Нет доступа к файлу data/boardinfo.php или нарушена его структура, либо не верно задан путь к файлам форума! Проверьте права. Версия для печати :: - Форум Физика Магии
Форум Физика Магии » Сайт \\Физика магии\\ » Религия »
1. С.И. Доронин - 26 Января, 2005 - 04:37:07
Можно ли совместить Православие с мистикой? Обязательно ли отходить от Православия тем, кто занимается “энергетической трансформацией”, и предавать при этом веру своих отцов и прадедов, обращаясь к шаманизму, буддизму, йоге и др.?
Проблема сложна и многогранна. Я попытаюсь затронуть лишь один вопрос и обратить внимание на такое не всем известное духовное движение в Православии, как исихазм.

В качестве введения в тему будут вполне уместны слова Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия из третьей части его книги «Основы православного воспитания», Исихазм – освоение внутреннего мира:
http://www.mitropolija.cg.yu/dvavoda/knjige/aradovic-vaspitanje_ru/aradovic-isihazm_ru.html

Мы с вами являемся свидетелями одного удивительно интересного феномена: в наши дни пробуждается все больший интерес к, так называемой мистике, и вообще, к мистическим таинственным явлениям. Это очевидный знак начала переориентации человеческих интересов. Ибо почти вся человеческая деятельность, на протяжении нескольких последних веков, в особенности, деятельность человека европейско-американской цивилизации, была направлена на освоение космоса и материи, на освоение внешнего мира. Такая односторонность явилась причиной отчуждения человека от его собственного внутреннего мира и привела к раздору между человеческим существом и его деятельностью: пространства внешнего мира, как бы поглотили глубину человеческого существа. Но чем более человеческое существо мельчает, тем более мелким и узким становится для него мир. Это совершенно естественно: человек, по природе своей, глубже и шире космоса, в котором он существует, отсюда и рождается его жажда глубины и широты, которую не могут утолить глубины и просторы материальной действительности.

Свидетельством поисков этой глубины является интерес, пробудившийся за последние десятилетия в Церкви и вне ее, к духовному движению, получившему название “исихазм” или “паламизм”. Это движение, особенно выразившееся в XIV веке и органически связанное с личностью св. Григория Паламы (важно подчеркнуть, что Церковь посвятила ему вторую неделю Великого Поста), долгое время оставался в забвении, а иногда, под влиянием западной литературы даже в презрении. Что же такое “исихазм”? Действительно ли это, как хотели показать некоторые, “нездоровый мистицизм” прошлого или нечто совсем иное? – Мы считаем, что Неделя св. Григория Паламы и святые дни “глубин” Великого Поста, которые являются призывом к целостному духовно-телесному преображению, особенно подходят для размышлений об этом важнейшем для истории Православия и духовной жизни вообще, духовном движении.


В словаре об исихазме можно прочитать:
ИСИХАЗМ (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.)
http://slovari.net/show.php?sl=fil&art=743
(Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.)

Таким образом, в основе исихазма, как и других эзотерических практик, лежит остановка внутреннего диалога, разотождествление себя со своим мирским разумом, достижения состояния “Я есть”. Причем этот момент зафиксирован уже в самом названии практики

В сети есть достаточно много материала на эту тему. Мне, например, понравилась курсовая работа А.А. Чернова «Исихазм как стержень православной духовности»
http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=71

Я ее немного прокомментирую и приведу несколько цитат:

Традиция исихазма, или священнобезмолвия, признанная квинтэссенцией православного религиозного типа и стиля, создала и накопила комплекс наблюдений, подходов, практик, охватывающих важнейшие стороны природы и деятельности человека. Это — своего рода междисциплинарное знание о человеке, которое сведено в строгое единство и цельность: оно всюду подчинено единому взгляду на человека, единой концепции сознания и единой задаче, что состоит в осуществлении определенной антропологической стратегии. В типологических и историкокультурных аспектах феномен православного исихазма стоит в ряду мировых традиций духовной практики, мистических или мистикоаскетических школ с детальным каноном и многовековой историей, каковы йога, дзен, даосизм, суфизм.

Если говорить о целях и задачах этой традиции, о ее особенностях и отличиях от других практик, то можно привести следующие слова (отдельные фразы я выделил):
… цель мистического пути выражает понятие Обожения (Jewsiz). Это — центральное понятие исихастской традиции, мистический и антропологический идеал Православия.[8] Из сказанного уже ясно, что Обожение — вид мистического трансцензуса; и этот вид отличен от всего, что мы находим в других традициях. Мистика обожения не есть мистика экстаза, медитации или созерцания. Практика исихаста направляется прямо и непосредственно к целостному и актуальному претворению «тварной падшей» природы человека в природу Божественную. Именно это претворение и именуют Обожением человека. Ясно, что оно невозможно только собственным действием изолированной человеческой природы; но в силу диалогичности Богообщения, предполагающей свободу, оно невозможно и чисто внешним действием, без воли и участия человека. Православие и Исихазм утверждают, что Обожение совершается путем синергии — особого соработничества и сообразования, согласного действия свободной воли человека и Божественной благодати. Синергия — вторая ключевая концепция Исихазма, выражающая специфический характер Обожения как личностного трансцензуса. В отличие от всей античной, а также и всей восточной мистики, путь Обожения требует не растворения и утраты, но усиления и расширения индивидуального самосознания, конкретноличной идентичности человека. Но в то же время это действительный трансцензус, означающий обретение предикатов иного, Божественного бытия, и преодоление определявших прежнее, «ветхое» бытие начал греха, смерти и конечности.

Не знаю, как для других, но лично у меня эти утверждения находят отклик и согласие. Я уже критиковал последователей нагуализма, что они, двигаясь по пути трансформации, рассчитывают исключительно на свои личные силы. Нагуаль для них остается неким безличностным и непостижимым источником силы, с которым они даже не пытаются установить взаимовыгодный контакт, диалог и сотрудничество. В то же время, дон Хуан утверждал [Кн.4], что нагуаль обладает индивидуальным сознанием:
“– Разве нагваль имеет сознание? Он осознает предметы?”
– Конечно, он осознает все”,

– отвечает дон Хуан на вопрос Карлоса. А значит, с ним возможно и общение.

Личностному аспекту нагуаля, обладающему сознанием, соответствует в христианской традиции понятие Бога-Отца. Индивидуальным сознанием обладают и Его Сыны, в частности Христос, следовательно, имеется принципиальная возможность “диалогичности Богообщения”, помогающей нашей индивидуальной трансформации.

У нас на форуме Никита, например, уже замечал, что чисто-индивидуальный самостоятельный рост на пути трансформации возможен только до определенного предела, и дальнейшее продвижение невозможно без синергии, соработничества «свободной воли человека и Божественной благодати».

Отмечу еще один момент. Сторонники индивидуального пути часто критикуют религиозные практики за то, что в них приходится жертвовать своей индивидуальностью во имя веры. В исихазме же мы видим, что нет ничего подобного. Происходит «… не растворение и утрата, но усиление и расширение индивидуального самосознания, конкретноличной идентичности человека.».
Т.е. основная цель такая же как, например, в нагуализме, но способ ее реализации мне представляется более перспективным и эффективным. Да и верхняя граница этой трансформации не столь приземлена и примитивна, поскольку не ограничена “личной силой” нагуалиста, а происходит в «соработничестве» с Богом, с Личной Силой того самого, “непостижимого” нагуаля.
Если немного продолжить это сопоставления, я бы привел еще такой довод. Многие из вставших на путь трансформации пытаются найти своего учителя, гуру, нагваля (в смысле человека), которые помогают сделать первые шаги и ведут по этому нелегкому пути. Но вряд ли кто будет отрицать, что самым лучшим учителем является сам Бог, и самый оптимальный вариант – это пройти свой земной путь под Его водительством. Для нагуалиста это равноценно тому, что сам непостижимый Нагуаль снизошел до того, чтобы помочь практикующему не отдельными “знаками”, а вступил с ним в полноценный диалог и стал вести по пути трансформации. Вряд ли нагуалисты отказались бы от такого Учителя-Нагваля.
Так вот, в исихазме реализуется именно этот вариант, поскольку трансформация человека осуществляется в результате Богообщения. А церковь земная помогает установить этот контакт. В исихазме выражение “прийти к Богу” принимает свой прямой смысл – прийти к Богу, как к Учителю.

