Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
27 Ноября 2024, 06:01:25
Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
Новости: Книгу С.Доронина "Квантовая магия" читать здесь
Материалы старого сайта "Физика Магии" доступны для просмотра здесь
О замеченных глюках просьба писать на почту quantmag@mail.ru

+  Квантовый Портал
|-+  Тематические разделы
| |-+  Эзотерика (Модератор: Quangel)
| | |-+  Магические миры и виртуалистика
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Печать
Автор Тема: Магические миры и виртуалистика  (Прочитано 25281 раз)
Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« : 14 Июля 2008, 21:08:20 »

   Фактически требуется лишь определить в какой мере магия способна проявляться в физическом мире. На проблемность той точки зрения, когда "путешественница по другим мирам" не способна ни пронести туда фотоаппарат :), ни вынести оттуда ничего кроме своих впечатлений, я уже указывала. Повторю это еще раз, т.к. тема уже выросла до 52-х страниц, и найти в ней что-либо стало уже затруднительно.
   Проблема состоит в том, что если "магический мир" является РАСШИРЕНИЕМ мира физического (скажем в иное измерение), то в этом случае физический мир был бы его ПОДПРОСТРАНСТВОМ. И тогда не было бы никаких сложностей проявить такое магическое действие, которое проецировалось бы на физический мир. В физическом мире такое проявление трактовалось бы как чудо, т.к. выглядело бы из него ВНЕШНИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ, несводимого к причинам, лежащим внутри физического мира.
   В противном случае пришлось бы констатировать, что физический и "магический" миры между собой ИЗОЛИРОВАНЫ. А это уже совсем иной случай, и следствия из него будет уже тоже иные.
   Принятие "изолированного варианта" неприятно в том аспекте, что не позволяет надеяться на подобие между законами, царящими в таких разделенных мирах (если предположить, что в "магическом мире" тоже имеются законы). А в этом случае к магическому миру становятся неприложимы законы физического мира, и квантовая механика в том числе. Ведь квантовая механика - родная дочь физики, и ее законы были выведены из тех закономерностей, которые удалось выявить в физическом мире. Отбрасывая физический мир с его законами, мы, тем самым, автоматически признали бы невозможность объяснить что-либо в магии при помощи квантовомеханических представлений.

Пипа подняла интересную тему - соотношение физической реальности и магической,сновидческой, ets. К сожалению предидущая тема потонула во множестве приперательств, поэтому предлагаю обсудить этот вопрос здесь.
В качестве методологии исследования этого вопроса предлагаю взять на вооружение виртуалистику (Виталий, интересующийся вопросом ИИ наверняка знаком с ней). Сам я начал влезать в тему виртуалистики недавно, и насколько оправдано ее применение к данной теме вопрос.
В любом случае, если мы будем изучать этот вопрос с магической т.з. то останемся внутри ее мифологии, если с т.з.класического материализма, то будем постоянно скатываться в физикализм. Виртуалистика как дисциплина достаточно новая вовсю использует постнеклассические идеи, поэтому может оказаться вполне полезной как для изучения квантовой магии так и феномена магии вообще.
Вот официальный сайт наших виртуалистов, но к сожалению большая часть материалов, анонсированых там недоступна, но кое-что можно почерпнуть там, кое-что другое выудить с других сайтов:

http://www.virtualistika.ru/

Я сейчас читаю статью Борчикова "метафизика реальности" и нахожу некоторые пересечения с вышеизложенными рассуждениями Пипы.
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
April
Ветеран
*****
Сообщений: 893


Просмотр профиля WWW
« Ответ #1 : 15 Июля 2008, 08:13:18 »

У меня был комментарий именно к той цитате Пипы, которую ты привел.
Но я не о том.
Прежде, чем развивать тему, приведи, плиз, определение свое "виртуальности".
Записан

Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #2 : 15 Июля 2008, 14:18:37 »

Виртуалистика – дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисци­плиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, который может быть исполь­зован в любой научной дисциплине.

Во второй половине XX века идея виртуальности воз­никла независимо друг от друга в нескольких сферах нау­ки и техники.

