Современная концепция мироздания. Связь с мифологией


С.И. Доронин


Древние мифы долгое время оставались предметом анализа и изучения одних лишь гуманитарных дисциплин: философии, филологии, лингвистики, этнологии и т.п. Естественнонаучные дисциплины - астрофизика, и, прежде всего космология и космогония, не видели в мифах предмета для своего изучения, так как данные, приведенные в этих текстах, никак не укладывались в рамки долгое время господствовавших предположений о локальной реальности окружающей действительности. Только эзотерика пыталась противостоять существующим научным космологическим моделям, утверждая, что эти модели не имеют ничего общего с реальностью, а в древних мифах содержится очень много достоверной информации.
В последние годы ситуация в науке стала меняться. Физические эксперименты последних десятилетий доказали квантовый характер окружающей реальности на фундаментальном уровне. Было доказано, что в рамках локальных теорий невозможно полностью описать действительность. Постепенно пришло понимание, что в природе немаловажную роль играют нелокальные квантовые взаимодействия. Сейчас уже стало очевидным, что все объекты, наряду с привычными классическими взаимодействиями, связаны с окружением нелокальными квантовыми корреляциями, и в природе постоянно происходят процессы перехода от чисто-квантовых состояний к состояниям классическим, с различной степенью квантовых корреляций, осуществляются также и обратные переходы - от преобладающих классических корреляций к максимально-квантовым состояниям. Указанные процессы в последнее время чрезвычайно интенсивно изучаются в физических экспериментах. Эти принципиально новые физические процессы, до недавнего времени вовсе не существовавшие для науки, отчетливо прослеживаются во всех древних мифах и могут теперь стать предметом анализа естественнонаучных дисциплин. Последние научные результаты позволяют уже под другим углом взглянуть на космологические основы, изложенные в древних мифах.

Попробуем выяснить, какую объективную информацию можно получить из мифов Древней Греции.

За основу возьмем широко известные лекции Ф.В.Й. Шеллинга (1775-1854) Введение в философию мифологии // Сочинения в 2 т. - Т.2.-М.: Мысль 1989. - С.160 - 375.

Источником для первых философских концепций об устройстве мироздания была мифология (как в Греции, так в Индии и Китае). В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались первобытные представления людей о возникновении и эволюции мира. У Гесиода - первого известного по имени древнегреческого поэта VIII-VII века до н. э., автора "Теогонии", мы видим первую попытку освободиться от уз мифологии, своеобразное начало философии, которая следует за мифологией, стремится постичь ее и потому выходит за ее пределы.
Сразу можно отметить, что не все философы и филологи смотрели на мифы свысока, как на результат наивного творчества наших невежественных предков, пытающихся своим скудным умом объяснить сложные вопросы мироздания. Примером более рационального подхода к древним мифам являются взгляды Готфрида Германа, который не избежал язвительной критики коллег. Во второй лекции Шеллинг критикует Германа за то, что в мифах, лежащих в основе "Теогонии", тот видит не поверхностное собрание гипотез, но теории, основанные на "богатом опыте", тщательном "наблюдении", даже строгом "расчете", а в целом здании мифологии видит фундаментальную науку и глубокую мудрость.

Интересно, какой же видел Герман концепцию Гесиода. Прежде всего, он считал, что Гесиод излагает знания, уходящие своими корнями в глубокую древность. По его мнению, древний философ, положивший самое первое основание, - самому Гесиоду оно уже не было понятно - намеревался повести свое объяснение мира с самого начала, т. е. с того момента, когда еще ничего не было.

