Михаил Заречный

Квантово-мистическая картина мира

(структура реальности и путь человека)

 

Глава 10. Уровни человеческого сознания

 

Я верю и знаю, что все то, что существует в великом мире, существует и в малом110.

Григорий Сковорода111

 

110 То есть внутри нас.

111 Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) — выдающийся украинский философ, поэт, педагог, мистик.

 

Поставим вопрос: что необходимо, чтобы перейти на уровень свидетельствующего сознания (уровень Брахмана), иметь контакт со всем существованием, быть свободным от любой обусловленности и ограниченности, находиться в Вечности и Беспредельности?

Некоторые из вас уже догадались, каков будет ответ. Он следует из теории декогеренции и формально прост: наше «Я» должно представлять собой целостную систему, охватывающую все остальное, — только в этом случае суперпозиция состояний сохранится и не перейдет в смесь. Иначе говоря, «Я» должно находиться в чистом запутанном состоянии Вселенной и соответствовать гильбертову пространству максимальной размерности.

Это возможно, когда «Я» не взаимодействует с окружением, иначе в ходе взаимной декогеренции квантовые суперпозиции частично исчезнут. Это означает, что «Я» — то есть та часть сознания, которую человек считает собой, — не должно менять своего состояния даже в том случае, когда тело и психика взаимодействуют с окружением и их состояние меняется. Мое внимание должно быть там, где «ничего не происходит», я должен ощущать себя как неизменный центр бытия, который не затрагивает ничто, никакие внешние события — только в этом случае я буду находиться в состоянии максимальной квантовой запутанности.

Возможно ли это? Если да, что для этого надо, и как это происходит? За ответом обратимся к высказываниям Великих Просветленных.

Иисус Христос, Евангелие от Фомы: «Будьте прохожими».

Будда Гаутама, Алмазная Сутра: «Все бодхисаттвы должны породить сознание, не пребывающее ни в цвете, ни в звуке, ни в запахах, ни в предметах мира. Они не должны пребывать где-либо, и им необходимо породить сознание, не пребывающее ни в чем».

Шестой Патриарх Дзэн Хуэй-нэнь112, один из (наряду с Бодхидхармой) основоположников дзэн-буддизма:

 

112 Цит. по книге: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно- психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.

 

«Если есть привязанность к внешним признакам, то ваше сознание будет неспокойным; если будет отрешенность от внешних признаков вещей, то сознание будет спокойным, и ваша изначальная природа будет сама по себе чистой и сама по себе просветленной. Как только начнешь опираться на внешние обстоятельства, возникнет движение, а движение вызывает беспокойство. Но если отрешишься от внешних признаков, то это и будет медитация; если будешь сохранять внутреннее спокойствие, это и будет просветление — самадхи.

А что означает «маха»? «Маха» — это значит великое, под этим подразумевается, что свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна, поэтому нет ни одной вещи, которую можно обрести. Истинная пустотность собственной природы также подобна этому… Однако пустота содержит в себе и солнце, и луну, и все звезды и планеты, великую землю, гору и реки, все травы и деревья, плохих и хороших людей, плохие вещи и хорошие вещи, Небесный Алтарь и ад, которые все без исключения находятся (пребывают) в пустоте. Пустотность природы людей точно такая же (то есть содержит в себе все вещи и явления).

Созерцай свое сознание и не попадай в зависимость от [внешних] признаков вещей... Проходить через тьму вещей, быть готовым к любому деянию и ни от чего не отказываться, но отрешаться лишь от внешних признаков вещей и во всех деяниях ничего не приобретать — это и есть Высшая Колесница. «Колесница» означает практику, о которой не нужно рассуждать, а нужно практиковать, поэтому не спрашивайте меня больше».

Как мы могли заметить, Будда, Хуэй-нэнь и все другие Просветленные говорят о том, что «пустотность природы людей содержит в себе все вещи и явления», то есть именно о возможности человека стать равным Вселенной. Для этого, по их словам, необходимо «породить сознание, не пребывающее ни в чем», то есть обнаружить в себе самом состояние максимальной квантовой запутанности, тождественное Универсуму.

Постараемся разобраться, что же это за «неизменный центр бытия» и «сознание, не пребывающее ни в чем», и как их можно обнаружить в себе. Сразу скажу, что речь пойдет об уровне сознания, весьма далеком от обычного, привычно отождествляющего «Я» с телом и психикой. Чтобы было легче разобраться в этом вопросе, рассмотрим уровни человеческого сознания и соответствующие им пласты восприятия реальности.

Перед вами, в первом ряду — Евгения. Вы ее уже давно знаете. Что вы видите в ней? Пусть все желающие выскажутся, и пусть каждый последующий добавляет что-то такое, что упустил предыдущий. Итак, что вы видите, глядя на Женю?

— Блондинка, симпатичная, хорошо одетая, сексуальная, замужем.

— Среднего роста, зеленые глаза, на крутом джипе ездит.

— Чуть усталая девушка, очень добрая, всем помогает. Наверно, мало спит, у нее ведь маленькие детишки.

— Шельма еще та! Ей палец в рот не клади!

— Толковый специалист, мы с ней одно время работали вместе, она быстро разбирается в новом, ее рекомендации точны, им можно верить.

— И много языков знает, хорошее образование чувствуется.

— А я вижу вокруг нее ровное свечение золотистых, иногда пурпурных оттенков.

— Мне просто приятно рядом с ней находиться, чувствую что-то такое, и все.

— А я чувствую ее душу, которая оказалась здесь, перед нами, в этой жизни… И мне ничего-ничего от нее не надо. Я ее просто понимаю.

Итак, в одном и том же «объекте» можно увидеть различные стороны. Пластов восприятия (или картин мира, то есть того, как вы воспринимаете мир) может быть много, бесконечно много. Их можно систематизировать — по задействованным чакрам, или как-то иначе, однако принципы систематизации нам сейчас не очень важны. Гораздо важнее понять механизмы, обуславливающие наше нахождение на том или ином пласте восприятия, и условия перехода между ними.

Выделим несколько узловых «каналов» восприятия реальности, в основном опираясь на классификацию Рам Дасса113 из книг «Зерно на мельницу» и «Пути к Богу». Всего их у нас будет 7.

 

113 Рам Дасс (Ричард Алперт, род. 1931) — доктор психологии, автор работ по психологии мотивации и взросления, один из пионеров исследований изменений состояния сознания при помощи психоделиков. Побывав несколько раз в Индии и получив там посвящение, Рам Дасс вернулся на Запад для осуществления карма-йоги (йоги действия) как своего пути к Богу.

 

1. Физический (имеют значение физические и социальные параметры — рост, пол, одежда, сила и т. д.).

2. Психологический (здесь важны отношения, эмоции, психологические характеристики).

3. Ментальный (здесь значимо достижение конкретных целей, польза, эффективность, способности ума, образование, и т. д.).

4. Тонкоматериальный, энергетический план. На этом плане становятся важными склонности человека, энергетическая аура вокруг него, его направленность в жизни.

5. Сущностный план, или план души. Вы видите в другом человеке душу, и вам от него ничего не надо. Он выбрал свое, свою жизнь и свои приключения, вы выбрали свое. Вы чувствуете его, способны разделить его состояние, но существуете отдельно от него. Вы ощущаете непостижимость другого и доверяете ей.

Многим людям доступны только первые три канала, для них это единственно существующая реальность, они даже не догадываются о наличии других ее пластов, другого мировосприятия. На этих каналах мы воспринимаем людей с точки зрения их соответствия нашим желаниям и системе ценностей. Например, сексуально озабоченный человек будет видеть тех, с кем можно заняться сексом, тех, с кем нельзя, и своих потенциальных соперников. Таков будет его способ описания мира. Если кто-то стремится к достижениям, он будет видеть остальных через призму подчинения и контроля. Такой человек сразу выделит тех, кого может побить, и тех, кто может побить его, или на какой ступеньке социальной лестницы находится тот или иной человек. Тот, кто следит за модой, сразу выделит тех, кто одет лучше, чем он. Все это — первый канал.

На втором канале вы сразу отметите людей добрых и не очень, веселых и угрюмых, хорошо относящихся к вам и нет, застенчивых и наглых, живущих яркой жизнью и влачащих серое существование. Это психологический план: те, кто сфокусирован на собственных психологических особенностях, и в других воспринимает преимущественно их.

На канале ментального восприятия вы увидите людей умных и не очень, тех, с которыми есть о чем поговорить и узнать что-то новое, и тех, кто всегда говорит одно и то же. Вы увидите специалистов, мнению которых можно доверять, и тех, кому не стоит. Как только важными для вас становятся ценности интеллектуального плана, вы оказываетесь на этом уровне восприятия.

