Автор
|
Тема: Осознанное сновидение тибетских йогов (методика)
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:42:31
|
1
|
Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Магистра Искусств, Доктора литературы и наук Оксфордского университета В.И. Эванс-Венца "Тибетская йога и тайные доктрины". Данный отрывок посвящен сновидению. Книга состоит из переводов сакральных текстов йогических учений. Как я понимаю, этим текстам достаточно много лет (может быть даже веков). Комментарии к текстам был сделан профессором-переводчиком Чен Чи Чангом. В данном отрывке описываются йогические способы как вхождения в состояние сновидения в сознании (без разрыва целостности памяти), так и способы противостояния факторам, мешающим это сделать человеку. Описываются также техники дальнейшего самосовершенствования будучи в состоянии осознанного сновидения. Жду ваших комментариев (особенно после пробы нижеописанных способов).
В квадратных скобках даны мои размышления.
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:43:17
|
2
|
Глава III
Доктрина состояния сна.
1. Третья доктрина, касающаяся Состояния Сна, состоит из четырех частей: Постижение, Превращение, Осознание, что состояние Сна есть МАЙА (иллюзия), и Медитация над Самостью Состояния Сна.
Часть I. Постижение природы состояния СНА.
2. Первая часть, Постижение (Природы Состояния Сна), включает три упражнения: Постижение Силой Решимости, Постижение Силой Дыхания и Постижение Силой Визуализации.
Упражнение 1. Постижение Силой Решимости.
3. В отношении к первому, Постижение Силой Решимости, то, что было названо "Первоначальное постижение Сна", направляется к решимости сохранять неразрывным целостность сознания (все время, как в бодрствующим состоянии, так и во время сна).
4. Другими словами, при всех условиях в течение дня (или бодрственного состояния) придерживаться идеи, что все вещи состоят из субстанции снов и что ты должен осознать их истинную природу.
[Помню, АПК рекомендовал в бодрствующим состоянии воспринимать окружающее так, будто окружающее есть сон. Выходит, что эта идея не нова :)]
5. Затем ночью, когда приходит время сна, молись ДУХУ, чтобы ты мог стать способным постигнуть состояние сна; и твердо прими решение, что ты постигнешь его.
[Думаю, тут речь идет о Намерении]
6. Было к тому же сказано (в связи с этим): "Все вещи являются результатами причин; Они основываются целиком на решениях (или побуждениях*)"
[Судя по всему, тут опять речь идет о Намерении]
Примечание: *Как результат этих приемов, ЙОГИН пользуется таким же живым (ярким) сознанием в состоянии сна, как и в бодрственном состоянии; и при переходе из одного состояние в другое не испытывает никакого разрыва в целостности памяти. Тем самым обнаруживается, что состояние сна является совершенно тем же самым, что и бодрственного состояния, и, следовательно, иллюзорно. Все многочисленные формы, как неорганические, так и органические, существующие в природе, включая формы людей и богов, как обнаруживается, являются чисто феноменальными и, таким образом, по себе нереальны.
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:43:41
|
3
|
Упражнение 2. Постижение силой дыхания.
7. Во втором упражнении, Постижение Силой Дыхания, методы следующие. Засыпай на правом боку, как это делает лев. Большим и кольцевым (безымянным) пальцем правой руки зажми пульсацию горловых артерий; заткни ноздри пальцами (левой руки) и пусть слюна скапливается в горле. [В этом упражнении явно что-то не так. В буддизме, кроме самих текстов, существуют так же устные рекомендации Гуру, которые передаются из поколения в поколения. Эта информация не отражена в текстах. В данном случае, если зажать ноздри, то чем тогда дышать? Дышать ртом в йоге считается вредным. Возможно, все-таки ноздри нужно слегка прижать, как бы не до конца. Вообще, тут, мне кажется, есть неточность перевода. Дело в том, что я пробовал лежать на правом боку, касаясь правой рукой артерий шеи и левой рукой слегка прижимая ноздри - получилось очень неудобно. Расслабиться невозможно. А вот если наоборот - левой артерии, а правой - ноздри, то, как раз все получается замечательно.]
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:44:20
|
4
|
Упражнение 3. Постижение Силой Визуализации.
8. Третье упражнение, Постижение Силой Визуализации, состоит из трех процессов. Визуализация Себя; Извлечение Наибольшей пользы из Визуализации и Предотвращение Рассеивания Содержимого Сна*.