Прежде всего, был Хаос; этимологически это значит (от caw, cainw ) "широкое", еще открытое для всего, не заполненное никаким веществом, пустое пространство. Вслед за Хаосом может, естественно, наступить лишь то, что заполнит его, - материя, которую пока следует мыслить как лишенную формы; этимологически это то, из чего все становится (от gaw, gegaa), т. е. не Земля, а правещество всего становления, еще не получившее формы основание всего, что возникнет впоследствии. Таким образом, теперь положено и то, в чем, и то, из чего все произойдет, и не хватает лишь третьего, посредством чего все становится. Это третье - все соединяющая связь, "единитель" Эрот (от eirw), которому здесь присуще только это научное значение, а не значение позднейшего Бога.
Положив теперь эти три элемента, философ может перейти к объяснению того, как сотворены все вещи. Три первые порождения пространства как первоэлемента суть следующие: 1) Эреб, "покрыватель"; это имя придается тьме, которая покрывает вещество, пока ничего еще не создано из него; 2) Никта - не ночь, потому что и здесь следует держаться празначения; это имя - от nuein (neuein), nutare, vergere - "склоняться вниз", потому что ближайшее следствие (т. е. порождение) пространства - это движение, а первое, самое простое движение - это движение вниз, падение. Эти двое и рождают теперь совместно Эфир и Имеру - ясность и светлоту; потому что когда тьма, которую космогонический поэт представляет себе как нечто вещественное, наподобие слабого тумана, сочетается браком с Никтой, т. е. падает на землю, то наверху становится ясно и светло.
Теперь наступает черед порождений второго элемента - бесформенной пока материи. Она первым делом порождает, еще сама по себе, без супруга, - Урана, т. е. "верхнего". Смысл таков: более тонкие частицы материи поднимаются вверх сами собою и в качестве неба отделяются от более грубой части, которая остается внизу как собственно Земля. … Итак, верхнее отделилось, и только теперь Гея получает значение Земли; взаимодействуя с верхним, она рождает Океан - не Мировой океан, а (этимологически от wkuV) "бегуна", т. е. распространяющуюся повсюду и заполняющую всё низины воду. Это излияние первоводы сопровождается невероятным смешением элементов - они устремляются вверх, вниз, туда, сюда, пронизывают друг друга, а в итоге ограничивают друг друга и обретают покой. Это буйствование отмечено появлением детей Геи и Урана, которые последовали за праводой, - это попарно составленные титаны, т.е. "стремящиеся", - от teinw, titainw), ибо все это силы необузданной, неуспокоенной природы. Каждая пара титанов, в соответствии с их именами, выражает одно из противоречий, какие можно предполагать в природе, еще до крайности напряженной и не обретшей единство внутри себя; вот эти пары: 1) Криос и Койос - разделитель (от krinw) и смешиватель; 2) Гиперион и Иапет - подниматель и низвергатель; 3) Фейа и Рейа, для которых общее понятие - быть уносимым вдаль, с тем отличием, что одна сохраняет свою субстанцию (Фейа), а другая ее утрачивает (Рейа - от rew - "течь"); 4) Фемида и Мнемосина, которые в этой взаимосвязи не могут сохранять свое обычное значение: первая останавливает текущее, а вторая, напротив, возбуждает и приводит в движение косное; 5) Фейба и Фетида - очищающая, уносящая все ненужное и притягивающая нужное сила; и, наконец, последний - Кронос, завершитель, от глагола krainw; ибо Хронос-Время получил свое наименование лишь от Кроноса, потому что время тоже все приводит к завершению.


