Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
24 Ноября 2024, 20:14:26
Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
Новости: Книгу С.Доронина "Квантовая магия" читать здесь
Материалы старого сайта "Физика Магии" доступны для просмотра здесь
О замеченных глюках просьба писать на почту quantmag@mail.ru

+  Квантовый Портал
|-+  Тематические разделы
| |-+  Человек будущего (Модератор: Quangel)
| | |-+  Краткие тезисы пост-капиталистической общественной формации.
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Печать
Автор Тема: Краткие тезисы пост-капиталистической общественной формации.  (Прочитано 6450 раз)
Quangel
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7344


Сaementarius Civitas Solis Aeterna


Просмотр профиля
« : 12 Декабря 2011, 07:42:07 »

Когда я говорил о программах партий, я имел в виду, что большая часть из них пишет о том, что именно «хотелось бы поменять». Но нигде нет целостной картины настоящих источников текущих проблем и нет проекта того состояния, в которое мы хотим перейти. Есть только критика текущего строя, хотя проблемы, очевидно, должны иметь корни куда более глубокие — в области научно-технического и социального прогресса, и должны быть, скорее всего, актуальны не только для нашей страны. Простое копирование успешных решений, будь то копирование из-за границы или из прошлого, не является достаточным основанием: как известно, наиболее приспособленный к текущим условиям организм редко способен перестроиться при изменениях этих условий, поэтому смотреть «на запад» в поисках проверенных моделей сегодня прямо-таки опасно. Наиболее близок к проектировании «от корней» Алексей Кравицкий, который предлагает также, как и Стаффорд Бир 40 лет назад, проектировать систему не эволюционно (что бы поменять), а от реальных современных задач, которые стоят перед это системой, и исходя из доступных современных средств. Но я хочу обратиться даже не к тому, что мы хотим получить, а к тому, какие проблемы мы хотим решить.

К сожалению, в обществе сейчас активно прогрессирует неверное отношение к общественным институтам. Например, многие считают, что задача общества – это обеспечение «естественных прав» человека, это предоставление ему максимальных возможностей для улучшения своего личного материального положения, это исполнение «запросов» отдельных лиц или обеспечение какой-то «справедливости». На самом деле, конечно, все ровно наоборот: правовая система, мораль, культура, система распределения всего лишь решают задачи организации людей в наиболее эффективную с точки зрения общества систему. И экономика вовсе не «должна» чего-то отдельным людям, а обеспечивает реальные общественные потребности. Потребности, а не предпочтения отдельных личностей! Как только мы научимся оценивать реальную эффективность институтов с точки зрения общества, а не «убеждений» или «предпочтения» отдельных личностей, мы быстро сможем понять, куда и зачем нужно двигаться, а, главное, как именно оценивать этот прогресс. В этом отношении общественные институты выполняют всего пять основных задачи, характерные для любой жизнеспособной системы: 1) энергетическое обеспечение деятельности системы путем неравновесного обмена с внешней средой (производство, энергетика) 2) координация внутренних взаимодействий элементов и снижение транзакционных издержек (право, мораль, смысловое поле культуры) 3) внутренний аудит, поддержание работоспособности (потребление, медицина), алгедоническое управление  и оптимизация ресурсов (система распределения) 4) получение новой информации (исследования, экспансия, предпринимательство) и ее закрепление, т.е. обучение системы (воспитание, образование, наука) 5) поддержание целостности и определение системы (философия, политика). Экономика должна людей кормить и одевать, а не «угадывать предпочтения»; образование должно детей учить и воспитывать полноценных людей, а не выполнять заказы родителей; медицина должна поддерживать высокий уровень здоровья, а не обслуживать желающих; культура должна облегчать понимание, правовая система — обеспечивать безопасность и повышать уровень доверия, а государственный аппарат — вести общество к выживанию и процветанию, а не ублажать электорат.  Все эти элементы рождены обществом и эволюционируют со временем, не оставаясь постоянными.

Мой «список главных задач» не так уж долог. Но эти задачи, во-первых, взаимосвязаны в комплекс, а во-вторых, достаточно фундаментальны. Хотя, конечно, не новы, но только более актуальны. А, главное, их мало — всего 6.
1. Информационная связанность экономических процессов.
2. Свобода распространения информации.
3. Компьютеризация и роботизация производства.
4. Смена доминирующего фактора мотивации.
5. Кибернетическое самоуправление.
6. Свободное образование.

Информационная связность экономических процессов.
Общество — это большой компьютер, который обрабатывает и запоминает информацию — учится. Экономика — это такая область деятельности этого компьютера, которая относится к процессам материального производства. Задача экономики — вычислить, как распределить ресурсы таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Все управление — это всегда обработка информации. Соответственно, скорость и качество обработки информации зависит от емкости пропускных каналов. В зависимости от емкости каналов строится и система обработки этой информации.
Рыночная система, основанная на денежных показателях, сформировалась во времена, когда каналы были очень узкими (бумажные носители), а мощности обработки данных располагались в ограниченном количестве голов людей и их отношениях. Соответственно вся информация максимально сжимается (кодируется в агрегированные однородные финансовые показатели, вроде цен). Система обработки этой информации основывается на личной экономической мотивации, которая реализуется в форме системы распределения. Система распределения обеспечивает внутренние обратные связи, которые позволяют накапливать информацию, закрепляя полезные обществу гены, модели поведения, наконец, формы организации труда. Система распределения мотивировала целенаправленное поведение отдельных людей, осуществляя управление процессом общественного развития через системы слепого экономического отбора (распределяя/отнимая ресурсы).

Сегодня уровень сложности экономических отношений в обществе вырос на порядки. Но, что более важно, он постоянно растет. Важна информация не только о прошлых затратах, но и  текущей эффективности деятельности предприятий, и даже об их потенциале. Для того, чтобы управлять столь сложной системой, требуется огромный объем информации, обработка которого будет распределяться по разным уровням. Но на практике существующая экономическая система по-прежнему сильно «сжимает» информацию, обрабатывает ее преимущественно через индивидуальные «мозги» аналитиков и полагается в ее обработке на «слепой» экономический рыночный отбор. Это ведет к тому, что разрастается система раскодирования и обработки этой информации: система финансовых рынков. Мы можем наблюдать этот процесс по тому, как появляются финансовые инструменты. Например, торговля акциями нужны для оценки состояния фирмы, а деривативы — ничто иное, как ответ финансовой системы на необходимость обрабатывать данные о потенциальных рисках.
Но чем выше «пирамида» системы, которая обрабатывает данные, тем сильнее ошибки «навеху» сказываются на всей работе системы. Государственная регуляция вряд ли сможет с этим справиться, разве что будет дублировать всю финансовую «верхушку», но при этом столкнется с теми же проблемами. А использование экономического отбора эффективно только на длительных периодах и крайне расточительно. Мы можем позволить себе пожертвовать парой-тройкой сотен экономически развитых стран, прежде чем экономика опытным путем выработает правильная стратегия сдерживания личной алчности «управляющих» мозгов? Уже нет, потому что мировая экономика уже очень сильно взаимосвязана.

Но есть и иные средства решения этой проблемы. Сегодня информационные каналы обладают куда большей пропускной способностью, законы работы слепой «руки рынка» неплохо известны, а в помощь человеческим мозгам появились компьютеры. На начало 20 века ничего из этого, на самом деле, еще не было. Но сегодня уже мы можем разработать новое решение, основанное на современных технологиях и знаниях.

Это решение состоит из четырех китов.
1. Полная информационная прозрачность экономических процессов. В это входит общая доступность самой актуальной (максимально близкой к режиму он-лайн) информации, сформированной по открытым правилам, и отказ от любой коммерческой тайны.
2. Отказ от «финансового сжатия» путем открытия информации в натуральных показателях, включая показатели производительности.
3. Компьютеризированная система сбора, фильтрации, очистки и мониторинга информации. Обработка информации ведется децентрализовано на каждом уровне. Обмен производится любыми показателями, которые оказались нужны. Автоматизированная система эскалации проблем. Построение и развитие моделей экономических отношений для прогнозирования и анализа сценариев.
4. Снижение роли индивидуальной экономической мотивации в управлении экономикой. Цели экономики вполне прозрачны и формализуемы, потому что экономка решает вполне конкретные общественные задачи, и человеку не надо их «угадывать» через ответ от системы распределения, а надо заниматься поиском их решения.

Доступны должны быть не только экономические показатели деятельности, а полная картина экономических отношений. Причем не только фактические показатели но и планы. Причем под доступностью я понимаю не только единое хранилище информации, а удобные и эргономичные средства извлечения полезных сведений.

Координация всех экономических агентов существенно облегчит экономическое планирование и снизит неопределенность, вызванную непредсказуемостью поведения агентов и информационным шумом.

Конечно, останется вопрос о приватности лично информации. Это тяжелый вопрос, но, честно говоря, уже сегодня доступность приватной информации достаточно высока, и вряд ли удастся остановить этот процесс. Скорее всего, имеет смысл его «оседлать» и извлечь из него максимум общественной выгоды. Например, для уточнения прогнозов экономических потребностей.

Можно ли начать эту реформу прямо сейчас? Конечно. Уже сейчас государство требует от предприятий финансовой информации по единым стандартам. Можно начать переход к получению и раскрытию этих данных для всех участников. Это потребует развития национальных информационных систем по обработке и хранению экономической информации, развития средств доступа к информации, переходу на электронный документооборот, создания единого информационного расчетного пространства. Но это неизбежный процесс – без этого справиться с ростом сложности экономических отношений при возрастающих задачах планирования будет все труднее и труднее, а значит система будет все более и более ресурсоемкой и при  этом чувствительной к ошибках в верхних уровнях управления.

Продолжение: http://deminded.livejournal.com/173520.html#cutid1
Записан

"Мой голос тих,в моих руках - Море Морей. И стало тихо,тихо так,перед Бурей!" (с)
Страниц: [1] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC