но они не могут слиться с самой жизнью его, покуда он
внутренними началами духа своего не вознесется в небеса.
Человек тогда живет в небесах, когда, признавая Божественное начало,
живет в правде и в прямоте ради того, что так повелевает Слово Божие, т.е.
живет в правде и прямоте ради Божественного начала, а не ради себя самого и
мира. Но поступать так никто без наставления не может: он должен знать для
этого, что есть Бог, есть небеса и ад, есть посмертная жизнь; что Бога
должно любить более всего, а ближнего - как самого себя; что должно веровать
в Слово, ибо оно Божественно. Без знания и признания всего этого человек не
может мыслить духовно, а без мыслей этих не может и хотеть этого. Чего
человек не знает, того не может думать, а о чем не думает, того не может и
хотеть.
Если же человек захочет благ и истин, то небеса влияют на него, т.е.
Господь через небеса влияет на жизнь человека, ибо Господь влияет на волю
человека, а через нее и на помышления его; через оба же пути эти - на самую
жизнь его, так как вся жизнь человека состоит из воли и мыслей. Из этого
следует, что духовному благу и истине поучаются не от мира, а от небес и что
никто не может быть приуготовлен для небес иначе как посредством
наставления.
Насколько Господь влияет на чью-либо жизнь, настолько же Он и
наставляет человека, ибо настолько же Он воспламеняет волю его любовью к
истинам и просвещает ум его на их постижение. В той же мере отверзаются и
внутренние начала человека и в него вносятся небеса; и, наконец, в той же
мере Божественное и небесное начало влияет на правдивые дела его
нравственной жизни и на праведные дела его гражданской жизни, возвышая дела
эти в духовную степень, потому что человек исполняет их тогда по началу
Божественному и ради него. Прямота и правда нравственной и гражданской
жизни, если они истекают из такого источника, являются уже как последствия
духовной жизни, ибо сущность всякого последствия зависит от действующей
причины: какова причина, таково и следствие ее.
513. Наставлением вообще занимаются ангелы разных обществ, особенно
ангелы сторон северных и южных, потому что эти ангельские общества состоят в
разуме и мудрости по познанию благ и истин. Места наставлений этих
расположены к северу и весьма различны; они устроены и отделены по родам и
видам небесных благ, чтобы все и каждый могли быть наставляемы по
наклонностям своим и по способностям. Места эти простираются вокруг на
огромные пространства. Туда переносятся Господом для наставления добрые духи
по прожитии ими второго состояния в мире духов, но не все. Принявшие уже на
земле хорошее наставление прямо готовятся Господом в небеса, куда возносятся
другими путями: иные тотчас после смерти своей, другие после краткого
пребывания с добрыми духами для очищения и удаления грубых помыслов и
чувств, принятых на земле по мирским понятиям о почестях и богатствах. Иные
прежде подлежат опустошению (vastatio)*, что делается под ступнями, в месте,
именуемом исподней землей. Иные при этом сильно страдают, а именно люди,
усвоившие себе ложные убеждения, хотя и жившие по добру. Ложные убеждения
глубоко укореняются, а, не рассеяв их, человек не в силах понять и усвоить
себе истину, потому что не видит ее. Впрочем, об этом опустошении и о
способах к тому говорилось уже в сочинении Тайны Небесные. (* Т.е. отделению
и отстранению от себя всего не сродного небесам.)
514. Все в местах наставления живут порознь, и каждый внутренними
началами своими связан с тем небесным обществом, куда предназначен;
а как небесные общества устроены по небесному образу (см. н. 200-212),
то и места наставлений принимают тот же образ; поэтому при обзоре их с небес
они являются как бы небесами же, но в уменьшенном виде. Они простираются в
длину от востока на запад, а в ширину от юга на север, но ширина по виду
короче длины.
Порядок там вообще таков: впереди размещены умершие младенцами,
воспитанные наставницами в небесах до юношеского возраста и перенесенные
затем Господом в эти места для учения. За ними находятся умершие в полном
возрасте и жившие в мире в любви к истине и благу. За ними мусульмане,
жившие в доброй нравственности, признававшие одно Божеское начало и чтившие
Господа первым пророком; отрекаясь от Магомета, в котором не видят, наконец,
никакой пользы, они обращаются к Господу, поклоняются Ему, признают Его
Божественность и тогда наставляются в христианском учении. За ними, еще
далее к северу, места наставления различных языческих народов, живших в
добре по вере своей, приобретших этим нечто вроде совести и поступавших
право и прямо не ради законов гражданских, а ради законов веры, которые
чтились ими свято и нерушимо. Все эти люди по научению легко обращаются к
признанию Господа, ибо они хранили в сердце своем то убеждение, что Бог не
есть существо невидимое, а, напротив, видимое в образе человека. Таких
народов более, чем всех прочих, и лучшие из них - жители Африки.
515. Но не все наставляются одинаковым образом и одним и тем же
небесным обществом. Воспитанные с самого младенчества своего в небесах
получают в наставники ангелов внутренних небес, потому что не упитались
ложью из ложных учений веры и не загрязнили духовной жизни своей грубой
привязанностью к мирским почестям и богатствам. Умершие уже взрослыми обычно
поступают в учение к ангелам низших небес, более им сродным, чем ангелы
высших, потому что у последних мудрость внутренняя, которую духи эти еще не
имеют возможности постичь. Мусульмане же поучаются ангелами, бывшими
единоверцами своими, обращенными в христианство, а язычники - своими
ангелами.