"Теогония" Гесиода оказала большое влияние на дальнейшее развитие греческих представлений об окружающем мире.
В представлении орфиков* (орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э.) космология (учение о рождении мира) выглядела следующим образом: бесконечный и вечный Хронос (Время) породил Хаос и Эфир, а затем вылепил из них серебряное яйцо мира. Из него вылупился гермафродит Фан, бог света и любви, который породил Ночь, а в дальнейшем вместе с ней и другие живые существа и богов. Происхождение людей было связано с Дионисом-Загревсом, сыном Зевса и Персефоны. Враги Зевса, Титаны, разорвали и пожрали Диониса. В отместку Зевс спалил их молнией, а из пепла, в котором находились останки, как Титанов, так и Диониса родились люди, отмеченные двойственностью натуры: титанической (тело; то, что низко и подло) и дионисийской (душа; то, что возвышенно и божественно). Предназначение человека - уничтожить в себе титанические начала и развить божественные. Жизнь есть наказание за преступление титанов, а тело - могила души. Началом подлинной жизни является смерть. После смерти душа предстает перед судом, и если она отягощена проступками, которые еще можно исправить, она приговаривается к новому телесному воплощению. Освобождение и счастливая жизнь среди благословенных суждены тем, кто троекратно безупречно проживет жизнь. Орфические представления оказали значительное влияние на греческую культуру. Отзвуки воззрений орфиков мы находим у философов: Эмпедокла, Парменида, Гераклита и других, а возможно, и в произведении Ферекида Сирского и в некоторых песнях Пиндара.

В отличие от широко распространенной сегодня гипотезы Большого Взрыва, предполагающей возникновение Вселенной из сингулярной точки с немыслимыми физическими параметрами в начальные моменты времени, мы видим более разумное объяснение возникновения Вселенной из чистого запутанного состояния - Хаоса. В этом состоянии не существует классических корреляций между составными частями системы, распространяющихся с конечной скоростью, а есть только квантовые нелокальные корреляции, когда в каждой подсистеме содержится информация обо всех остальных частях системы, и все подсистемы ведут себя согласованно - изменение одной подсистемы мгновенно сказывается на всех остальных частях системы.
То, что Хаос в своем исходном состоянии соответствует состоянию с максимальными квантовыми корреляциями и не содержит классических корреляций (чистое запутанное состояние), следует из простых соображений квантовой механики. Хаос - это состояние с равномерным (максимально перемешанным) распределением энергии (то же самое, что отсутствие энергии, поскольку этот уровень всегда можно принять за начало отсчета), в котором нет градиентов энергии, т.е. нет классических корреляций (отсутствует "единитель" Эрот). В этом состоянии не существует пространства и времени в нашем обычном понимании, поскольку оно характеризуется лишь нелокальными взаимодействиями, это действительно, "широкое" нелокальное пространство, ничем не заполненное. Очевидно, что такое состояние является неустойчивым, поскольку любые случайные флуктуации приводят к возникновению градиента энергии между такими флуктуациями, которые еще дальше уводят состояние системы от положения неустойчивого равновесия. С появлением таких градиентов энергии, можно сказать, и появляется "праматерия", появляется пространство и время со своей метрикой, которая постепенно меняется с увеличением доли классических взаимодействий.
Как мы знаем, имеет физический смысл и является наблюдаемой физической величиной не энергия сама по себе, (она зависит от уровня отсчета), а градиент энергии. Любой градиент энергии, как мы понимаем, содержит две стороны - наиболее плотную "темную" часть, и менее плотную "светлую" сторону. Причем для "темной" части характерно преобладание классических корреляций, а в "светлой" части преобладают квантовые корреляции. Постепенно локальные градиенты энергии возникают на самых различных уровнях, от самых "тонких" слоев со значительными квантовыми корреляциями и незначительными классическими взаимодействиями, до самых "плотных" состояний с минимальными квантовыми корреляциями и максимальными классическими взаимодействиями. Дальнейшее содержание мифов как раз и описывают эти процессы.

Таким образом, в отличие от существующей неразумной, бестолковой и чисто "механистической" теории Большого Взрыва, древние мифы предлагают более реальную космологическую картину, находящуюся в хорошем соответствии с современными представлениями квантовой механики. Вместо циклически расширяющейся и сжимающейся Вселенной, которую невозможно себе вообразить и описать (например, ученые сейчас ломают голову о состоянии вещества при огромных значениях плотности), в природе происходят более простые и естественные процессы перехода между чисто- запутанным состоянием и состоянием с максимально возможными классическими корреляциями.

