Перцепционная проблематика в изменённых состояниях сознания в свете научной парадигмы о механизмах восприятия.
Поскольку данная тематика затрагивает довольно обширный пласт исследований, который ни в коей мере не может быть отражён в ограниченной по размерам предлагаемой статье, то из всего многообразия чувственных восприятий ограничимся рассмотрением лишь зрительного восприятия, как такового. Академическая наука уже достаточно длительное время занимается психофизиологическим изучением онтогенеза зрительного восприятия у человека. К настоящему времени представления о зрительном восприятии базируются на ряде общепризнанных теорий, к которым относятся: - Теория психофизиологических основ психических процессов. - Теория развития высших психических функций. - Теория системной организации психических процессов. Мы так же, со своей стороны, попробуем рассмотреть как соматический (относящийся к телу, а не к нервной системе и психике) аспект механизма зрительной перцепции, так и его психическую компоненту. Общеизвестно, что в акте зрительной перцепции отражение объектов в сознании происходит посредством органов чувств. Органы чувств, в данном случае глаз, являются первичным звеном в доведении поступающей на субъект информации до его сознания. Кратко остановимся на физике этого процесса. Электромагнитные излучения, воздействующие на сетчатку глазного яблока, имеют достаточно широкий частотный спектр. Диапазон длин волн видимого излучения занимает в этом спектре лишь малую часть, простирающуюся от 370нм до 760нм. Это означает, что вне пределов этого диапазона у человека отсутствует то, что принято называть зрением. Даже из одного этого факта становится понятным, что наше представление о мире, значительная часть которого формируется именно благодаря органам зрения, далеко неполно. Однако и на признании этого неоспоримого факта, проблемы связанные с адекватным зрительным восприятием окружающей индивидуума действительности первого внимания ещё не заканчиваются, так как изображение наблюдаемого объекта переносится на сетчатку глаза не напрямую, а посредством фокусирующего хрусталика. Аккомодация (изменение преломляющей силы) последнего и приводит к так называемому чёткому видению удалённых предметов. При этом само полученное изображение на сетчатке находится в перевёрнутом виде по отношению к реальному. Необходимо так же иметь в виду, что всё, что мы видим, является лишь в основном поверхностным отражением электромагнитных колебаний узкого спектра от предмета визуализации. Исключения составляют лишь непосредственные источники электромагнитной энергии, главным из которых является Солнце. Вообразим себе, что частотный диапазон видимого излучения начинает смещаться по шкале электромагнитных колебаний, например, в длинноволновую часть спектра. Как мы начнём воспринимать мир вокруг нас? Ведь он останется таким же реальным, так как не изменится лишь оттого, что мы взглянем на него «другими» глазами. С удивлением мы обнаружим, что не видим людей, деревьев и даже зданий, за исключением их металлического каркаса. Перемещение же в коротковолновую часть спектра приведёт к тому, что мы начнём видеть в рентгеновском спектре, и вместо привычных человеческих форм будем наблюдать лишь костные скелеты людей. Понятно, что любой из этих вариантов для выживания человека будет недопустим, так как границы энергетических объектов будут восприниматься нами с большими искажениями. Например, если в первом варианте вы захотите потрогать металлический каркас здания, то обнаружите, что не можете этого сделать, так как что-то (в данном случае кирпичная кладка, которую вы не видите) не позволяет вам этого сделать, являясь неким буфером между вашей рукой и металлическим каркасом. Вероятно, то, что видимый диапазон находится в пределах 370нм - 760нм, нельзя отнести к разряду случайностей. Налицо некая дихотомия "выживание - абсолютное восприятие" на данном этапе развития человека. Выше мы говорили об изображении, возникающим на сетчатке, однако не указали на то, что это изображение является результатом целенаправленного внимания сконцентрированного на определённом объекте или группе объектов. Хорошим аналогом соматического аспекта зрительной перцепции является фотографический аппарат роль хрусталика, в котором, выполняет объектив, а роль сетчатки фотографическая пластина. Нетрудно представить, какое «изображение» проявится на фотографической пластине, если мы просто на долю секунды положим её перед собой на стол, проигнорировав объектив. Хаос на пластине будет, очевидно, сродни хаосу восприятия мира второго внимания начинающим сновидцем, так как основные законы перцепции для индивида, вероятно, едины, в каком бы состоянии сознания он не находился. Что же является зрительным сенсором во втором внимании, и как он функционирует, мы можем пока лишь только гадать.