В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия дру­гих частиц. Эти эфемерные частицы были названы вирту­альными. Особенность их заключается в том, что, с од­ной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потен­циально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в на­чальных и конечных условиях взаимодействия.

В компьютерной технике широко используются поня­тия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отно­шения между элементами компьютера с помощью про­граммных средств, можно обеспечить человеку возмож­ность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превос­ходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответ­ствует никакой конкретно физический носитель и она су­ществует только пока сохраняются построенные пользо­вателем функциональные отношения между элементами компьютера.

В эргономике было обнаружено, что в процессе функ­ционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика восприни­мать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исклю­чительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Соз­дается необычная, напряженная и физически, и психоло­гически ситуация, которая разряжается сразу после вы­хода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проек­тировании самолетов нельзя абстрагироваться от подоб­ных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и техни­ческой системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).

В психологии был описан особый тип психических со­стояний, существующих только актуально. Этот тип пси­хологических состояний был назван "виртуальными со-стояниями" (Носов, Генисаретский, 1986).

Исследования в эргономике по созданию принципи­ально нового типа средств отображения информации, на­чавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е го­ды, привели к разработке так называемой "виртуальной кабины самолета". Новизна идеи виртуальной кабины са­молета заключалась в создании так называемого голов­ного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться "перчаткой" с датчика­ми, с помощью которых управляют изображением. Управ­ляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодей­ствия с виртуальным объектом – тогда человек будет фи­зически чувствовать изменения, происходящие с объек­том.

Головной шлем, с одной стороны, оказался идеаль­ным средством для реализации идеи "искусственной ре­альности", разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию "искусст­венной реальности" и пытался создать техническую си­стему, интегрирующую в едином информационном прост­ранстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.

В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, тер­мин "виртуальная реальность" стал в обыденном созна­нии ассоциироваться исключительно с компьютерами.


Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #3 : 15 Июля 2008, 14:20:50 »

Виртуальная реальность – реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологиче­ская, социальная, техническая и проч.), обладающая сле­дующим рядом свойств: порожденность (виртуальная ре­альность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологиче­ские виртуальные реальности порождаются психикой че­ловека), актуальность (виртуальная реальность су­ществует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность), автономность (в вир­туальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуаль­ная реальность может взаимодействовать со всеми дру­гими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. "Виртуальность" и "константность" образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В отличие от схо­ластики, в виртуалистике виртуальность противопостав­ляется не субстанциальности, а константности, и отноше­ния между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону – виртуальная реальность может "умереть" в своей константной реальности – свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению к своей константной реальности. Относительность отношений категориальной пары "виртуальный-константный" образуют онтологиче­скую модель.

Виртуальных онтологических моделей нет ни в запад­ной, ни в восточной философии.

Онтологически нет ограничений на количество уров­ней иерархии реальностей, но психологически, т.е. отно­сительно конкретного человека, актуально функционирует только две реальности п-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить су­ществование лишь одной реальности, считая вторую про­изводной от первой. Учитывая, что философствующие субъекты могут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархический уровень и ду­ализм – монизм), можно реконструировать все западные типы философий.

Виртуальная реальность психологическая – вирту­альная реальность, порожденная психикой человека.

Виртуальная реальность воли – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность сделать объектом управления самого себя в целом и осуществлять управление своей жизнью.

Виртуальная реальность личности – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность выделять себя через противопоставление позиции другого человека.

Виртуальная реальность сознания – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность отделять свою психику (мысли, чувства, пережива­ния) от психики другого человека.

Виртуальная реальность телесности – собь челове­ка, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность выделять свое тело от других материальных объек­тов.

Виртуальная реальность человека – собь человека, способ самоиндивидуации, дающий человеку возмож­ность сопоставления себя со всем остальным миром.


Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
April
Ветеран
*****
Сообщений: 893


Просмотр профиля WWW
« Ответ #4 : 15 Июля 2008, 14:54:28 »

Особенность их заключается в том, что, с од­ной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потен­циально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в на­чальных и конечных условиях взаимодействия.
Это я понимаю:
1.  "виртуальный" - порожденный взаимодействием и  существующий на время взаимодействия.
А вот дальше - не понятно:
2. "Виртуальная реальность – реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологиче­ская, социальная, техническая и проч.), обладающая сле­дующим рядом свойств: порожденность (виртуальная ре­альность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; "
В соответствии с первым определением "виртуальная реальность" должна быть порождением, взаимодействием как минимум двух других реальностей.
Разве нет?
3. "Виртуальная реальность психологическая – вирту­альная реальность, порожденная психикой человека."
Порожденная взаимодействием психической реальности человека с  какой другой реальностью?
Записан

Мария
Гость
« Ответ #5 : 18 Июля 2008, 15:21:15 »

Т.е. если магия - это виртуальная реальность, значит ее правила - условны. И зависят только от договоренности между участниками.
Записан
Oleg.Ol
Ветеран
*****
Сообщений: 2769


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 18 Июля 2008, 17:28:27 »

Любая реальнось - виртуальна ... но не все правила условны.  Смеющийся

1.Все дело в том, что само отношение "реальность" имеет субъективную онтологию. Это факт от которого нельзя отмахиваться, если не желаешь впасть в самообман.
2.Мы отметаем солипсизм из соображений неконструктивности и допускаем множественность субъектов реальности.
3.Множественность субъектов реальности означает, что и отношение "реальность" имеет множество субъективных вариаций.
4.Опыт интерсубъективной коммуникации явно указывает, что все эти вариации субъективных реальностей имеют "общую часть" которую мы назовем "объективной реальностью".
5.Онтологизировать объективную реальность нет никаких логических оснований. Более того, последовательная онтологизация объективной реальности ведет либо к признанию солепсизма, то есть тождественности объективной и субъективной реальности либо к полному онтологическому отрицанию субъективной реальности. В истории было много попыток аналитического обоснования обоих позиций, но все они противоречат опыту. 

Выводы:
1. Не существует никаких реальностей вне субъекта этой реальности кроме реальностей иных субъектов.
2. Все субъективные реальности имеют интерсубъективное и самосогласованное "пересечение" называемое "объективная реальность".
3. Интерсубъективногсть и самосогласованность достигаются в процессе интерсубъективной коммуникации, называемой семиозисом.
4. Саму возможность коммуникации создает некая особая внепространственная и вневременная общность субъектов, обеспечивающая само качество субъективности. То есть эта общность задает сам смысл интерсубъективной коммуникации - это сама целостность субъекта, его "смысловой универсум" детерминирующий его самодвижение в чистое потенциальное "никуда".
5. http://ivanem.chat.ru/ontology1.htm ... Иванов жжот! Читать всем!
Записан

"Я - есмь Истина и Путь, Альфа и Омега ..."(с)
Quangel
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7344


Сaementarius Civitas Solis Aeterna


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 18 Июля 2008, 19:44:54 »

5. http://ivanem.chat.ru/ontology1.htm ... Иванов жжот! Читать всем!

Я вижу ты наконец нашел свой эгрегор,который резонирует с личным "фрейле" души.  Смеющийся Смеющийся Поздравляю.  Смеющийся А у меня вот не открывается статья,глюк с кодировкой.
Вместо букв иероглифы.  Грустный
Записан

"Помнишь, мы - воевали среди викингов суровых.
Помнишь, я самурайский меч вонзила в себя?
Помнишь, нас сжигали из-за страха красоты?
Помнишь - ты за континентом континент открывал,
Да не открыл!" (с)
Oleg.Ol
Ветеран
*****
Сообщений: 2769


Просмотр профиля
« Ответ #8 : 18 Июля 2008, 20:00:12 »

Цитата:
А у меня вот не открывается статья,глюк с кодировкой.
Вместо букв иероглифы.   


Это не глюк просто там юниксовая(KOI8), а не виндузовая(1251) кодировка кириллицы.
Просто открой страничку залезь в меню вид/кодировка и выбери "Кириллица KOI8-R" ... и будет тебе щасье  Подмигивающий
Записан

"Я - есмь Истина и Путь, Альфа и Омега ..."(с)
Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #9 : 28 Июля 2008, 18:59:22 »

Кстати, еще вопрос в догонку: почему, если виртуальная реальность появляется в результате взаимодейсвтия как минимум двух других реальностей, то константной считается только одна? Или это неточность определения и подразумевается, что каждую из взаимодействующих реальностей, можно назвать константной?

В качестве ответа приведу некоторые разделы статьи Борчикова ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

I. Гипотеза множественности константных реальностей

1. Виртуализирующая и базисная константные реально-сти
Признание константной реальности (КР), соотноси-тельной виртуальной реальности (ВР), стало в теории вир-туалистики уже общим местом. Константной называется ре-альность, порождающая виртуальную реальность. Вот как описывает Н.А. Носов отношения между ними: «…Виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее кон-стантной реальностью, при этом константная реальность первого уровня может свернуться, став виртуальным объек-том новой константной реальности» .
Общим местом является также признание, исходя из по-стулатов полионтологизма и полигносеологизма, множества типов виртуальных реальностей: психологической, компью-терной, социальной, художественной, этической, гносеоло-гической и т.д. И тут возникает первая проблема. Поскольку человек может одновременно участвовать в нескольких фор-мах бытия, спрашивается: можно ли говорить об умножении виртуальных и константных реальностей, т.е. об одновре-менном пребывании человека в нескольких константных и виртуальных реальностях?
Что касается виртуальной реальности, то ответ, на мой взгляд, однозначен. В скольких бы формах бытия человек ни участвовал, виртуальная реальность, в которой он актуально пребывает, будет всегда исключительно одна. Объяснение этому простое. Поскольку одно из свойств виртуальной ре-альности – актуальность, постольку все то, что имеет место быть в этой актуальности, как раз и составляет единственную для данного субъекта на данный момент времени виртуаль-ную реальность.
А вот с константной реальностью оказывается не всё так просто. Рассмотрим пример, очевидно охватывающий не-сколько типов виртуальных реальностей.
Допустим, некий человек разыгрывает на компьютере роль автогонщика или с помощью специальных приспособ-лений моделирует виртуальную рыбалку. В данном случае одновременно задействованы, как минимум, два типа вирту-альной реальности: компьютерная и психологическая. И у каждой из них своя константная – порождающая – реаль-ность. Для психологической ВР порождающей её реально-стью является сама жизнь: реальный гонщик, реальная ры-балка, реальное переживание азарта и т.п. Что касается ком-пьютерной ВР, то порождающей её реальностью является реальность компьютерной программы и компьютерной тех-ники. Таким образом, оказывается, что у единого виртуала (автогонки или рыбалки), в котором пребывает игрок, две константные реальности: жизнь и компьютер.
Могут возразить, что константная реальность одна – компьютерная технология. Никакая реальная гонка не поро-ждает компьютерную игру, рыбалка не порождает погруже-ние в виртуальную ауру компьютерной рыбной ловли. Одна-ко верны и другие возражения. Никакая компьютерная про-грамма не могла бы породить виртуальный образ гонщика или рыбака, если у человека не было бы уже до этого иден-тичного жизненного опыта виртуального образообразования и компьютер не копировал бы жизненную константную ре-альность с её реальными эмоциональными переживаниями и мысленным программированием результатов.
Сначала подойдем к рассмотрению сути дела со стороны действительной жизни. Допустим, автогонщик участвует в реальной гонке, а рыбак реально удит рыбу. При этом, во-первых, необходимо имеются определенные константные объективные реалии: человек, машина, дорога, движение или озеро, удочка, насадка, рыба и т.п. Во-вторых, имеются некие сопровождающие это субъективные реалии: «я лучший гон-щик», «я выиграю», «это суть моей жизни», «я сейчас пой-маю самую большую рыбу», «лучшего времяпрепровожде-ния, чем рыбалка, нет» и т.д. и т.п., и всё это окутано азар-том, отвагой, удовольствием и т.д. и т.п. Как объективным, так и субъективным реалиям соответствуют некие образы, на базе которых в последующем возможно развертывание вир-туалов. Точнее будет определять эти базисные образы как консуеталы. Вот определение Н.А. Носова: «Если образ ак-туализируется привычным способом, то процесс актуализа-ции не рефлексируется. Эти нерефлексируемые ощущения называются консуетальными (от латинского consuetus: нор-мальный, обычный). Если образ актуализируется непривыч-ным способом… то характер актуализации рефлексируется: осознается как особое событие… При этом человек может полностью переключиться на свои самоощущения: перейти в виртуал, который бывает двух видов: гратуал… или инграту-ал…»
Я думаю, разделение константной реальности жизни на объективно-субъек¬тивные реалии и консуеталы и создает предпосылки для возникновения в последующем виртуаль-ной реальности. В самом деле, если удастся заменить один объективный базис другим объективным базисом, чтобы вы-зывать идентичные консуеталы, полностью сохраняя качест-во переключения на самоощущения, то налицо будет самая что ни на есть виртуальная реальность. К примеру, можно устранить дорогу, машину, зрителей, озеро, рыбу и т.п., за-менив всё это компьютерным технологическим оснащением, но если при этом будут сохраняться консуеталы жизни гон-щика или рыбака, то тогда и идет речь о виртуальной реаль-ности. Виртуальная реальность становится автономной по отношению к константной, а консуеталы на иной базе транс-формируются в виртуалы.
   виртуал
   ВР
   консуетал