Аналогичные картины мироздания отчетливо прослеживаются в мифологии любой другой древней цивилизации, например, в Индийских пуранах. Приведу небольшой отрывок из Вишну пураны, касающийся этого вопроса.

I Глава
8. О знаток дхармы, я хочу услышать от тебя, о наделенный великой долей, каким был мир и каким он вновь станет?
9. Из чего, о брахман, состоит мир, откуда (произошел) движущийся и недвижущийся (мир)? Где произошло разрушение (мира) и где (вновь) наступит его гибель?

34. Я расскажу тебе, о Майтрея, все, о чем ты спрашиваешь. Внимай же последовательно полному своду Пуран.
35. Мир возник от Вишну и пребывает в нем. (Вишну) - творец существования и предбытия мира, он - мир.

II Глава
19. Лучшие из риши называют предматерию, являющуюся причиной неявленной (первичной материи) - первичной материей; (предматерия) - тончайшая, непреходящая, по своей сущности и существующая и несуществующая.
20. Она нетленная, сама себе служит опорой, безгранична, не подвержена старению, прочна, лишена (признаков) звука и осязания, не обладает (признаками) формы и прочего.
21. Она - лоно мира, наделена тремя качествами, не имеет начала, она - источник и прибежище мира, она порождает все в начале (творения) и поглощает при гибели (мира). 22. Брахманы, искушенные в обсуждении Вед, обуздавшие свои чувства, славящие Брахму, так объясняют (содержание) понятия "предматерия":
23. Не существовало ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света и ничего иного, постижимого слухом и прочими органами чувств, сознания и прочего, а была тогда единая (триада) - предматерия, Брахма и дух-пуме.
24. Предматерия и Пуруша - два другие образа Вишну, иные, чем его исконный образ, о брахман; и еще был один его образ, который объединяет и разъединяет эти два (образа) и наделен формой и прочим - его называют Калой, о дважды-рожденный!
25. Когда (неявленная) первичная материя утвердилась в явленной (первичной материи), как это уже было при предшествующем конце мира, - тогда это разрушение мира стали называть "сопряженным с первичной материей".
26. Безначален божественный Кала, о дваждырожденный, и конец его неизвестен, от него (происходят) беспрерывные творения, существования и предбытия мира.
27. Тогда в нем существует равновесие Качеств и дух-пуме пребывает отдельно (от первичной материи).
28. Тогда он (предстает как) высший Брахма, высший Атман, заключающий в себе мир, всепроникающий Властитель всех существ, Атман всего, высший Правитель,
29. Хари, который, войдя по своему желанию в предматерию и в Пурушу, при наступлении периода творения, привел в движение вечный и невечный (мир).
30. Как запах побуждает разум одной лишь своей близостью, а не (каким-либо) иным воздействием, так и высший Правитель.
31. Он, о брахман, и приводящий в движение и приводимый в движение, он, высший Пуруша, пребывает в предматерии, находящейся как в состоянии покоя, так и в состоянии развития.
32. Его исконный образ состоит из компонентов развертки первичной материи и тончайшей субстанции, он имеет образ Брахмы и других богов, его исконный образ -явленная (первичная материя), он - Вишну, Правитель всех правителей.
33. Затем, о отшельник, из этого равновесия Качеств, над которым стоит Познавший поле, в период творения происходит манифестация Качеств, о лучший из дваждырожденных.!
34. Затем из сущности предматерии появляется великий принцип творения, имеющий три аспекта: благостный, страстный и косный.
35. Великий принцип творения окутан сущностью предматерии и как зерно (оболочкой); от великого (принципа творения) рождается самосознание, имеющее три аспекта: благостный, страстный и (аспект) источника первоэлементов, наделенный свойствами Косности.
36. (Самосознание) является причиной (возникновения) первоэлементов и органов чувств, оно наделено тремя Качествами, о великий отшельник, и окутано великим принципом творения, подобно тому, как великий принцип творения (окутан) предматерией.
37. Источник первоэлементов, побужденный к творению, обладает танматрой творения; затем от.танматры звука родилось пространство, наделенное (отличительным) признаком звука. Источник превоэлементов окутал танматру звука и пространство.
38. Пространство, побужденное к творению, породило танматру осязания, - и появился могущественный воздух, сопряженный с качеством осязания.
39. Пространство вместе с танматрой звука окутало танматру осязания, - и вот воздух, побуждаемый к творению, породил танматру образа.