ц и т а т а
|
Однако проблемы адекватного восприятия, связанные со зрительным сенсором, меркнут в сравнении с проблемами психологического свойства. В психологическом контексте, зрительное восприятие это процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе, являются своего рода лишь толчком, приводящим к раскручиванию механизма опознавания зрительного образа. Необходимо уяснить себе, что восприятие мира невозможно, с одной стороны без внимания направленного во вне, с другой - без внимания, направленного на образы – эталоны хранящиеся в нашей памяти, как краткосрочной, так и долгосрочной. Именно поэтому, мы не в состоянии опознать объект, не имея при этом соответствующего эталона в памяти. При наблюдении объекта, от глобального адекватного восприятия происходит переход к восприятию в деталях. В этом и заключена сущность микрогенеза зрительного восприятия. В ряде работ по данному направлению установлено, что сенсорная чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач связанных с опознаванием образа, так как сенсорные процессы и мыслительные процессы тесно увязаны. Активизация мыслительного процесса индуцирует активизацию соответствующих сенсорных процессов. От элементарного анализа сенсорных данных происходит переход к формированию обобщённых представлений. Существует своего рода иерархия уровней формирования окончательного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне, в сферу которого попадают ощущение и восприятие, формируются лишь первичные образы. Эти образы возникают при непосредственном воздействии визуальных объектов на органы чувств. Вторичные образы (представления) возникают уже без непосредственного воздействия на органы чувств. Любопытно то, что при переходе от первичных образов к вторичным может меняться структура признаков наблюдаемого объекта. Одни признаки могут усиливаться – другие редуцируются. Как правило, редуцируются случайные признаки, а усиливаются существенные, наиболее информационные. К уровню представлений относится образная память (запечатление и последующее воспроизведение сенсорно-перцептивных образов) и воображение (формирование новых вторичных образов на основе комбинации и трансформации тех образов, которые имеются в памяти). Таким образом, на уровне представлений формируются образы – эталоны и когнитивные (познавательные) карты. Понятно и то, что вторичные образы обеспечивают возможность выхода за пределы непосредственного зрительного восприятия. Накопление зрительного опыта, так или иначе, приводит к влиянию на процесс самого восприятия. Происходит некая связь созерцаемого образа с прошлым опытом. Это явление обозначается как апперация. Уровень же сформированности и объём прошлого опыта определяют свойство антиципации – опережающего отражения, которое основано на способности принимать решение о наблюдаемом объекте с определённым временным предвосхищением. Необходимо отметить ещё и то, что в представлении зрительный образ характеризуется свойством константности (независимостью зрительного восприятия объекта от изменений условий освещённости, расстояния, ориентировки и других переменных факторов). Таким образом, мы в полном праве говорить о том, что визуальное опознание наблюдаемого объекта есть сложная системная деятельность, включающая в себя: сенсорную обработку зрительной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию (отнесение объекта к какому-либо классу). Развитие зрительного восприятия, как сложного системного акта, идёт длительное время – от рождения до 15 – 18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры головного мозга в этот период.