Примечание: *Последний процесс направлен на преодоление тенденции сновидений терять свою связность или тенденции несохранения памяти при пробуждении.
Визуализация Себя.
9. В первом, Визуализируй Себя, метод следующий. Вообразив, что ты сам есть божество Ваджра-Йогини, визуализируй в горловом психическом центре слог АХ, красного цвета и ярко сияющий, как бы являющийся реальным воплощением Божественной речи*.
Примечание: *Посередине, между психическими центрами сердца и горла, в области около четырех дюймов длинны, существует, как утверждается, трубкоподобный психический орган. Если жизненная сило находится внутри него в покое, в результате происходит сон, а если жизненная сила находится внутри него в движении, появляются сновидения. Поэтому эта визуализация главным образом имеет отношение к горловому психическому центру.
[Должен отметить, что действительно, при данном методе, когда пытаешься представить себе в горле ярко красный шарик и при выдохе используешь слог АХ - это действует усыпляюще. Обычно я засыпаю очень долго, но этот метод дал довольно быстрый результат засыпания и я почти сохранил осознанность.]
10. Благодаря сосредоточению умственному на этом сиянии АХ и пониманию, что каждая феноменальная вещь по существу подобна формам, отраженным в зеркале, которые, хотя и видятся, не имеют никакого реального существования сами по себе, постигается сон.
Извлечение наибольшей пользы из визуализации.
11. Во втором, Извлечение наибольшей пользы из визуализации, метод следующий. При наступлении ночи (старайся) постичь природу состояния сна посредством визуализации, только что описанной выше. На рассвете выполняй "горшкоподобное" дыхание семь раз. Твердо решай (или старайся) постичь природу состояния сна одиннадцать раз. Затем сосредоточь состояние на точке, подобной субстанции кости белого цвета, расположенной между бровями*.
Примечание: *Это имеет соответствие с третьим глазом Ваджра-Йогини. Визуализация точки (тиб. - ТХИГЛЕ) предназначена в этом упражнении главным образом для цели достижения умственного сосредоточения, или однонаправленности сознания.
12. Если у человека полнокровный (бьющийся через край) темперамент, эту точку следует визуализировать как имеющую красный цвет; если у человека нервный темперамент [вероятно тут имеется в виду тихий темперамент, но разражающийся по пусякам :)], точку следует визуализировать как имеющую зеленый цвет.
13. Если благодаря этим средствам состояние сна не постигается, тогда выполняй следующее. При наступлении ночи медитируй над этой точкой. Утром выполняй двадцать один раз "горшкоподобное" дыхание. Осуществив двадцать одно твердое решение (или усилие) постичь природу состояния сна, тогда, благодаря концентрированию сознания на черной точке, размером с обычную пилюлю, как бы находящейся у основания полового органа, станешь способным постичь природу состояния сна*.
Примечание: *Когда ученик не способен достичь однонаправленности сознания (концентрации) вследствие нервного возбуждения или по любой другой причине, Гуру обычно приписывает этот цвет визуализации для того, чтобы помочь обрести умственное спокойствие.
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:45:02
|
5
|
Предотвращение Рассеивания Содержимого Сна.
14. Предотвращение Рассеивания Содержимого Сна имеет четыре раздела: Рассеивание в результате Бодрственного состояния, Рассеивание вследствие усталости (от упражнений), Рассеивание вследствие физического или умственного расстройства и Рассеивание в результате Негативности (Противодействия).
15. Рассеивание в результате Бодрственного Состояния случается, когда человек близок к постижению сна силой мысли, что он должен быть постигнут, и затем пробуждается*.
Примечание: *Другими словами, пробуждение от сна, в то время, когда человек старается ухватить характер состояния сна, называется рассеивание состояния сна в результате бодрственного состояния.
16. Средство против этого состоит в том, чтобы принимать питательную пищу и выполнять телесную работу (или упражнение) до утомления. Тем самым сон становиться более глубоким, и это избавляет его от рассеивания. [Помню, Гоша давал точно такие же рекомендации]
17. Рассеивание вследствие Усталости случается, когда сон периодически повторяется без какого-либо изменения содержания.
18. Средство против этого состоит в том, чтобы медитировать часто над этим сном и решать самым твердым образом постичь его сущностную природу, объединяя в процессе "горшкообразного" дыхательного упражнения это с визуализацией точки между бровями*.
Примечание: *Цель этого сочетания упражнений состоит в том, чтобы обрести более хороший контроль сознания, поскольку неукротимый умственный контроль предотвращает и исцеляет все эти рассеивания содержимого сновидений.