40. (Потом) от воздуха возник свет, (отличительным) качеством которого считается образ; танматра осязания и воздух окутали танматру образа.
41. Свет, побуждаемый к творению, породил танматру вкуса, а затем появились воды, в которых присутствует вкус.
42. Танматра образа окутала воды, наделенные танматрой вкуса; воды, побуждаемые к творению, дали рождение танматре запаха.
43. Далее от них произошла совокупность (первоэлементов), высшим качеством которой является запах; в каждом (первоэлементе) содержится присущая ему танматра, оттого по преданию считается, что (первоэлементы) наделены признаком танматры.
44. Танматры лишены различительных свойств, и поэтому они, лишенные различительных свойств, не являются ни умиротворяющими, ни ужасающими и ни отупляющими.
45. Творение - это танматра первоэлементов, она (происходит) от косного аспекта самосознания, говорят, что от страстного аспекта самосознания происходят органы чувств, а от благостного аспекта - десять божеств
46. и одиннадцатый-разум; и боги по преданию считаются наделенными благостным аспектом; различают пять (органов) чувств: кожа, глаз, язык, нос, ухо, - объединившись с сознанием, они воспринимают звук и прочее, о дваждырожденный!
47. (Другая группа): выделительный и детородный органы, руки, ноги и, пятый, голос, о Майтрея; их функциями называют выделение (и деторождение), рукоремесло, ходьбу и речь.
48. Пространство, воздух, огонь, земля, вода наделены, о брахман, каждый последовательно, качествами звука и прочими.
49. По преданию считается, что они наделены различительными свойствами, они умиротворяющи и ужасающи и отупляющи.
50. Но первоэлементы наделены различными силами (к творению); и по отдельности, не будучи соединены, о брахман, не слившись полностью (друг с другом), они не могут творить живые существа.
51. Объединившись один с другими в (единое) соединение, они, основываясь друг на друге, приобретают признак единого целого и достигают полного единства.
52. По велению Пуруши и по милости предматерии от великого принципа творения и прочих (компонентов развертки Атмана), от наделенных различительными свойствами (первоэлементов) возникает яйцо Брахмы.
53. Оно постепенно разрастается как круги на воде; это огромное яйцо, (составленное из) первоэлементов, покоящееся на водах и наделенное первичной материей (считается) явлением Вишну в образе Брахмы.
54. Властелин мира Вишну, исконный образ которого неявленный, (обретает) здесь явленный образ и сам пребывает в исконном образе Брахмы.
55. Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом (мирового яйца) была (гора) Меру, а внешней оболочкой - горы; околоплодные воды образованы океанами.
56. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди.
57. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделенными десятью качествами и великим принципом творения.
58. И еще оно окутано неявленной (первичной материей), о брахман, - (окутано) всеми ими вместе с великим принципом творения; эти семь оболочек, наделенные свойствами первичной материи, окутывают яйцо как слои скорлупы ядро кокосового ореха.
59. И здесь (в яйце) сам вечный Правитель вселенной Хари, входя в Качество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого мира.
60. Неизмеримо мощный Бхагаван Вишну, обладая Благостью, направляет сотворенное в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.
61. Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ Рудры, о Майтрея, (становится) грозным и пожирает все существа.
62. Пожрав существа и обратив мир в единый океан, высший Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, носящий образ Брахмы, вновь вершит творение.
63. Так единый Бхагаван Джанардана выполняет предназначение Брахмы, Вишну и Шивы, - творя, сохраняя и разрушая мир.
64. Как творец, Вишну сотворяет себя, он и защищаемое и защитник, и как поглотитель, он, Владыка, поглощает себя в конце.
65. Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и пространства, всех органов чувств и внутренних сущностей называется Пурушей.
66. Властелин всех существ, он, вечный, имеет все образы, так от него происходит творение и прочее, его милостью пребывают существа.
67. Он сотворенное и вершитель творения, он и сохраняемое, и сохраняющий, он -вкуситель (мира); Вишну, как Брахма и прочие (боги), имеет все воплощения, он -желанный податель даров, лучший из избранных.


Космологические процессы перехода между классическими и квантовыми состояниями реальности имеют в индийской мифологии свои названия, и указана длительность этих периодов.** Процесс "проявления" реальности, т. е. длительный процесс выделения классических объектов из чисто- квантового состояния носит название Манвантары, а обратный процесс "растворения" классических объектов, т.е. переход всей окружающей реальности в квантовое запутанное состояние называется Пралайей. Хотя о времени и длительности этих процессов говорить сложно, поскольку в чистом запутанном состоянии пространства и времени не существует. Не исключено, что интервалы времени здесь следует понимать в привычной для нас системе отсчета, когда предполагается наличие внешнего наблюдателя, который находится в нашем обычном состоянии и наблюдает за временной эволюцией Вселенной "со стороны", не взаимодействуя с ней при этом.

Каждый новый цикл проявления-растворения реальности не проходит бесследно. Этот процесс имеет очень важный результат в конце каждого цикла, поскольку с каждым разом структура чистого запутанного состояния усложняется - в ней появляется все больше подсистем, которые могут ощутить себя отдельными элементами даже в чисто- квантовом состоянии. Они могут и в этом состоянии отличить свое "Я" от "Не Я", продолжая находиться в единстве со всей системой. В квантовой механике чистое запутанное состояние может состоять из произвольного числа подсистем, и эти подсистемы отличаются друг от друга только тем, что каждая из них ("Я") может провести частичное усреднение (редукцию) всех остальных частей системы и воспринимать все эти части как свою внешнюю среду ("Не Я"). Существует и математический формализм, количественное описание этой операции, как взятие частичного следа (частичное усреднение) по всем составляющим частям квантовой системы, не относящимся к выделенной подсистеме.

Усложнение структуры Вселенной при циклической эволюции становится неизбежным естественным процессом, поскольку дополнительные квантовые корреляции, т.е. увеличение меры запутанности существующих подсистем и появление новых подсистем в чистом запутанном состоянии, обязательно происходит и становится возможным только при наличии классических корреляций. Согласно квантовой механике, запутанность не появляется и не усиливается в отсутствии классических взаимодействий. В результате такого процесса, в системе возрастает способность каждой подсистемы, каждого "Я", все более отчетливо выделять себя из окружения, (производить частичное усреднение окружения), и как следствие этого - рост самосознания каждого "Я".

Таким образом, здесь, в отличие от теории Большого Взрыва, мы видим уже глубокий философский смысл эволюции Вселенной.


Примечания:

*
Орфики (гр. orphikoi, лат. orphici) - последователи орфизма - религиозного направления, создателем которого по традиции считается Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер.

**
...период в 8 640 000 000 лет, составляет Кальпу: последняя является лишь "днем и ночью", или двадцатью четырьмя часами, Брамы.
(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")

Юга - одна тысячная часть Кальпы, или Великого мирового периода.
(Франчиа ла Дью "Учение Храма")

Юга (Санскр.) Тысячная часть Кальпы. Век Мира, которых всего четыре, и ряды которых последовательно проходят в течение манвантарного цикла.

Манвантара (Санскр.) Период проявления, в противоположность Пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману - 308 448 000 лет. (См. "Тайная Доктрина", т. II, с. 88 и след.) Букв., Мануантара - между Ману. (Е.П.Блаватская "Теософский словарь")

© март-июль 2003


|Домой|