516. Наставления даются там согласно учению, взятому из Слова, а не по
одному только Слову Божиему без учения или науки. Христиан учат по учению
небесному, во всем согласному с внутренним смыслом Слова; остальных же, как
мусульман и язычников, наставляют учением, доступным их понятиям, которое
тем только отличается от учения небесного, что учит духовной жизни
посредством жизни нравственной, согласной с хорошими догматами веры их, по
которой они жили на земле.
517. Способ учения на небесах тем разнится от земного, что сведения или
познания там передаются не памяти, я прямо жизни. Память духов заключается в
самой жизни их: они принимают и усваивают себе все, что согласно с их
жизнью, а отвергают и еще менее усваивают все неподходящее, ибо духи суть
олицетворения любви или чувств и находятся в человеческом образе, чувствам
этим подобном. Вследствие этого любовь к истине всегда внушается им для
службы жизни, и Господь заботится о том, чтобы каждый любил службу,
согласную со свойствами и способностями своими; эта любовь еще усиливается
надеждой стать со временем ангелом. А как всякая служба на небесах относится
к службе общественной, т.е. к царству Господнему, общему отечеству ангелов,
и как всякая частная и особенная служба тем выше, чем более и ближе
относится к службе общественной, то всякая частная и особенная служба, виды
которой бесчисленны, именуется благой и небесной. Для этого-то в каждом духе
любовь к истине так соединяется с любовью к службе, что составляет одно;
через это истина переходит в службу (в дело) и сами истины, которым
поучаются духи, становятся истинами службы (дела). Вот каким образом
поучаются ангельские духи, готовясь к небесам.
Любовь к истине, прилагаемой к службе (к делу), вселяется различными
способами, частью вовсе неизвестными на земле; особенно же посредством
изображения такой службы, что делается в духовном мире на тысячи ладов, и
притом доставляет такое удовольствие, что проникает человека от самой
внутренности духа его до самой внешности тела его и таким образом проникает
его всего. Через это дух как бы весь обращается в службу свою и, приходя в
свое общество, куда он вводится посредством этих наставлений, обретается в
своей жизни, если только исполняет свою службу. Из этого ясно, что познания,
т.е. внешние истины, никого не вводят в небеса, а делает это сама жизнь,
т.е. жизнь службы, как следствие этих познаний.
518. Были духи, принесшие с собой убеждение, что они должны войти в
небеса предпочтительно перед прочими, потому что славились ученостью, хорошо
изучили Слово и учение церкви и считали себя мудрыми. Они разумели себя под
словами пророка Даниила: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и
обратившие многих к правде - как звезды, во веки, навсегда (12. 3). Но
прежде всего сделано было над ними дознание, в одной ли только памяти их
заключаются познания их или в самой жизни. Духи, оказавшиеся в подлинной
любви к истине, ради службы, отрешенной от всего телесного и мирского, т.е.
ради службы духовной, приняты были по должном наставлении в небеса, и им
дано было понять, что именно сияет на небесах, т.е. Божеская истина, которая
там есть свет небесный в службе или деле. Им показано было, что служба эта
есть основа (planum), которая приемлет лучи этого света и отражает их
разноцветным блеском.
Противное бывает с людьми, чьи познания заключались в одной только
памяти, посредством которой они приобрели себе способность рассуждать об
истинах и доказывать те из них, которые были произвольно приняты ими сперва
за первые начала, а потом и за сами истины, хотя бы они и были ложные. Такие
люди, как нисколько не жившие в небесном свете, а в надменной
самоуверенности, убеждены, что, превосходя других ученостью, они должны
поступить в небеса, где ангелы будут им служить. Вследствие этого, чтоб
разубедить таких духов в их надменной уверенности, их возносили к первому,
или низшему, небу, вводя в какое-либо ангельское общество. Там, при самом
входе, влиянием небесного света зрение их начинало меркнуть, рассудок
мешался и наконец дыхание прерывалось, как у людей умирающих. А почувствовав
небесное тепло, т.е. небесную любовь, они страдали внутренними муками.
Поэтому они были оттуда удалены и затем наставлены в том, что не познания
образуют ангела, а сама жизнь, приобретаемая познаниями, потому что познания
или сведения сами по себе находятся вне небес, а жизнь, основанная на
познаниях, внутри небес.
519. Когда духи через данные им в описанных местах наставления уже
готовы к небесам, - что совершается в короткое время, ибо они в духовном
быту своем легко и много зараз постигают, - тогда облекаются они в
ангельские одежды, обычно белые, как бы тонкополотняные. После того они
направляются по пути, идущему вверх, к небесам, и передаются ангелам,
охранителям этих небес; затем принимаются другими ангелами и вводятся в
различные общества, где познают различного рода наслаждения, и, наконец,
каждый переносится Господом в свое общество; это также делается различными
путями, и нередко весьма окольными. Пути эти неведомы ни одному ангелу, а
самому только Господу. По прибытии каждого в свое общество внутренние начала
его отверзаются, и как они вполне согласуются с внутренними началами ангелов
этого общества, то вновь прибывшие тотчас узнаются и с радостью принимаются.
520. К этому я прибавлю нечто замечательное о путях или дорогах,
ведущих от помянутых мест к небесам и по которым вводятся туда
ангелы-новички. Дорог этих восемь, по две из каждого места наставления; одна
из них подымается на восток, другая на запад; идущие в небесное царство
Господне вводятся туда по восточному пути, а назначенные в духовное царство
- по западному. Четыре дороги, ведущие в небесное царство, являются как бы
украшенными масличными и другими плодовыми деревьями, а ведущие к духовному
царству усажены виноградом и лавром. Это основано на соответствии: виноград
и лавр отвечают любви к истине и службам ее, а маслина и плодовые деревья -
любви к добру и службам ее.