19. Рассеивание вследствие физического или умственного Расстройства случается, когда человек видит много снов, но не вспоминает ни одного из них при пробуждении.
20. Средство против этого состоит в том, чтобы устранить осквернение и нечистоту*, и визуализировать точку, как бы находящуюся внутри корня полового органа. Тем самым это рассеивание будет исцелено.
Примечание: *Эти осквернения и нечистота являются таковыми, поскольку возникают от пребывания в месте, где случается смерть или рождение, или сражение или убийство, или происходит судебная тяжба и возбуждаются дурные страсти, или некая кузнеца производит смертоносное оружие, такие как мечи, стрелы, копья; или от принятия пищи от недружелюбно настроенного лица.
[Насчет страстей или судебных тяжб. Да в наше время постоянно какие-то конфликты происходят, будь то на работе или еще где. Никуда от этого не деться.]
21. Рассеивание в результате Негативности (Противодействия) - это несклонность снов к появлению.
22. Чтобы преодолеть его , визуализируй, когда медитируешь над "горшкоподобием", точку, как бы находящуюся в корне полового органа.
[Кто-нибудь знает, что такое "гошкоподобное дыхание?]
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:45:32
|
6
|
Часть II. Превращение содержания сна.
23. Превращение состояния сна состоит в следующем. Если, например, сон будет занят огнем, думай: "Что страшного может быть от огня, который случается во сне!". Придерживаясь этой мысли, наступи на этот огонь. Подобным образом попирай ногами все, что приснится.
24. Обретя опытность в этом, затем обрати мысль к различным странам Будды (сферам) (думая, что они достижимы).
25. Соответственно, когда наступит время спать, визуализируй красную точку, как бы находящуюся внутри горлового центра, и твердо верь, что посредством этого ты увидишь любую из этих Стран, которую ты пожелаешь, со всеми характерными особенностями и наиболее ярко (и жизненно).
[Прямо таки все как у Кастанеды :) где он описывает, что есть возможность путешествия в иные Реалии.]
26. Благодаря концентрации сознания таким образом, видется та Страна Будды, которую пожелаешь увидеть.
[А вот и управление движением и фиксацией точки сборки :)]
27. Это упражнение служит в качестве теста эффективности (в искусстве Превращения снов).
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 15:46:23
|
7
|
Часть III. Осознание, что состояние сна, или содержимое сна, есть Майа.
28. Осознание, что состояние сна (или Содержимое Сна) есть Майа, была изложена следующим образом: "С самого начала, в процессе осознания, что оно есть Майа, отбрось всякое ощущение страха (или боязни): И если во сне явится огонь, преврати огонь в воду, средство против огня; И если во сне явятся мельчайшие объекты, преврати их в большие объекты; Или если во сне явятся большие объекты, преврати их в малые объекты. Тем самым постигается природа размеров. И если во сне явится единственная вещь, преврати ее во множество вещей; Или если во сне явится множество вещей, преврати их в единственную вещь. Тем самым постигается природа множественности и единственности. Продолжай подобные упражнения, пока не станешь вполне опытным в них." Тогда, благодаря визуализированию своего собственного тела, как бы увиденного в состоянии сна [Очень похоже на третьи врата сновидений], и всех других тел, аналогично видимых, как бы Майа - подобных телам божеств, придет осознание, что они такими являются.
Часть IV. Медитирование над самостью состояния сна.
30. Четвертая часть, Медитирование над самостью состояния сна, заключается, как было сказано, в том, чтобы "медитировать над реальной сущностью Самости", и тем самым склонности к сновидению во сне в качестве видимости божеств, очищаются.
31. Благодаря концентрации сознания на формах божеств, видимых в состоянии сна, и удержанию сознания свободных от мыслей, в спокойном состоянии, эти формы божеств настраиваются в созвучие с бессмысленным состоянием сознания, в результате этого возникает Ясный Свет, сущностью которого является Пустота.
[Вроде тут идет речь о выходе за пределы человеческой полосы, по терминологии КК. Может даже описывается начало третьего внимания. А божества, настраивающиеся в созвучии с бессмысленным, которые помогают достичь этого состояния, вероятно являются неорганиками. Если так, то тут описано одно из не указанных врат сновидений в книге КК.]
