Жизнь Земли

Книга "Из летописи мира. Акаши- хроники"

Таким образом, во время этих трех великих кругооборотов возникло, собственно говоря, два разных начала человека: низший человек, состоящий из физического, эфирного и астрального тела, и высший человек, состоящий из Духо-человека (Atma), Жизне-духа (Buddhi) и Само-духа (Manas). Низшая и высшая природы человека шли с самого начала разделенными путями.

Земное развитие имеет своим назначением соединить оба разделенных начала человека.

Но сначала все бытие Луны переходит после седьмого малого кругооборота еще в некоторое состояние сна (пралайя). Благодаря этому все, так сказать, смешивается в одну безразличную массу. Солнце и Луна, которые в последнем великом кругообороте были разделены, также сплавляются опять воедино во время последних кругооборотов Луны.

Когда затем все снова выступает из состояния сна, то сначала во время первого малого кругооборота должно повториться в существенном состояние Сатурна, во время второго -- состояние Солнца, и во время третьего -- кругооборот Луны. Во время этого третьего кругооборота, на вторично отщепившейся от Солнца Луне, существа принимают приблизительно те же виды бытия, какие они имели уже на Луне. "Низший" человек является средним существом между теперешним человеком и животным, растения занимают среднее место между теперешней животной и растительной природой, а минералы только наполовину имеют теперешний безжизненный характер, другою своей частью они являются еще наполовину растениями.

Во вторую половину этого третьего кругооборота подготовляется уже нечто другое. Минералы отвердевают, растения постепенно теряют животный характер чувствительности, а из единой человеко-животной природы развиваются два класса. Одни остается на ступени животности другой же, напротив, претерпевает раздвоение своего астрального тела. Оно расщепляется на низшую часть, которая и продолжает оставаться носителем аффектов, и высшую, которая достигает известной самостоятельности, так что может проявлять своего рода власть над низшими членами, над физическим телом, эфирным и низшим астральным телом. Этим высшим астральным телом овладевают теперь Духи Личности, которые и насаждают ему самостоятельность, а тем самым и себялюбие. Только в низшем астральном теле человека совершают теперь свою работу Духи Огня, между тем как в эфирном проявляют деятельность Духи Сумрака, а в физическом начинает свою работу то силовое существо, которое мы можем обозначить как настоящего человеческого предка. То же силовое существо на Сатурне с помощью Престолов образовало Духо-человека (Atma), на Солнце при содействии Херувимов -- Жизне-духа (Buddhi), а на Луне совместно с Серафимами -- Само-духа (Manas).

Теперь это изменяется. Престолы, Херувимы и Серафимы поднимаются в более высокие сферы, и духовный человек получаем вместо них содействие Духов Мудрости, Движения и Формы. Они соединены теперь с Само-духом, Жизне-духом и Духо-человеком (с Manas-Buddhi-Atma). При содействии этих существ во вторую половину третьего кругооборота Земли означенное человеческое силовое существо слагает свое физическое тело. Всего значительнее при этом действие Духов Формы. Они слагают человеческое тело уже так, что оно становится своего рода предшественником позднейшего человеческого тела четвертого кругооборота (современного или четвертого круга).

В астральном теле отставших животных существ остаются деятельными исключительно Духи Огня, в эфирном теле растений -- Духи Сумрака. Зато Духи Формы принимают участие в преобразовании минерального царства. Это они делают его более твердым, насаждая ему, таким образом, застывшие, прочные формы.

Но при всем том не надо представлять себе, будто круг действия названных духов ограничивается единственно только тем, что было описано. При этом имеются в виду всегда только главные направления их деятельности. Второстепенным образом все духовные существа повсюду действуют совместно. Так, например, Духи Формы в указанное здесь время имеют известное касание также и к работе над физическим телом растений и животных и т.д.