Про четвертый и пятый каналы рассказывать не стану, попробуйте сами перейти на восприятие из них и осознать их наличие в себе.

Любой канал восприятия — не что иное, как способ интерпретации мира, определяемый, в конечном счете, нашими «привязками», значимыми для нас объектами. Конечно же, каждый пласт восприятия определяет и совокупность событий, которые могут в собранном таким образом мире происходить.

Помимо 5 названных, существуют еще 2 канала, наличие которых мало кем осознается: канал всеобщего единства и канал, где исчезает разделение на бытие и небытие, где, как говорил Будда Гаутама, «пустота — это форма, а форма — это пустота».

Все каналы абсолютно равноправны, среди них нет более или менее важных, нет предпочтительных. Наша сверхзадача — одновременное присутствие на всех каналах восприятия, это становится доступным при освоении последнего из них, где небытие и бытие становятся синонимами. Только отсюда возможно полное осознание того, что и как мы воспринимаем, ибо на этом уровне мы ничем не обусловлены и можем находиться в любом переживании, не будучи им связанными. А наша реальная, сегодняшняя задача — видеть другие каналы и, осознав, как мы на них оказываемся, легко переходить с одного канала на другой.

Стоит нам зафиксироваться на одном из пластов восприятия — и все многообразие мира исчезает, мы существуем уже лишь в некой плоскости, события в которой приобретают неимоверно важное значение. Надо ли говорить, что полноценная жизнь в радости и без страха становится в этом случае практически невозможной, ведь мы сузили себя до восприятия какого-то одного событийного ряда и не видим его взаимодействия с другими. Отсюда — неизвестность, сомнения и страх. Более того, для нас начинает действовать закон сохранения количества неприятностей: что бы мы ни делали, находясь на одном и том же уровне сознания, их количество меньше не станет.

Наоборот, если мы способны видеть события с различных пластов восприятия, видеть их объемно — все наши опасения, страхи и проблемы сами собой исчезают. Точнее, мы начинаем понимать их иллюзорность: они могут существовать только тогда, когда мы не способны взглянуть на них извне, с других позиций, других пластов реальности, с которых они выглядят совсем иначе — иногда даже как благо. А заодно, в состоянии расширенного восприятия, мы начинаем действовать гораздо успешнее, ведь теперь мы видим не только различные событийные ряды, но и их взаимодействие.

А фиксируемся в суженном мировосприятии мы только потому, что какие-то события, объекты на одном из каналов вдруг становятся для нас более значимы, чем другие. Мы сами выделяем их и привязываемся к ним. И далеко не всегда осознаем нашу связанность. Связанность и привязки подразумевают, что ум желает чего-либо, печалится о чем-либо или отторгает от себя что-либо. А чем сильнее мы привязаны к чему-то одному, тем менее доступными становятся другие пласты реальности. Привязки, то есть пристрастия и отторжения, и есть механизм, запускающий декогеренцию воспринимаемого нами мира и проявляющий ту или иную компоненту реальности в силу того, что они обеспечивают энергичное взаимодействие с ней114.

 

114 Точнее, с немедленно создаваемой памятью об объекте пристрастия.

 

Сила привязок подобна длине веревки, которой коза привязана к дереву. Пристрастия не слишком велики — длинная веревка, коза бегает. Привязки сильны — короткая веревка, коза у дерева сидит. Нет привязок и пристрастий — коза свободна, гуляет, где хочет, и может увидеть все, что есть вокруг. Если этих коз выслушать, едва ли у них совпадут мнения о том, что есть в мире, и что в нем может происходить.

В буддизме известны назидательные рассказы о нас самих, оформленные в виде повествований о животных, джатак. В одной из них рассказывается об остроумном способе ловли обезьян: охотник кладет внутрь клетки банан. Обезьяна подходит, просовывает между прутьями клетки руку и хватает банан. Однако прутья подобраны так, что вместе с бананом ей руку не вытащить. А бросить его — жалко. Так и сидит она возле клетки, сжимая в руке банан, пока не приходит охотник.

Можно также провести аналогию между привязками и понятиями валентности и химического сродства, то есть способности химических элементов образовывать те или иные связи и вступать в те или иные реакции. Зная валентность и химическое сродство, мы можем вполне достоверно предсказать, в какие реакции вступит данный элемент, в какие конгломераты или молекулы он может войти, и что с ним произойдет в той или иной среде. Именно такая ситуация имеет место и с человеком, имеющим те или иные привязки.

А сейчас несколько слов о загадочных шестом и седьмом каналах. Начнем с шестого — канала всеобщего единства, связи всего со всем. Наверно, каждый из вас помнит моменты любви, абсолютного единения, которые хоть раз случались с ним в жизни. Это — шестой канал, его ни с чем не спутаешь. Если на известных нам по мирской жизни каналах на первый план выходили материальные объекты, или эмоции, или что-то еще, и они «схватывали» наше внимание, то на шестом этого нет. На первый план вышло ваше осознание (синонимы — пустота, ясность, видение), а все остальное служит фоном.

Например, если вы читаете книгу, она на первом плане, а остальное — фон. Окликнул вас кто-то — это вышло на первый план, а книга отошла к фону. То есть существуют объект первого плана (фигура) и фон к нему. А на шестом канале не так. Фигура там — ваше осознание, а все остальное — фон. Там нет значимых объектов — там все одинаково значимо. Ты все видишь почти как обычно, но все теперь есть одно, ты есть я, и я есть ты, и если на предыдущих каналах ты отделен от других и действуешь из своих интересов, то здесь этого нет. Ты един с миром. Все воспринимается изнутри, из полной тишины… Мысли из пустоты возникают и в пустоту уходят. А ты эта пустота и есть, и нет ничего, кроме нее. Ты уже не какая-то форма, не тело и не ум, ты — Сознание, и Ясность, и Пустота, и Любовь.

Сейчас я характеризовал этот канал с разных сторон, его просто-напросто нельзя охарактеризовать с какой-то одной стороны, их у него очень много, и возможны десятки проекций этого состояния восприятия на плоскость языка. У него есть качественное отличие от предыдущих каналов: если ранее ты действовал в большей или меньшей степени из отделенности от других, из своих личных интересов, то теперь этого нет.

Про седьмой канал восприятия сказать что-либо конкретное практически нельзя, лучше рассказать еще об одном пути к нему, впрочем, достаточно похожим на тот, о котором мы говорили в главе про тонкие миры.

Начну издалека. Почти любой после некоторой тренировки (иногда, правда, весьма продолжительной), может как бы со стороны осознавать положение своего тела, в любой момент чувствовать, как расположены суставы, какие мышцы напряжены или расслаблены, вдохнул он или выдохнул.

Сложнее увидеть работу ума, заметить возникновение и исчезновение мыслей, научиться попадать в промежуток между ними, в состояние не-ума. Сложнее потому, что мы схвачены мыслями, их значимостью и отождествляемся с ними. Ключевое понятие на этом пути — Свидетель. Свидетель — это тот, кто наблюдает все происходящее с тобой, включая твои мысли и ощущения, причем наблюдает совершенно незаинтересованно115. Все, абсолютно все вокруг, даже мысли и эмоции, является внешним по отношению к нему. Субъективно это может переживаться как пространство внутри, подобное Абсолютному Пространству у Ньютона, в котором происходят все события, а само оно — вечно и неизменно, и ничто не способно повлиять на него.

 

115 На каком-то этапе практик у Свидетеля может быть произвольная степень вовлеченности.

 

В позиции Свидетеля ты выходишь за пределы всех чувств, эмоций, мыслей и ощущений, которые предоставляет тело. На первый план выходит осознание, нет более и менее значимых объектов, все вокруг одинаково значимо, тебя заполняет любовь ко всему, что ты видишь вокруг. Возникает Единство, связь всего со всем. Ты видишь все окружающее, но как бы изнутри, из глубины неподвижных вод, и видишь абсолютное совершенство всего вокруг.

Стоит хоть раз почувствовать это состояние, как становится ясно, что ты гораздо больше своих эмоций, мыслей и представлений, они — это не ты, это твое порождение, — но это не ты, ведь ты можешь их наблюдать как внешний по отношению к себе объект!

Освоение позиции Свидетеля, осуществляемое на шестом канале, — это еще не предел, ибо остаются оппозиции «наблюдатель–наблюдаемое», «бытие–небытие». Однако можно встать и над этой оппозицией, мистики иногда обозначают это состояние как «Свидетель Свидетеля». Это попытка смотреть за наблюдаемым и наблюдателем одновременно, поскольку всегда за всем тем, что с нами происходит, кто-то стоит. И этот кто-то и есть ты, осознание, которого не осознаешь. Ты осознаешь только то, что случается в результате проявления осознания.