32. Если достигнуто мастерство в этом процессе, тогда независимо от того, находишься в состоянии сна или бодрствования, осознаешь, что оба состояния иллюзорны, и узнается, что все феномены рождены от Ясного Света [Так и хочется сказать Орла :)] и феномены и сознания сольются.
Здесь кончается доктрина снов.
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 16:57:57
|
8
|
Вообще, складывается ощущение, что, всё описано по Кастанеде. Тут дискуссия была в теме "Я не верю Карлосу Кастанеде", где утверждалось, что исторически идеи КК не подтверждены и, следовательно, все КК выдумал. На что был контраргумент АПК, что описанные КК методы работают, следовательно, это не выдумка. Вот вам и разгадка. Оказывается, это все есть у тибетских йогов. То ли КК стымбрил у них эту технологию, то ли эта технология была в те времена распространена по всему миру, то ли тибетцы стащили ее у индейцев (интересно как они могли это сделать, будучи находясь за океаном?).
ц и т а т а
|
Serge
|
написано:12-07-2004 18:13:58
|
9
|
Кто-нибудь знает, что такое "гошкоподобное дыхание? Я так понимаю, что это дыхание "животом" при котором выпячивается передняя стенка живота. Оказывается, это все есть у тибетских йогов На каком основании можно утверждать, что Ясный свет = Третьему вниманию?
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:12-07-2004 20:09:49
|
10
|
Serge Я так понимаю, что это дыхание "животом" при котором выпячивается передняя стенка живота.
Возможно. Спасибо за инфу. Дыхание наверное ритмическое или как?
На каком основании можно утверждать, что Ясный свет = Третьему вниманию?
Не на каком. Вообще утвержать, что равно или не равно третьему вниманию одинаково глупо, посокольку ЗНАТЬ эту разницу, могут только люди, которые испытали и третье внимание и Ясный свет с помощью ЭТОЙ методы.
Как я понимаю, таких людей среди нас нет. Если так, то и спорить на эту тему бесполезно.
ЗЫ. Вообще то Ясный Свет, если вникнуть в суть этих текстов - это начало пустоты. То есть вопрос был поставлен неверно. Правильнее следовало бы спросить "На каком основании можно утверждать, что Ясный свет = НАЧАЛО Третьего внимания?"
ц и т а т а
|
wonder
|
написано:13-07-2004 01:25:33
|
11
|
Семейный патологоанатом
Везьде одно и то же, ясный свет, нирвана, самадхи... Выход за пределы человеческой полосы при дрыхнущем тонале. Т.е. третьем вниманием там даже не пахнет. Теоретически.
ц и т а т а
|
саперави
|
написано:13-07-2004 04:29:41
|
12
|
да вот нормальная книжка, все нагвалёры её знают:
Тендзин Вангьял Ринпоче
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ
http://dream.alpa.lv/okn/library/tenzin/tenzin.htm
ц и т а т а
|
Serge
|
написано:13-07-2004 10:04:34
|
13
|
Семейный патологоанатом Ладно, тогда где тело сновидения, дубль, второе внимание, телепортация?
ц и т а т а
|
Feng
|
написано:13-07-2004 10:40:56
|
14
|
31. Благодаря концентрации сознания на формах божеств, видимых в состоянии сна, и удержанию сознания свободных от мыслей, в спокойном состоянии, эти формы божеств настраиваются в созвучие с бессмысленным состоянием сознания, в результате этого возникает Ясный Свет, сущностью которого является Пустота.
[Вроде тут идет речь о выходе за пределы человеческой полосы, по терминологии КК. Может даже описывается начало третьего внимания. ///.]
:)))) Оригинально, особенно, проведенная вами паралель между "бессмысленным состоянием сознания" йогов и третьим вниманием! ;))))
ц и т а т а
|
Семейный патологоанатом
|
написано:13-07-2004 11:37:17
|
15
|
саперави Спасибо.
Serge Может все это есть, только называется по-другому. Кстати, чем по-твоему является йог будучи в осознанном сне? Естественно телом сновидений. Про второе внимание действительно ничего не сказано. Не спорю. Насчет телепортации - цели у йогов другие. Может по этому они этому феномену внимание и не придают.
Feng По контексту "бессмысленное" состояние следует читать как беЗмысленное. То есть, состояние при отсутствии мыслей. Напоминает остановку внутреннего диалога. Кроме того, судя по тексту, ясный свет не может быть достигнут без помощи божеств - аналогично по КК без Неоргаников в сновидении далеко не уедешь. Чуешь параллель?
ц и т а т а
|
|
|