После того, как все это произошло, все существа -- а также Солнце и Луна -- к концу третьего кругооборота Земли снова сплавляются и проходят затем через более краткий период сна (через малую пралайю). Здесь все становится опять безразличною массою (хаосом); и в конце этого состояния начинается четвертый кругооборот Земли, в котором мы находимся в настоящее время.

Прежде всего из этой безразличной массы начинает выделяться в зачаточных состояниях все, что было уже раньше, как существа, в минеральном, растительном, животном и человеческом царствах. Сначала, как самостоятельные зачатки, могут вновь появиться только человеческие предки, над высшим астральным телом которых в предыдущем хладом кругообороте работали Духи Личности. Все прочие существа минерального, растительного и животного царств не ведут здесь еще самостоятельного существования. (Потому что на этой ступени все находится еще в том высоко-духовном состоянии, которое называется "бесформенным" или состоянием "arupa". На современной ступени развития одни лишь самые высокие человеческие мысли -- например математические идеи и нравственные идеалы -- сотканы из того вещества, которое на означенной ступени присуще всем -- существам). То, что стоит ниже этих человеческих предков, может проявляться как деятельность лишь через более высокое существо. Так, животные существуют сначала, как состояния сознания Духов Огня, растения -- как состояния сознания Духов Сумрака. Минералы же имеют двойное мысленное бытие. Прежде всего они существуют, как зачатки мыслей в упомянутых человеческих предках, а затем -- как мысли в сознании Духов Формы. Также и "высший человек" (Духо-человек, Жизне-дух и Само-дух) существует в сознании Духов-Формы.

Затем происходит постепенно своего рода уплотнение всего. Но на ближайшей ступени эта плотность еще такова, что не превышает плотности мыслей. На ней могут уже выступить возникшие в предыдущем кругообороте животные существа. Они выделяются из сознания Духов Огня и делаются самостоятельными существами мыслящими. Эту ступень называют ступенью "оформленного" или состояния "rupa". Человек подвигается здесь вперед в том отношении, что его до тех пор бесформенное самостоятельное тело мысли Духами Формы облекается телом из более грубого оформленного вещества мысли. Животные, как самостоятельные существа, состоят здесь вообще лишь из этого вещества.

Теперь происходит дальнейшее уплотнение. Достигаемое теперь состояние можно сравнить с тем, из которого сотканы представления сновидческого образного сознания. Эту ступень называют "астральной".

Человеческий предок снова подвигается вперед. Его существо получает к двум прочим составным частям еще одно тело, состоящие из означенного вещества. Он имеет теперь, таким образом, внутреннее бесформенное ядро своего существа, тело мысли и тело астральное. Животные получают такое же астральное тело, а растения высвобождаются из сознания Духов Сумрака как самостоятельные астральные существа.

Дальнейший ход развития состоит в том, что уплотнение достигает того состояния, которое называют физическим. Сначала мы имеем здесь дело с наитончайшим физическим состоянием, с состоянием тончайшего эфира. Человеческий предок получает -- благодаря Духам Формы -- к своим прежним составным частям еще тончайшее эфирное тело. Он состоит, таким образом, из бесформенного мысленного ядра, из оформленного тела мысли, из астрального тела и из эфирного тела. Животные имеют оформленное тело мысли, астральное и эфирное тело; растения имеют астральное и эфирное тело.

Минералы впервые выступают здесь, как самостоятельные эфирные образы. Таким образом, на этой ступени развития мы имеем дело с четырьмя царствами: минеральным, растительным, животным и человеческими царствами. Но наряду с ними в течение бывшего доселе развития возникли еще три другие царства. В то время как животные на ступени мысли (ступени "rupa") отделились от Духов Огня, Духи Личности также высвободили из себя известного рода существа. Последние состоят из неопределенного вещества мысли, которое то сгущается, подобно облаку, то снова разрежается и так проносится дальше. О них нельзя говорить, как о самостоятельных существах, но лишь как о беспорядочной общей массе. Это и есть первое стихийное царство. На астральной ступени нечто подобное отделяется от Духов Огня. Это теневые образы или схемы, подобные представлениям сновидческого образного сознания. Они образуют второе стихийное царство. В начале физической ступени от Духов Сумрака отделяются, наконец, неопределенные, образные существа. Также и они не имеют никакой самостоятельности, но они могут проявлять силы, сходные с человеческими и животными страстями и аффектами. Эти несамостоятельные блуждающие аффекты образуют третье стихийное царство. Существа, наделенные сновидческим образным сознанием или же сознающим образным сознанием, могут воспринимать эти создания третьего стихийного царства, как потоки света, как цветные хлопья, как запахи, вкусы, как всевозможные звуки и шумы. Однако все такие восприятия нужно мыслить, как призрачные.

Таким образом, в тот момент, когда Земля уплотняется из своего астрального предшественника, как тонкое эфирное тело, нужно составить себе о ней представление, что она конгломерат из эфирной, минеральной основной массы и из эфирных, растительных, животных и человеческих существ. Как бы заполняя промежутки пространств, а также и протекая сквозь другие существа, находятся здесь затем и создания трех стихийных царств.

Это тело Земли обитают высшие духовные существа, проявляющие самую различную деятельность над означенными царствами. Они образуют, так сказать, духовную общину, духовное государство, и их жилищем и мастерскою является тело Земли, которое они носят с собою, как улитка свой дом. При этом надо иметь в виду, что с Землею еще вполне соединено все то, что теперь отделено от нее, как Солнце и Луна. Оба эти небесных тела отделяются от Земли позднее.

"Высший человек" (Духо-человек -- Жизне-дух -- Само-дух, Atma-Buddhi-Manas) на этой ступени не имеет еще самостоятельности. Он составляет еще член духовного государства; а именно он связан прежде всего с Духами Формы, подобно как рука, в качестве несамостоятельного члена, бывает связана с человеческим организмом.

Таким образом, мы проследили путь образования Земли до начала ее физического состояния. В дальнейшем будет показано, каким образом все внутри этого состояния продолжает продвигаться вперед. Тогда прослеженный доселе путь развития вольется в то, что было сказано в начальных главах "Хроники Акаши" относительно развития Земли. Но об этом речь будет в следующей главе.

Такие состояния развития, которые были здесь приведены, как бесформенное, оформленное, астральное и физическое состояния, то есть которые образуют подразделения в малом кругообороте ("круге"), в теософских учебниках называются "Глобами". Так что в этом отношении говорится о глобах "arupa", "rupa", астральной и физической. Иные находили такое обозначение неточным. Но здесь не будет больше речи о наименованиях. Дело поистине не в этом, а в самой вещи. Когда прилагается старание описать ее возможно лучше, то это важнее, чем большие заботы об именах. Последние ведь всегда должны оказаться в известном отношении неточными. Потому что здесь фактам духовного мира приходится давать названия, взятые из чувственного мира, следовательно, можно говорить только иносказательно.

Изложение развития человеческого мира было доведено до того момента, когда Земля достигла начала своего физического уплотнениям. Припомним состояние развития этого человеческого мира данной ступени. То, что выступает позднее, как Солнце, Луна и Земля, пока еще соединено в единое тело. Последнее Обладает лишь тонкой эфирной материей. Только внутри этой материи имеют свое бытие существа, выступающие позднее, как люди, животные, растения и минералы. Для дальнейшего хода развития единое мировое тело должно прежде всего разделиться на два, из которых одно сделается позднейшим Солнцем, а другое таким телом, которое еще содержит в себе соединенными позднейшую Землю и позднейшую Луну. Только еще позднее наступает расщепление также и для этого последнего мирового тела; то, что станет Луною, выходит из него, а Земля остается сама по себе одна, как место обитания человека и сопутствующих ему созданий.

