naib
Пользователь
Сообщений: 161
|
|
« : 29 Февраля 2008, 14:21:59 » |
|
Может кому покажется интересным- к обсуждению. Приведу несколько цитат из статьи Нух Кёллера о необходимости исламской теологии. Многие моменты я умышленно опустил ибо они изобилуют исламской терминологией и не всем будут понятны:
Слово первое
...Если кратко, то калам (исламская теология) существует потому, что Ислам требует три вещи: дать определение положениям веры; продемонстрировать, что для разума возможно принять их, поскольку они не являются абсурдными или противоречивыми; привести доказательства для личной убежденности каждого....
Слово седьмое
Вселенское слияние открыло двери для вселенского скептицизма, который затрагивает не просто некие отдельные религии, но веру в Бога и в религию как таковую. И теперь самое время использовать «каламические» методы доказательства существования Бога. Хотя в действительности, люди которые верят в Бога, верят не в силу отвлечённых философских аргументаций, но потому что они ощущают присутствие Божественной идеи, внутреннее и внешнее, которое способствует духовному росту, помогает в молитвах и дает ответ на их проблемы.
Но все равно, мусульмане и другие верующие находят, что «вере» явно брошен вызов современным атеистическим гнозисом. И встает следующий вопрос: «А может ли калам ответить на вызовы дня сегодняшнего?»....
В наши дни философия, преподаваемая во многих местах, вытеснила традиционные методы доказательства Бога как тавтологические, настаивая на том, что они получают необходимый результат, встраивая его как исходное условие....
Слово восьмое
В наши дни угроза для ортодоксии исходит не от мутазилитов или джахимитов (исламские еретические филососфские направления -примечание моё, naib(a)), а от «сайентизма», которое свело все разговоры об истине сугубо к эмпирическому факту. Действительный вызов религии, который брошен ей в наши дни, – это ложные представления о мифической силе науки, округлившей до «теологии» свой экспериментальный метод, как бы намекая, что если наука не обнаружила Бога, то значит, Его не существует.
Теперь будет недостаточным для критика ограничиваться приведением каких-нибудь цитат с доказательствами из книг по каламу прошлых поколений. Более того, задачей научно-подкованных мусульман стала критика провиденциальной природы логики науки, миссия показать как её эпистемология, цели, культурные и исторические свершения порождали определенные вопросы и ответы.
Всеведение не прерогатива науки (вернее не прерогатива АТЕИСТИЧЕСКОЙ науки - примечание моё,naib(a))...
Слово девятое
И заканчивая эту тему, надо понять, что нападки на религию со стороны «сайентизма», «научничества» должны опровергаться мусульманами тем же способом, каким некогда ашаариты и матурудиты(ортодоксальные исламские философские доктрины-примечание моё, naib(a)) опровергали мутазилитов и джахимитов(исламские еретические филососфские направления -примечание моё, naib(a)), : с диалектической критикой их тезисов и выводов, с использованием в критике их собственной терминологии....
Имена, которые приходят в голову в наши дни, это не аль-Ашаари, аль-Бакилляни или ар-Рази (исламские философы - примечание моё,naib(a)), а скорее Хьюстон Смит с его «За гранью мира постмодерна», Чарльз Ле Гай-Итон и его «Король замка», Кейт Уорд и его «Бог, Возможность и Необходимость», и даже нерелигиозные писатели, вроде Пола Дэвиса с его «Разумом Бога» и Джона Моргана и его «Концом науки и непознанным разумом». Отвечать на жесточайшие выпады против религии – общая обязанность мусульман, пусть они и игнорируют ее на свой страх и риск. Это также одна из основных задач калама – «способность слов ответить на другое слово»....
Слово десятое
Резюмируя всё, что было сказано, мы приходим к итогу: три основные задачи калама состоят в формулировании постулатов веры, в доказательстве их непротиворечивости разуму и не абсурдности, и в предоставлении доказательств для личной уверенности в этом; все три задачи по прежнему актуальны...
...Итак, в наступившем столетии три области калама сыграют для мусульман особую роль: во-первых, доказательства существования Бога через необходимость и замысел; во-вторых, опровержения ереси сайентизма и атеизма; и, в-третьих, распространения терпимости среди мусульман.
|