ц и т а т а
|
В процессе зрительного восприятия возможны определённые патологии как соматические, так и психические, с последними тесно увязаны нарушения в сфере внимания. Думаю, путешественникам по мирам второго внимания будет небезынтересно узнать, что подразумевается под «вниманием» в академических научных кругах. Итак, внимание - избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах или событиях. Существует три вида внимания: непроизвольное (возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью - связано с познавательной деятельностью); произвольное (избирательная устойчивая активность по отношению к какому-либо событию или объекту); послепроизвольное (избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в её процессе интересом к выполнению какого-либо задания). Разделяют пять качеств внимания: концентрация, устойчивость, переключение (осознанный перенос внимания с одного объекта на другой), распределение (удерживание внимания на нескольких объектах одновременно), объём (число объектов на которые одновременно направлено внимание). Самое любопытное заключается в том, что существуют методики, позволяющие улучшить качества внимания людей, страдающих патологиями. Но ведь там, где можно улучшить, существует возможность и развить далее то, что человек находит нужным для себя в области внимания. Я думаю, что методологию улучшения качеств внимания будет полезно использовать, как в первом, так и во втором внимании с тем, чтобы, по возможности, исключить неадекватное восприятие созерцаемого. И в заключение, несколько слов о памяти. На мой взгляд, следует отделять память в первом внимании от памяти во втором внимании, хотя я и не исключаю того факта, что они могут каким-то образом пересекаться. Если провести исследование динамики развития осознанности во внимании сновидения, то можно заметить, что осознанное сновидение позиционируется лишь после того, как индивид начинает периодически видеть цветные сновидения. Этот факт указывает на постепенное развитие сновидческой памяти, которое начинается с фрагментарного запоминания чёрно-белого мнемонического образа. Связано ли развитие сновидческой памяти с развитием зрительного восприятия в первом внимании, которое, как вы помните, длится около 18 лет? Думаю, что да. Но это лишь, пока, догадки.
ц и т а т а
|
ZEN Не совсем понял цель вашего выступления. Может быть от того, что не практикую, а любопытствую. Но хочу Вас кое в чём поправить или дополнить, если угодно.
// Общеизвестно, что в акте зрительной перцепции отражение объектов в сознании происходит посредством органов чувств. Органы чувств, в данном случае глаз, являются первичным звеном в доведении поступающей на субъект информации до его сознания.// // изображение наблюдаемого объекта переносится на сетчатку глаза не напрямую, а посредством фокусирующего хрусталика.//
Из приведенных цитат следует (утрирую), что где-то в ГМ есть экран, изображение на котором рассматривает сознание. Есть мнение, что глаз – это кусочек мозга, вынесенный наружу. Конечно, в ГМ нет никакого экрана. А сознание – это производная от деятельности органов ощущения (ОО). Поле чёткого видения глаза очень мало. Это примерно пятикопеечная монета на расстоянии вытянутой руки. «Изображение объекта», образ – результат ощупывания предмета глазом и он не содержится в ГМ. Это комплекс взаимодействий с предметом и находится он перед глазами, там же, где и сам предмет. Т.е. образ – это комплексное действие ОО.
// Как мы начнём воспринимать мир вокруг нас? Ведь он останется таким же реальным, так как не изменится лишь оттого, что мы взглянем на него «другими» глазами.// // От элементарного анализа сенсорных данных происходит переход к формированию обобщённых представлений. Существует своего рода иерархия уровней формирования окончательного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне, в сферу которого попадают ощущение и восприятие, формируются лишь первичные образы. Эти образы возникают при непосредственном воздействии визуальных объектов на органы чувств. Вторичные образы (представления) возникают уже без непосредственного воздействия на органы чувств. Любопытно то, что при переходе от первичных образов к вторичным может меняться структура признаков наблюдаемого объекта.//
Фишка здесь в том, что образ предмета формируется у ребёнка только при участии воспитателя при совместном предметном взаимодействии. В этом взаимодействии ОО действие с предметом отделяется от самого предмета. Т.е происходит выделение субъекта из среды. Без этого «субъект» растворён в среде, а мир – совокупность световых пятен. Предметное взаимодействие с воспитателем – первая стадия овладения языком (в данном случае предметным). Без осознания назначения предмета – нет его образа. «Вторичные образы (представления) возникают уже без непосредственного воздействия на органы чувств» при помощи языка. Нет в реале «треугольника». Есть конкретные треугольники. Переход от конкретного к обобщённому идёт в начале с помощью языка и только после овладения этим методом может осуществляться самостоятельно. Но это уже творчество.
ц и т а т а
|