Кто знаком с ходовой теософской литературой, тот должен себе уяснить, что разделение единого мирового тела на два произошло в тот период, в который эта литература помещает развитие так называемой второй человеческой главной, расы. Человеческие предки этой расы описываются, как образования, наделенные тонкими эфирными телами. Но не надо представлять себе, что таковые могли развиться на нашей теперешней Земле после того, как она уже отделилась от Солнца и отбросила от себя Луну. После этого разделения такие эфирные тела не были больше возможны.

Если проследить развитие человечества в том кругообороте, которого достигло теперь наше рассмотрение и которое возводит нас к настоящему времени, то можно различить в нем ряд главных состояний, из которых наше теперешнее является пятым.

Предыдущие главы "Хроники Акаши" уже говорили об этих состояниях. Здесь же должно быть еще раз, приведено только то, что необходимо для дальнейшего углубления изложенного.

Первым главным состоянием человеческих предков являлось состояние чрезвычайно тонких эфирных существ. Не совсем точно ходовая теософская литература называет этих существ первой главной расой. В существенном это состояние сохраняется и во вторую эпоху, в которую эта литература помещает вторую главную расу. До этой ступени развития Солнце. Луна и Земля составляют еще единое мировое тело. Затем Солнце отчленяется, как самостоятельное тело. Вместе с тем оно уносит от еще соединенной с Луною Земли все те силы, которыми человеческие предки могли быть удержаны в их эфирном состоянии. Вместе с отщеплением Солнца происходит и уплотнение человеческих форм, а также и форм других сопутствующих человеку созданий. Эти создания принуждены теперь до некоторой степени устраиваться на своем новом месте обитания.

Но из этого места обитания уходят не одни только материальные силы, имеете с ними уходят также и духовные существа, о которых раньше было сказано, что они образуют на дописанном выше едином мировом теле духовную общину. Их бытие остается в более тесной связи с Солнцем, нежели с тем мировым телом, которое Солнце извергло из себя. Если бы эти существа оставались соединенными с силами, которые позднее развиваются на Земле и Луне, они сами не смогли бы развиться дальше до соответствующих им ступеней. Они нуждались для этого дальнейшего развития в новом месте обитания. Таковое предлагает им Солнце после того, как оно, так сказать, очистилось от лунных и земных сил. На той ступени, на которой теперь стоят эти существа, они могут еще влиять на земные и лунные силы только извне, с Солнца.

Можно видеть, в чем заключается смысл означенного отщепления. Некоторые существа, стоящие выше человека, до этого мгновения проходили свое развитие на описанном едином мировом теле; теперь они берут для себя часть этого тела и предоставляют человеку и сопутствующим ему созданиям остальное.

Следствием отщепления Солнца был коренной переворот в развитии человека и сопутствующих ему созданий. Они до некоторой ступени упали с более высокой ступени бытия на более низкую. Они должны были упасть, потому что ими была утрачена непосредственная связь с теми высшими существами. Они попали бы окончательно в тупик в своем собственном развитии, если бы не произошли другие мировые события, которые снова возбудили движение вперед и направили развитие на совсем иные пути. С теми силами, которые в настоящее время собраны в отделенной Луне, а тогда были еще внутри Земли, дальнейшее развитие было бы невозможным. С этими силами могло бы возникнуть не современное человечество, а только особый род существ, у которых развитие в третьем великом кругообороте, во время лунного бытия, аффекты, гнев, ненависть и т.д. усилились бы до безмерно животного состояния.

В течение известного промежутка времени это так было. Непосредственным действием отщепления Солнца было происхождение третьего главного состояния человеческих предков, которое в теософской литературе обозначается как состояние третьей главной расы -- лемурийской. Опять-таки выражение "раса" для обозначения этого состояния развития не особенно удачно. Потому что с тем, что теперь обозначают как "расу", тогдашних предков человека можно сравнивать лишь в переносном смысле. Надо себе окончательно уяснить, что формы развития как в далеком прошлом, так и в будущем, столь всецело отличны от современных, что наши теперешние обозначения могут иметь лишь вспомогательное значение и для тех отдаленных эпох теряют собственно всякий смысл.