Еще один существенный момент, который часто критикуют последователи новых эзотерических течений, это, якобы, консервативность религиозных практик, которые не приемлют ничего нового и неспособны к расширению и динамическому развитию. Так вот, к исихазму это не относится. Приведу еще одну цитату из этой работы:
В целом же весь описанный комплекс, состоящий не столько из идей, сколько из положений практики и выводов опыта, можно рассматривать как особый тип антропологии, своеобразную антропологическую модель, главная отличительная черта которой — онтологическая открытость: расширенное и динамическое видение феномена человека.

В качестве заключения подходят слова:

Открытие современным Западом восточных традиций означало их восприятие и усвоение в культуре, до этого им чуждой и незнакомой с ними. В противоположность этому, обращение к наследию исихазма в современной России значит отнюдь не открытие экзотической новинки, но возрождение важной составляющей в жизни Православия, действующей религии, связанной органически со всею судьбой страны. Поэтому новая рецепция традиции исихазма должна начинаться с того, чтобы увидеть и понять традицию в ее истинном существе, религиозном и мистическом, и на ее истинном месте, в ядре православной церковности.

Приведу некоторые ссылки на эту тему.

Об истории православной аскетики, в том числе об истории исихазма, можно прочитать в книге Ивана Михайловича Концевича (1893-1965), «Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси»
http://www.hesychasm.ru/library/kontsevich/pn_0.htm

Еще одна интересная статья:
Языкова И.К. Живопись исихазма. Учение о Фаворском Свете и иконография.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/yazyk/yazyk9.htm

Можно посмотреть также реферат
http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/isiha.htm

В сети есть отдельные сайты, посвященные исихазму, например, сайт Александра Румянцева:
http://www.hesychasm.ru/



(Добавление)

Еще одна интересная особенность исихазма, которая вплотную приближает его к квантовой теории и к тематике нашего сайта – это «энергийность» данной практики, в основе которой лежит искусство управления тонкими энергиями.

Я продолжу анализ работы А.А. Чернова:

http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=72
в исихазме XII—XIV вв. <…> традиция весьма продвинулась в своем концептуальном самоуяснении и самовыражении. Исихазм отыскал свое ключевое начало и термин, которых недоставало для понимания его практики и стоящих за нею антропологических и теологических предпосылок. Это начало было — энергия. В исихастских спорах, и прежде всего трудами св. Григория Паламы, стало ясно, что исихазм в целом есть, ж первую очередь, речь об энергии, дискурс энергии: борьба со страстями есть искусство управления множеством всех энергий человека, молитвенное делание означает собирание этих энергий в единое устремление к Богу, а синергия и Обожение представляют собою не что иное, как соединение энергий человека и Божественной энергии, благодати.

Пятый параграф этой работы целиком посвящен энергии и называется «Энергия как ключевая категория исихастской модели реальности»
http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=73
Ключевая категория исихастской модели реальности — энергия; и, соответственно, в описываемый контекст важнейшею частью входит весь дискурс энергии в европейской мысли.

Далее, автор анализирует, как эволюционировало понятие “энергия”, введенное Аристотелем.
Однако в дальнейшем оно не вышло за пределы античной философии. Даже схоластика, столь близко следовавшая аристотелевой системе понятий, не сохранила в своем арсенале категории энергии как таковой, но перешла к ее латинскому переводу асtus, акт,— что далеко не являлось точным эквивалентом. Другим, еще более отдаленным, замещением или коррелатом энергии было существование, ехistentia. В позднейшей новоевропейской метафизике категория энергии также отсутствует, хотя в отдельных учениях — например, у Лейбница — замещающее начало действия или деятельности играет значительную роль. Положение принципиально не изменилось и в современный период,…

Следует вывод, который мне жутко понравился , и я постарался его выделить как следует:
В итоге, в качестве областей, где энергия фигурирует явно и, к тому же, в центральной роли, сегодня можно назвать, пожалуй, всего две нефилософские области, являющие весьма парадоксальное сочетание: исихастское богословие и современную физику. Как выясняется, трактовка энергии в них имеет общие черты, которые, в частности, включают в себя далеко идущие отличия от энергии Аристотеля. За этой неожиданной близостью можно увидеть многое.[8]

Затем рассматривается один из вопросов метафизики Аристотеля – о соотношении энергии и сущности:
Служа реализации сущности, энергия, тем самым, подчинена ей, включена в орбиту, в дискурс сущности. Однако это общее свойство всех аристотелевых категорий: сущность — вершина всей их системы, и все категории так или иначе определяются через нее, а все вещи заимствуют от нее свою причастность бытию; иными словами, вся философская речь Аристотеля может рассматриваться как эссенциальный дискурс.<…>

Понятая как чисто эссенциальный дискурс, метафизика Аристотеля описывает реальность всецело охваченной сетью закономерности: системой предшествующих форм, целей, энтелехий и сущностей. Как хорошо известно в истории мысли, интуиции христианской антропологии, а также и многие другие направления мысли, индивидуалистские, волюнтаристские, феноменологические и т. д., весьма расходятся с подобной картиной тотально закономерной реальности, и они постоянно побуждали к поискам философских альтернатив — иначе говоря, к созданию неэссенциальных, деэссенциализованных дискурсов. <…>

Понятие энергии открывает еще один путь к построению неэссенциального философского дискурса, и путь этот обладает известной близостью к пути экзистенциальной философии. Существует глубокая связь между понятиями энергии и экзистенции, которая раскрывается, если мы вновь обратимся к онтологической структуре события. Как известно, первичное значение обоих глаголов, лат. ехisterе и греч. e&cent;xistasJai есть: выступать, выдвигаться вовне, покидая, тем самым, некоторое исходное место. В контексте онтологии это значит, что существование, конкретное бытие, еssе rеаlе мыслится как выступление, выдвижение, исхождение из некой основы, предшествующей и пребывающей, из «того, что всегда есть прежде» (Аристотель). За этим стоит двоичная онтологическая струк­тура «Основа — Выступающее (ехistens, ехistentia)», очевидным образом, родст­венная и изоморфная структуре «Возможность — Энергия». Экзистенциальный дискурс, отказывающийся от примата сущности над существованием, отказыва­ется, тем самым, мыслить существование телеологически, как выступление к предопределенной цели, предшествующей форме и т. п. И точно таким же деэссенциализованным образом может трактоваться понятие энергии. Мы уже указы­вали, что троичная структура события допускает неаристотелеву интерпретацию, при которой энергия отдаляется от энтелехии и сближается с возможностью. При этом главным элементом в событии становится его центр, сама энергия как таковая; тогда как энтелехия и все с нею связанные категории эссенциального ряда, как цель, форма, сущность, отодвигаются на второй план и рассматриваются как подчиненные энергии, определяемые по отношению к ней. Делаясь вторичными, они могут и вообще отсутствовать в дескрипции события. Приближение же энергии к возможности сказывается в том, что энергия ассоциируется теперь уже не с завершением и завершенностью действия и движения, а более с его началом, почином, она представляется как актуальный почин определенного движения или действия, его «росток» (в смысле скорее топологии, чем биологии).

В этой новой трактовке энергия обретает автономию от сущности и делается порождающим началом философского дискурса. Теперь философская речь в любой теме должна развертываться, прежде всего в плане энергии, как прослеживание того, что происходит с энергией. Так, если, согласно Шелеру, «философская антропология исследует сущностное строение человека», то мы, в отличие от этого, должны поставить перед антропологией задачу исследования энергийного строения человека, т. е. непрерывно меняющегося множества разнородных энергий, которым человек наделен в каждый момент. Это меняющееся множество мы называем энергийным образом или энергийной проекцией человека, и это понятие делается одним из главных рабочих средств синергийной антропологии. В возникающем дискурсе энергии реальность утрачивает тотальную эссенциалистскую детерминированность, и ведущую роль приобретают свойства открытости и свободы. Тяготея к du?namiV, энергия теперь — динамическое начало, она прежде всего инициирует и поддерживает динамику реальности, и эта динамика носит открытый и неравновесный характер: в том смысле, что она не замкнута ни в какую систему целей и форм и ей не сопоставляется, вообще говоря, никакой энтелехии, никакого предопределенного финала. Именно такой дискурс динамической и деэссенциализованной энергии соответствует современному физическому мировоззрению, соответствует квантовой физике и космологии…


А.А. Чернов ссылается в своей курсовой работе на С.С. Хорунжего. Я нашел в сети его книгу «Современные проблемы православного миросозерцания»
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/problems/contents.html

Приведу небольшую цитату из II части, 2 главы, которая называется «Антропологические следствия энергийной онтологии Православия»:
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/problems/21.html
Именно энергии человека образуют ступени духовной лестницы, пути обожения человека, именно энергии непосредственно вовлечены в драму тварного бытия, и отсюда следует прямой вывод: православная антропология должна рассматривать человека, в первую очередь, в его энергиях, должна строиться как энергийная антропология.
(выделено автором)

2. Вл.Травка - 26 Января, 2005 - 15:06:14
Энергийный подход С.С. Хорунжего к рассмотрению феномена православной аскезы и исихизма мне кажется очень интересным. В свое время была сделана попытка пригласить его для участия в журнале, но увы она не вcтретила поддержки с его стороны. Может быть что-то изменится в этом направлении, если эта тема найдет живой отклик на форуме.
Список трудов Хорунджего, краткое описание его подхода к феномену христианской мистики и некоторые его статьи можно найти на сайте Гордона:
http://www.gordon.ru/konkurssite/hss.html
3. С.И. Доронин - 26 Января, 2005 - 21:22:35
Встретился в сети текст Свт. Григория Паламы.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=2774&sq=19,21,771&crypt=

Уже в первом предложении идет речь об энергии:
В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями.

Еще одна цитата об энергиях Его, которые, я бы сказал, различаются по степени квантовой запутанности, и одни, наиболее плотные «начали быть во времени», в частности, в нашем пространстве событий, другие, менее плотные, обладающие высокой мерой запутанности, не принадлежат нашему пространственно-временному континууму, «не начинали быть во времени, ибо никогда не был Он без добродетели, благости, святости и бессмертия»:

Кто признает нетварной одну только сущность Божию, но не все те вечные энергии Его, над которыми Он как производящее над производимыми возвышается, тот пусть выслушает святого Максима, говорящего: "Все бессмертные и само бессмертие, все живущие и сама жизнь, все святые и сама святость, все добродетельные и сама добродетель, все благие и сама благость, все сущие и само существование — все они, несомненно, суть творения Божий. Однако одни начали быть во времени, ибо Бог был тогда, когда их не было; другие же не начинали быть во времени, ибо никогда не был Он без добродетели, благости, святости и бессмертия".

Интересен такой факт, что под этим текстом поставили свои подписи другие игумены и иеромонахи, список этот довольно большой:
Удостоверяя его точное следование преданиям святых, мы для полной уверенности читающих поставили свои подписи:

Таким образом, этот текст отражает не только личное мнение Григория Паламы, но является общим согласованным мнением тех, кто «это познали на своем малом опыте».



Powered by ExBB 1.9.1
Original design created by Vjacheslav Trushkin. Converted to exBB by Markus®


[ Script Execution time: 0.0051 ]   [ Gzip Disabled ]