Развитие человека

Книга "Из летописи мира. Акаши- хроники"

Времена, к которым мы теперь обратимся, лежат немного ранее середины той эпохи, которая в предыдущих отрывках была названа лемурийской. Человеческое тело состояло тогда из мягких пластичных веществ. И остальные образования Земли также были еще мягки и пластичны. По сравнению со своим позднейшим отвердением Земля была тогда еще в текучем, более жидком состоянии. Человеческая душа, воплощаясь в веществе, могла тогда в гораздо большей степени приспособляться к этому веществу, чем позднее. ... Пока вещества еще не были отвердевшими, душа могла подчинять их своим законам. Она делала тело отпечатком своей собственной сущности. Но когда вещество стало плотным, душа принуждена была подчиниться законам, сообщенным этому веществу внешней земной природой.....

Но не следует думать, что еще и раньше не было в связи с Землею познающих существ. Если проследить "Хронику Акаши", то, конечно, окажется, что в первые лемурийские времена позднейший физический человек, благодаря своей двуполости был совершенно иным существом, нежели какое обозначается ныне, как человек. Он не мог связывать мыслями своих чувственных восприятий, он не мыслил. Его жизнь руководилась влечениями. Его душа проявлялась только в инстинктах, животных желаниях и т.д. Его сознание было сновидческим; жизнь протекала для него в смутности. Но среди этого человечества были и другие существа. Они, конечно, были тоже двуполыми. Ибо при тогдашнем состоянии земного развития не могло быть произведено мужского или женского человеческого тела. Для этого недоставало еще внешних условий. Но были другие существа, которые, несмотря на двуполость, могли приобрести познание и мудрость. Это было возможно благодаря тому, что они в еще более отдаленные времена прошли совершенно иное развитие. Их душа получила возможность оплодотворяться духом, не дожидаясь сначала внутреннего развития органов физического тела человечества. Душа современного человека может только с помощью физического мозга мыслить о том, что она получает извне посредством физических чувств. Это обусловлено душевным развитием человека. Душа человека должна была выждать появления мозга, который стал посредником между ею и духом. Без этого окольного пути эта душа осталась бы лишенной духа. Она остановилась бы на ступени сновидческого сознания. Иначе было это у означенных сверхчеловеческих существ. Их душа на прежних ступенях развила в себе душевные органы, которые не нуждались ни в чем физическом, чтобы вступить в соединение с духом. Их познание и мудрость были приобретены сверхчувственным путем. Такое познание называется интуитивным. Современный человек лишь на более поздней степени своего развития достигнет такой интуиции, которая даст возможность входить в соприкосновение с духом без чувственного посредства. Он должен совершить окольный путь через чувственную вещественность. Этот окольный путь называется нисхождением человеческой души в материю или популярно "грехопадением".

Благодаря своему прежнему развитию, которое было иного рода, сверхчеловеческим существам не было нужды участвовать в этом нисхождении. Так как их душа уже достигла более высокой ступени, то сознание их было не сновидческим, но внутренне ясным. И восприятие познания и мудрости было у них ясновидением, не нуждавшимся ни в каких чувствах и ни в каком органе мышления. Мудрость, сообразно которой построен мир, непосредственно сияла в их душу. Поэтому они могли стать вождями юного человечества, еще погруженного в смутное состояние сознания. Они были носителями "древней мудрости", к постижению которой человечество еще только пробивается вверх означенным окольным путем. Они отличались от того, что называется "человеком", тем, что мудрость сияла им, как свободный дар "свыше", подобно как нам сияет солнечный свет. "Человек" находился в ином положении. Он должен был приобрести себе мудрость работою чувств и органов мышления. Она доставалась ему сначала не как свободный дар. Он должен был вожделеть ее. И только когда жило в человеке такое вожделение мудрости, мог он себе выработать ее при помощи чувств и органа мышления. Таким образом в душе должно было проснуться новое побуждение: вожделение, желание знания. Этого желания человеческая душа не могла иметь на более ранних ступенях. Ее побуждения были направлены только на созидательную работу в том, что принимало внешний образ, и это происходило в ней, как сновидческая жизнь; но они не были направлены ни на познание внешнего мира, ни на знание. Влечение к знанию наступает лишь с разделением полов.

Сверхчеловеческим существам мудрость открывалась путем ясновидения именно потому, что они не носили в себе этого желания ее. Они ждали, чтобы мудрость излучилась в них, как мы ждем солнечного света, которого не можем породить ночью, но который сам собою должен прийти к нам утром.

Желание знания вызывается именно тем, что душа вырабатывает внутренние органы (мозг и т.д.), при помощи которых она овладевает знанием. Это является следствием того, что часть душевной силы направляет свою деятельность уже больше не наружу, а вовнутрь. Сверхчеловеческие же существа, которые не совершили этого разделения душевных сил направляет всю свою душевную энергию наружу. Поэтому они располагают вовне для оплодотворения духом также и такой силой, которую "человек" обращает во-внутрь для построения органов познания.

Но сила, посредством которой человек обращается наружу, чтобы взаимодействовать с другим, есть любовь. Сверхчеловеческие существа направляли наружу всю свою любовь, чтобы дать мировой мудрости влиться в их душу. Но "человек" может направлять наружу только часть. "Человек" стал чувственным, а вместе с тем стала чувственной и его любовь. Он лишает внешний мир той части своего существа, которую он тратит на свое внутреннее созидание. И этим дано то, что называется себялюбием. Когда "человек" в своем физическом теле стал мужчиной или женщиной, он мог отдаваться только частью своего существа. Другою же частью он обособился от окружающего мира. Он стал себялюбивым. И себялюбивым стало его действие наружу, себялюбивым - его стремление к внутреннему развитию. Он любил, потому что он желал, и он мыслил, потому что он также желал, а именно - знания.

Как самоотверженные, вселюбящие натуры, стояли вожди, сверхчеловеческие существа, наряду с этим еще детски себялюбивым человеком. Душа, не обитающая у них в мужском или женском теле, сама является мужеско-женской. Она любит без желания. Так любила невинная душа человека до разделения полов; но тогда именно потому, что она находилась еще на относительно низкой ступени - на ступени сновидческого сознания, - она не могла познавать. Но так же любит и душа сверхчеловеческих существ, которая однако вследствие своего высокого развития, может познавать. "Человек" должен пройти через себялюбие, чтобы на высшей ступой снова прийти к самоотверженности, но уже при совершенно ясном сознании. В том и заключалась задача сверхчеловеческих существ, великих вождей, чтобы запечатлеть в юном человеке свои собственные черты, черты любви. Но они могли воздействовать лишь на ту часть душевной силы, которая была направлена наружу. Так произошла чувственная любовь.

Поэтому она бывает сопутствующим явлением деятельности души в мужском и женском теле. Чувственная любовь стала силой физического развития человека. Эта любовь соединяет мужчину и женщину, поскольку они являются физическими существами. На этой любви зиждется движение вперед физического человечества. Только над этой любовью имели власть названные сверхчеловеческие существа. Та часть человеческой душевной силы, которая обращена внутрь и окольным путем через чувственность должна привести к познанию, не подчинена власти этих сверхчеловеческих существ. Они и сами никогда не нисходили до развития соответственных внутренних органов. Они могли облечь в любовь свое влечение наружу, ибо обращенная в своем действии наружу любовь была их собственной сущностью. Этим была положена пропасть между ними и юным человечеством.

Любовь, первоначально в чувственной форме, они могли насадить человеку, познания же они дать не могли, ибо их собственное познание никогда не вступало на окольный путь через внутренние органы, которые теперь развивал у себя человек. Они не могли говорить на языке, который был бы понятен существу, обладающему мозгом.

Хотя означенные внутренние органы человека созрели для соприкосновения слухом лишь на ступени земного бытия, приходящейся на середину лемурийского периода, но в виде несовершенных зачатков они уже были однажды выработаны на гораздо более ранней ступени развития. Ибо уже и в предыдущие времена дуща проходила через физические воплощения, хотя она жила не на Земле, а на других небесных телах, в уплотненном веществе.

Более подробно это может быть изложено лишь впоследствии. Теперь же должно быть толком сказано, что земные существа жили прежде на другой планете и, сообразно условиям жизни на ней, достигли той ступени развития, на которой они находились, когда явились на Землю. Как одежду сбросили они с себя вещества той предыдущей планеты и на достигнутой таким путем ступени развития стали чистыми зародышами души, со способностью ощущать, чувствовать и т.д., словом, вести ту сновидческую жизнь, которая оставалась присущей им еще и на первых ступенях их земного существования.

Но сверхчеловеческие существа, вожди в области любви, были уже на предыдущей планете так совершенны, что им не было больше нужды нисходить до выработки зачатков этих внутренних органов.

Но были другие существа, не ушедшие так далеко, как эти вожди любви. Они еще на предыдущей планете причислялись к "людям", но опередили тогда людей. Таким образом, хотя в начале образования Земли они были и дальше людей, но все же еще на той ступени, на которой познание должно приобретаться при помощи внутренних органов. Эти существа находились в особом положении.

Они были слишком высоко развиты, чтобы проходить через человеческое физическое тело, мужское или женское, но все еще не настолько, чтобы, подобно вождям любви, мочь действовать посредством полного ясновидения. Существами любви они еще не могли, а "людьми" - больше уже не могли быть.

Таким образом у них оставалась только возможность, как "полусверхлюдям", но с помощью людей, продолжать свое собственное развитие. С существами, обладавшими мозгом, они могли говорить на понятном для них языке. Это возбуждало обращенную внутрь душевную силу человека, и она могла соединиться с познанием и мудростью. Через это впервые вообще сошла на землю человеческая мудрость. Ею могли питаться означенные "полусверхлюди", чтобы самим достигнуть того, чего им еще недоставало до совершенства. Тогда сделались они возбудителями человеческой мудрости. Поэтому их называют носителями света (Люцифер).
Итак, у младенческого человечества были двоякие вожди: существа любви и существа мудрости. Между любовью и мудростью была заключена человеческая природа, когда она приняла на этой Земле свою теперешнюю форму. Существа любви побуждали ее к физическому развитию, а существа мудрости - к совершенствованию внутренней сущности.

Благодаря физическому развитию человечество движется вперед от поколения к поколению, образует новые племена и расы; благодаря же внутреннему развитию отдельные лица возрастают к внутреннему совершенству, становятся людьми знающими, мудрецами, художниками, техниками и т.д. От расы к расе движется физическое человечество; благодаря физическому развитию каждая раса передает другой по наследству свои доступные чувственному восприятию качества. Здесь господствует закон наследования. Дети наследуют физические черты своих отцов. Дальше лежит область духовно-душевного совершенствования, которое может продвигаться только путем развития самой души. Это приводит нас к закону развития души в пределах земного существования. Оно связано с законом и тайной рождения и смерти.


[Домой]