Интеграция наблюдаемого с наблюдателем и открывает дорогу к седьмому каналу, где небытие сливается с бытием, и где «форма — это пустота, а пустота — это форма».

Однако здесь парадокс: просветление нельзя практиковать, поскольку сам практикующий — единственное для него препятствие. Любые усилия совершенно бесполезны, ибо они идут от отделенности и, по сути являются границей, отделяющей тебя от целого.

Что же делать? Ничего, только осознавать эту свою беспомощность. Ее осознание (то есть рекогеренция привязки к самому себе) только и может куда-нибудь привести.

И если это случается, то происходят не изменения, а взрыв, квантовый скачок, когда приходит ясное понимание, что Свидетель не только наблюдает за происходящим вокруг, но и создает его, и свидетельствует только одну реальность — Себя. Ты вдруг отчетливо видишь, что все наши эмоции, мысли и действия исходят от него и возвращаются к нему, что это и есть наш истинный центр, абсолютно неподвластный каким-либо внешним воздействиям. Осознав это, ты заново обретаешь возможность действовать и жить от целого, вне прежнего шизофренического разделения на части. И тебе становится совершенно ясно, что нет никаких высших сил, что этот самый Свидетель Свидетеля и есть твое подлинное «Я».

И это подлинное «Я» охватывает не только тебя… оно охватывает все вокруг. И в то же время его нет. Объективно его нет. Ты его ищешь, а его нет. И тебя нет — есть ощущения, но нет того, кто их «ощущает». И нет никого, кроме тебя.

Это коан, коан116 для искателей, желающих узнать, кто же они есть, большинству людей нет никакой «объективной» необходимости его решать.

 

116 Коан — «загадка без разгадки», вопрос, требующий для решения перехода на более высокий уровень сознания.

 

А кто его решит, увидит, что тот неизменный центр бытия, с которого мы начали, присутствует внутри каждого из нас и представляет собой не что иное, как Атман, целостную Вселенную! Он неизменен и вечен даже не потому, что всегда существовал и будет существовать, а потому, что вообще находится вне времени. Ведь, как мы помним, в замкнутых системах время отсутствует, оно возникает только во взаимодействующих подсистемах.

Вот что пишет Алан Уотс117 о состоянии Просветления:

 

117 Уотс А. Это оно // Что такое просветление? / Под ред. Д. Уайта. М., 1996.

 

«Такому просветленному человеку свойственна живая и всеобъемлющая уверенность в том, что Вселенная, такая, какой она является в данный момент, и как целое, и в каждой своей части совершенна настолько, что не требует никаких объяснений и оправданий, кроме того, что она просто есть. Существование перестает быть проблематичным, а разум настолько захвачен самоочевидной и самодостаточной согласованностью вещей такими, какие они есть, включая и те из них, которые обычно принято считать самыми неприятными, что не способен найти какое-либо слово, достаточно сильное, чтобы выразить совершенство и красоту переживания.

Его ясность приносит иногда ощущение, что мир сделался прозрачным или сияющим, а его простота — ощущение того, что он пронизан и упорядочен высшей разумностью. В то же время человек обычно чувствует, что весь мир стал его собственным телом, и что сам он не только стал всем, но и всегда был этим всем. И это не значит, что он теряет свою идентичность до такой степени, что смотрит на действительность другими глазами, став в буквальном смысле слова всеведущим, как будто его индивидуальное сознание и существование приняты чем-то неизмеримо большим, чем он сам, в качестве всего лишь одной из точек зрения».

А вот слова Кена Уилбера об этом же состоянии118:

 

118 Уилбер Кен. Высшее состояние сознания // Что такое просветление? / Под ред. Д. Уайта. М., 1996.

 

«Когда человек снова открывает, что в самой своей сердцевине он един со Всем, он освобождается из плена времени, из плена всех волнений и беспокойств; он сбрасывает путы отчуждения и изолированного существования. Видя, что и он сам, и другие — это одно, он освобождается от страха жизни; видя, что бытие и небытие — это одно, он освобождается и от страха смерти».

Физические основания нашей возможности открыть в себе Единое просты: квантовая запутанность состояний в замкнутой системе, называемой Вселенной. Кроме того, в структуре человеческого сознания изначально присутствует атманическое тело — по сути, вложенный в нас Брахман (Единое)119.

 

119 Подробно квантово-механическая модель сознания будет рассмотрена в главе 14.

 

Имейте в виду, что это всего лишь объяснение. Понимание того, как радуга возникает, не означает, что радуга у вас в руках. Это понимание не исчерпывает самой радуги, и ни в коей мере не претендует на это. Мы не будем знать, что мир нелокален и в основе един, пока сами остаемся локальными наблюдателями.

Сергей: Что вы думаете о применении различных препаратов, способствующих попаданию в иные пласты реальности и получению соответствующего опыта?

М.: Я их не использую и из своего опыта сказать ничего не могу. То, что я наблюдал или слышал от других: человек после употребления псилоцибинов, ЛСД, марихуаны или других препаратов действительно может попадать в иные пласты реальности, только он не имеет там воли, жизненной энергии. Он может находиться на высокие уровни восприятия, но управлять своим вниманием и дифференцировать воспринимаемое не в состоянии. Куда попадет, туда попадет, что с ним будет, то и будет. Шансы примерно 50 на 50: с одной стороны, ты лишаешься воли, с другой стороны, ты можешь увидеть то, что существует далеко за пределами твоего обычного бытия. Например, прекратить воспринимать окружающий мир и самого себя разделенными и почувствовать, насколько все переживания становятся субъективными, глубокими, внутренними.

Однако как использовать этот опыт, если ты лишаешься Воли, иногда не только на время действия препарата?

Елена: Михаил, как и почему внутри нас происходит переход от изначального Свидетеля к личности, наблюдателю?

М.: Вспомним, как мы просыпаемся после глубокого сна. Вначале нет ничего, затем появляется осознанность и ощущения «я», затем – объекты мира вокруг, чуть далее – желания, затем – действия. В этот момент мы за долю секунды прошли весь путь от изначального Свидетеля до обычного наблюдателя, и практически повторили внутри себя всю эволюцию планов вселенной120, о которой говорили ранее.

 

120 Подробнее вопросы космологии, планов реальности, восприятия и познания мы рассмотрим в следующей книге под предполагаемым названием «Сеть бога Индры»

 

В этот момент, произведя самоосознание на плане Буддхи, Атма сделалась объектом этого самоосознания, перед нами открылся мир объектов, а органы чувств вызвали «подсветку» наиболее важных. Далее соотнесение с «собой» и привязки (желание, страх, пристрастие) ума произвели декогеренцию ментального плана до привычного и узнаваемого уровня, вероятнее всего до уровня низшего манаса (рассудка). Мы вспомнили о делах, что нужно вставать, и т.д. В итоге на уровне Буддхи, на котором формируется отражающееся в Атме восприятие, отразился именно этот уровень, а все предыдущие проскочили незамеченными. Осознанность подменилась умозрительным суждением, квантовая нелокальность — декогерированной смесью, и мир предстал нам в своём обычном виде.

Отметим, что рассудок ничего не познает, он является хранилищем следов познания, осуществленных в соответствии с теми или иными своими привязками, и присвоившим себе качества субъекта, то есть их обладателя. Непросветленное сознание, по сути, и есть эта иллюзия обладания!

Не только в момент просыпания, но и в любой другой восприятие человека проходит весь путь от уровня изначального Свидетеля до воспринимаемого субъектом уровня, где процессы де- и рекогеренции уравновешиваются.

Вдумайтесь в эти слова: они означают, что внутри нас каждое мгновение рождается Вселенная, проходя весь путь от нелокального состояния до того вида, в каком мы ее видим, а в центре всего этого процесса – Атман. Все, что появляется и исчезает перед нашими глазами и мысленным взором, является внешним по отношению к нему, нашему истинному Я. Именно поэтому говорят, что в нас уже есть изначальное Просветление. Мы теряем его только потому, что цепляемся за познанное, за память, за значимое для нас, и упускаем само осознание. Мы направляем внимание вовне, в мир, который кажется нам внешним, объективно существующим и потому важным, и упускаем самих себя. Существует только одно, что Бог не в состоянии сделать: это отделить Себя от нас.

 

 

предыдущая оглавление следующая
 
 

 

Познающий Поле ©2006