В сущности, о "расах" можно начать говорить, лишь когда в указанном третьем главном состоянии -- лемурийском -- развитие достигает приблизительно своей второй трети. Только тогда образуется то, что теперь называют "расами". Оно удерживает тогда этот "расовый характер" на все времена атлантического развития -- четвертого главного состояния -- и дальше вплоть до нашего времени или пятого главного состояния. Однако уже в конце нашего пятого периода слово "раса" потеряет опять всякий смысл. Человечество в будущем будет расчленено на такие части, которые больше нельзя уже будет назвать "расами". Ходовая теософская литература произвела в этом отношении много путаницы. В особенности это произошло благодаря одной книге, -- которая с другой стороны обладает большою заслугою: она впервые в новейшее время сделала популярным теософское мировоззрение, благодаря книге Синнетта "Эзотерический Буддизм". В ней новое развитие изображено так, словно "расы" вечно одинаковым образом повторяются через мировые кругообороты. Но это совершенно не так. И то, что заслуживает название "расы", также возникает и исчезает. И выражение "раса" следовало бы применять только к определенному промежутку развития человечества. До и после этого промежутка лежат формы развитая, представляющие собою нечто совсем иное, чем "расы". Потому только, что истинное дешифрирование "Хроники Акаши" вполне уполномочивает и подобное замечание, было оно здесь сделано. Дешифрирующий сознает себя при этом в полном согласии с истинным оккультным, духовным исследованием. Иначе ему никогда не могло бы прийти на мысль сделать подобное возражение против заслуженных книг теософской литературы. Он может сделать еще одно -- собственно, совсем излишнее -- замечание, что инспирации упомянутого в "Экзотерическом Буддизме" великого учителя не стоят в противоречии с изложенным здесь, но что недоразумение возникло только благодаря тому, что автор названной книги передал по-своему на употребительном теперь человеческом языке трудно поддающуюся выражению мудрость этих инспираций.

Третье главное состояние развития человечества и является именно тем, в котором впервые возникли "расы". И это событие было вызвано отделением Луны от Земли. Это отделение сопровождалось возникновением двух полов. На эту ступень развития человечества много раз указывалось в изложении "Хроники Акации". Когда соединенная еще с Луною Земля выделилась из Солнца, в человечестве еще не было мужского и женского пола. Каждое человеческое существо соединяло в своем еще совсем тонком теле оба пола. Нужно только запомнить, что эти двуполые человеческие предки стояли по отношению к теперешнему человеку на низкой ступени развития. Низшие влечения действовали с безмерной энергией, и духовного развития не существовало еще и следа. Что это последнее началось и что благодаря этому низшие влечения были заключены в известные границы, это связано с тем, что в то самое время, когда разделились Земля и Луна, первая вступила в область воздействия других мировых тел. Об этом полном чрезвычайного значения взаимодействии Земли с другими мировыми телами, об ее встрече с чуждыми планетами в этот период, который теософская литература называет лемурийским, и предстоит теперь рассказать. Тот же ход развития должен быть изложен еще раз с другой точки зрения. Это делается на совершенно определенном основании. А именно, никогда нельзя превысить меру в деле рассмотрения истин, касающихся высших миров, с самых разных сторон. Следует уяснить себе, что с каждой стороны можно дать лишь совсем скудный очерк; и только постепенно, когда рассматриваешь одну и ту же вещь с самых разных сторон, получаемые при этом впечатления дополняют друг друга в образ, все более исполненный жизни. Но только такие образы, а не сухие схематические понятия, помогают человеку, желающему проникнуть в высшие миры. Чем живее эти образы, чем они богаче красками, тем больше можно надеяться подойти к высшей действительности.


[Домой]