   КР компьютерная
    (виртуализирующая)
   КР психологическая (базисная)
модель 1
Теперь посмотрим, что происходит, если идти со сторо-ны компьютера. Программист разрабатывает программу «ав-тогонки» или «рыбалки», используя математические знания, программные символы, технические ресурсы: монитор, шлем, клавиатуру, джойстики и т.п. Это его константный реальный базис. Консуеталами для программиста являются задача, решение, реализация и оценка плана: «я сделал каче-ственную программу гонки, или рыбалки, или расчета зар-платы и она хорошо работает». И здесь разделение констант-ной реальности на объективное профессиональное мастерст-во и субъективное пользовательское удовлетворение дает повод в последующем для возникновения феномена вирту-альной реальности. Если удастся сделать так, что профес-сиональный компьютерный базис потеряет актуальность, а пользовательский консуетал будет при этом сохранять свою идентичность, то налицо – виртуальная реальность. Действи-тельно, пользователь, совершенно не разбирающийся в язы-ках программирования и компьютерных технологиях, заяв-ляет: «У меня одна из лучших программ гонки, рыбалки, бу-хучета». Почему? Откуда он это знает? Он это знает, сравни-вая виртуал исполнения программы с консуеталом жизни, когда он реально (без компьютера) гонял, удил, учитывал денежные средства.
   виртуал
   ВР
   консуетал

   КР психологическая
    (виртуализирующая)
   КР компьютерная (базисная)
модель 2
Для дополнительного примера заменим в последней мо-дели программиста на артиста, и мы получим ту же схему. В совместной статье Н.А. Носов и И.Ф. Жданов говорят о том, что для мастеров сцены константной реальностью является сценическая реальность (действия партнеров, звучание орке-стра, сценография, т.е. аналогично – профессионально «про-граммистская»), а основанием для виртуалов является внут-ренняя, духовная (аналогично – психологическая) констант-ная реальность артистов (и зрителей). При этом работа твор-ческого воображения «…складывается из двух этапов: соз-дание консуетального образа и создание виртуального об-раза» .
Итак, мы установили, что у виртуальной реальности, ко-торая выстраивается на двух типах объективной реальности, константных реальностей тоже две, только в ряде случаев одна является ба¬зисной, а другая виртуализирующей, а в иных случаях – наоборот.
Теперь попробуем сделать аналогичный анализ для ка-кой-либо однотипной (чистой) виртуальной реальности. Возьмем для примера психологическую ВР как самую пока-зательную.
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #10 : 28 Июля 2008, 19:00:23 »

2. Многоуровневость константной реальности
психологической ВР
Применительно к психологической ВР верна та же мо-дель.
Во-первых, константной реальностью для неё является сама жизнь, которая и порождает консуеталы. Но когда в дело вмешивается такой механизм, как психика, то он берет на себя определенные функции жизни. Психика как бы ста-новится эрзацем жизни, или жизнью, протекающей по своим, особым законам. В какой-то мере это напоминает первый пример с компьютером, когда тот явился эрзацем жизненных процессов. Правда, дело с психикой обстоит намного слож-нее. Хотя бы потому, что психика (в отличие от компьютера) постоянно сопровождает течение жизни и идет как бы парал-лельно с ней. К тому же психика большей своей частью даже входит в феномен жизни. Но, тем не менее, на онтологиче-ском уровне эти две реальности разные, и когда вторая (пси-хика) начинает автономно играть объективную роль первой (жизни), тогда налицо виртуальная реальность.
   виртуал
   психологическая ВР
   консуетал
   поле идентичности
   КР виртуализирующая –
    психика
   КР базисная – жизнь
модель 3
Отличие модели 3 от моделей 1 и 2 только в том, что там между базисной и виртуализирующей константными реаль-ностями (компьютером и психикой) нет или почти нет взаи-модействия, в то время как здесь между психикой и самой жизнью имеется поле идентичности, и оно – существенный атрибут их взаимодействия. Чем сильнее поле идентичности, тем в большей мере виртуал равен консуеталу. Чем слабее поле идентичности, тем в большей мере виртуал равен гра-туалу/ингратуалу. Возможно, в этом смысле Т.В. Носова раз-личает (1) отраженные образы, которые составляют кон-стантную (консуетальную) часть, и (2) порожденные образы, которые составляют виртуальную часть психического про-странства .
Во-вторых, психической реальности свойственно «про-граммирование»: это особые процессы воображения и реф-лексии, начиная от непосредственно чувствуемых, включая обыденно вербальные и кончая теоретически гносеологиче-скими. Именно в лоне этих психологических рефлексий-воображений и формируется самообраз, сопровождающий психическую жизнь и составляющий неотъемлемое свойство виртуальной реальности, по Н.А. Носову. «Самообраз, в от-личие от образа… отражает в психике её же текущие состоя-ния» . Именно в самообразе фиксируются все изменения ста-туса телесности, сознания, личности, воли  и, я бы продол-жил, чувственности, души, рассудка, разума, экзистенции, мышления и т.п.
Однако тут возникает проблема. Чтобы зафиксировать все эти изменения, надо ведь их с чем-то сравнивать: как это существует в нормальном (неизмененном) состоянии? Но и нор¬ма ведь не сама жизнь, а некая база таких норм, или фик-сированных самообразов, представлений, мнений, знаний, хотя и взятых из самой жизни, но обладающих предикатом «норма». Как компьютерное пользование опрощается, уходя от программных языков к виртуальным консуеталам жизни, так и психологическое пользование в данном случае опроща-ется, уходя от теоретических психологических рефлексий к вербальным константам жизни.
И это понятно: то, чтó и как знает психолог, пребывая в виртуальной реальности, при прочих равных условиях не равно тому, чтó и как знает обычный человек (непсихолог), пребывая в том же самом виртуале. У них разного содержа-ния самообразы, хотя, возможно, и задействованные на иден-тичные консуетальные формы (психологические нормы). И в данном случае появляется то же самое метафизическое поле идентичности, или взаимопроникновения, психологических констант, рефлексий и знаний, чего в моделях 1 и 2 не на-блюдалось: математика программирования не равна пракси-су жизни, в то время как психологические рефлексии прони-заны психологическими знаниями, и т.д.
Сказанное можно представить в виде следующей кар-тинки:

   виртуал
   психологическая ВР
   консуетал

   психологические знания   психо-
   психологические рефлексии   логи-
    психика   ческая
   жизнь   КР
модель 4
Таким образом, вскрывается, что константная реальность сама по себе оказывается сложной (слоёной) реальностью, в которой перемешаны различные уровни детерминант, несу-щих различные базисные и виртуализирующие нагрузки. Чем ниже уровень реальности, тем ближе он к базису, а чем выше, тем сильнее проявляется его виртуализирующее зна-чение. Полагаю, что даже на данной картинке (модель 4) я не охватил большинство этих уровней, но все же проясняется, что жизненные, психические, рефлексивные и познаватель-ные константы составляют некую сложную, базисно-виртуализирующую константную реальность для психологи-ческой виртуальной реальности.
Очевидно также, что в данном примере не удалось вы-держать «чистоту» психологической ВР, как предполагалось. К ней незримо примешалась хотя бы гносеологическая вир-туальная реальность (психологические рефлексии, знания и т.п.) Следовательно, налицо проблема их интерактивного взаимодействия.
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
Владимир Травка
Ветеран
*****
Сообщений: 1238



Просмотр профиля
« Ответ #11 : 28 Июля 2008, 19:01:16 »

3. Единство психологической и гносеологической
виртуальных реальностей
Вскрывшуюся проблему я бы зафиксировал в следую-щем парадоксальном тезисе: знание о виртуальной реально-сти ничего не меняет в характере протекания виртуала, но все же виртуал, протекающий со знанием ВР, нечто иное, нежели виртуал, протекающий без знания ВР.
Инаковость протекания виртуалов в данном случае пре-допределяется тем, что тут взаимодействуют два типа вирту-альной реальности: психологическая и гносеологическая. Тогда вопрос о взаимодействии двух типов ВР приобретает вид: обладает ли или должен ли обладать человек, попадаю-щий в виртуальную реальность, не только непосредственным осознанием, но и знаниями вообще психологической вирту-альной реальности и её природы?
Варианты объективных решений этой проблемы многооб-разны.
В подавляющем большинстве случаев протекание вир-туала происходит без непосредственного участия знаний о ВР. Пример. Допустим, человек знает о сне всё, но, когда засыпает и видит конкретный сон, эти знания в этом сне не актуализуются. Виртуальная реальность сна не пересекается с гносеологической реальностью познания сна. Ещё пример. Человек обучен компьютерному программированию, сам пи-шет программу, например, шахматной игры, но, попадая в неё, так увлекается игрой, что «забывает» про программу; знание программы во время игры не актуализуется. Тут тоже виртуальная реальность игры не пересекается с гносеологи-ческой реальностью знания компьютерного программирова-ния.
Однако если определенные знания имманентны предме-ту ВР, то их актуализация влияет на качество протекания виртуала. Тот же виртуал шахматной игры необходимо пере-секается с гносеологической реальностью знания законов шахмат. Человек, актуализующий эти знания, будет играть лучше, нежели тот, кто отключит их и будет на одном авто-матизме двигать фигуры. Вместе с тем случается (особенно в блице), когда нет времени на актуализацию этих знаний; но если человек начинает тратить время на обдумывание ходов, то виртуал игры может просто прекратиться, подойдя к про-игрышу партии. Тем более не может быть и речи о том, что-бы во время шахматной партии кто-то размышлял о природе виртуальной реальности, как это я сейчас делаю.
Между тем известна и иная закономерность. Например, некоторые педагоги, успешно обучая чужих детей, имеют большие проблемы с воспитанием собственных. Или врачи-сексопатологи, помогая сохранять супружеские отношения своим клиентам, в собственной семье могут не справляться с аналогичными проблемами. Как говорит народная мудрость: сапожник без сапог. На языке виртуалистики это означает, что виртуальная реальность в большей мере обеспечивает актуализацию профессиональных знаний в виртуале профес-сионального труда, нежели константная реальность жизни делает это в консуетале.
Более того, многие виртуалы во время протекания не ис-ключают компонентов осознания и самой ВР как специфиче-ской реальности, отличной от константной или иной реаль-ности. «Это всего лишь игра», «это всего лишь сон», «это тренажер, и я не разобьюсь насмерть» и т.д. и т.п. И хотя протекание ВР может идти по своим законам, данное осозна-ние является необходимым компонентом, не мешающим протеканию, а в большинстве случаев даже способном опре-делять параметры протекания. Летчик, не боящийся потер-петь аварию на тренажере, не равен летчику, не знающему, что это тренажер, и полному страха за свою жизнь.
Наконец, существует и знание непосредственного харак-тера протекания ВР. Выпивший человек может осознавать, что он «сейчас» пьян и что пьянство – это некоего рода иная (виртуальная) реальность, в которую он уходит, чтобы ему было лучше, но он при этом может и не осознавать или осоз-навать, как правило, неадекватно степень своего рефлексив-ного контроля над протеканием виртуальной реальности.
Можно и дальше перечислять варианты сочетания пси-хологической и гносеологической виртуальных реальностей. Но уже сейчас ясно: ситуация протекания психологической ВР вовсе не требует пересечения её с гносеологической ВР. Вместе с тем сама предметность виртуальной реальности осознается – либо непосредственно в самообразе, любо опо-средованно в предметных знаниях. И актуализация этих зна-ний будет представлять уже внедрение элементов гносеоло-гической ВР в течение психологичес¬кой ВР. Подобная ак-туализация может иметь как негативное, так и позитивное значение для течения психологической ВР. В одних случаях она может существенно снизить ранг виртуализации вплоть до исчезновения виртуала, в других – усилить его и повысить эффективность виртуальной деятельности.
Впрочем, сказанное верно вообще для любого типа вир-туальной реальности. Человек во время пребывания в кон-кретной ВР осознает процессы и события текущей виртуаль-ной реальности, а не процессы и события своего гносеологи-ческого осознания. Не исключено, что человек может начать осознавать и познавать это свое осознание, но тогда события такого, по сути ноэматического  осознания просто вплета-ются в цепочку виртуальной реальности в качестве полно-правных виртуальных гносеологических событий. В результа-те имеется хотя и синтетическая, но единая виртуальная ре-альность, порожденная различными константными реально-стями.
Записан

Однажы Чжуан-цзы приснилось, что он бегемот, лежащий в зловонной луже. Он поспешил проснуться и пошел любоваться бабочками, порхающими над цветами.
April
Ветеран
*****
Сообщений: 893


Просмотр профиля WWW
« Ответ #12 : 29 Июля 2008, 15:04:41 »

Таким образом, оказывается, что у единого виртуала (автогонки или рыбалки), в котором пребывает игрок, две константные реальности: жизнь и компьютер.
Могут возразить, что константная реальность одна – компьютерная технология.
Нет, я возражать не буду. Меня как раз устраивают две. Когда одна, то никакого взаимодействия быть не может, а  значит и никакого порождения чего бы то ни было . Для порождения виртуальной реальности нужны, как минимум, две взаимодействующие константные реальности.
Основной вопрос в каждой практической задаче: какими именно константными реальностями порождается виртуальная реальность, какие свойства константных реальностей наследует, а какие приобретает новые, собственные, не существующие в константных реальностях.
Тут собственно все понятно.
Сначала подойдем к рассмотрению сути дела со стороны действительной жизни. Допустим, автогонщик участвует в реальной гонке, а рыбак реально удит рыбу. При этом, во-первых, необходимо имеются определенные константные объективные реалии: человек, машина, дорога, движение или озеро, удочка, насадка, рыба и т.п. Во-вторых, имеются некие сопровождающие это субъективные реалии: «я лучший гон-щик», «я выиграю», «это суть моей жизни», «я сейчас пой-маю самую большую рыбу», «лучшего времяпрепровожде-ния, чем рыбалка, нет» и т.д. и т.п., и всё это окутано азар-том, отвагой, удовольствием и т.д. и т.п. Как объективным, так и субъективным реалиям соответствуют некие образы, на базе которых в последующем возможно развертывание вир-туалов.
"Я лучший гонщик" и все остальное, что ты перечислил,  уже принадлежит множеству объектов (образов) виртуальной реальности, которая суть порождение Реальности Мира и реальности жизни (опыта) гонщика. Другой гонщик с другим опытом жизни породит другую виртуальную реальность с образами "дались мне эти гонки, с завтрашнего дня начну собирать марки".
Точнее будет определять эти базисные образы как консуеталы...перейти в виртуал, который бывает двух видов: гратуал… или инграту-ал…»
Слишком много новых терминов - это уже для увлеченных. Спасибо за ответ.
Записан

Страниц: [1] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC