Те, кто нас учит, выполняют роль карты. Однако перебирать ногами на местности все равно приходится нам самим. Я не могу пройти твой путь за тебя, даже если бы хотел. И заставить тебя идти - тоже не в моих силах. Ты должен сам захотеть... Вернее - вознамериться. И если хочешь - идешь. Я только могу какими-нибудь уловками стимулировать твое намерение. Но, так или иначе, оно должно быть твоим, а не моим. Без намерения - сам знаешь... А учителя, воплощенные в человеческом облике - только источники информации. Ибо намерение рождается совсем на другом уровне реальности. Техника, с помощью которой реализуется самоосознание Духа - всего лишь способ находить свой собственный неповторимый путь на странной пересеченной местности, составленной множеством параллельных миров, и переставлять ноги, чтобы по этому пути продвигаться.
- Однако мне неоднократно доводилось сталкиваться с мнением, что учитель все-таки необходим...
- Конечно, карта - отнюдь не последнее дело. Хорошая карта - идти легче, неожиданностей меньше. А если вместо карты - приблизительный план, можно угодить в какой-либо непредвиденный расклад. Или забрести куда-нибудь не туда. И хорошо, если выход оттуда отыщется достаточно скоро. А то ведь можно до конца жизни слоняться в тумане по замкнутому кругу, так и не поняв, где север, где юг, где холодно, а где - жарко... И при этом быть уверенным, что идешь по самой прямой, самой короткой и единственно правильной тропе... В большинстве своем человеческие существа, кстати, так и поступают... В особенности те, кого взяли в оборот демонические силы.
- А как насчет ловушек? - перебил я.
Он удивленно приподнял брови:
- Ловушек? Каких ловушек?
- Ну, тех, что скрыты в тумане...
- А-а-а... Так ведь в тумане любая паршивая канава может оказаться роковой западней. Все зависит от того, с какой стороны в нее свалиться и какое место при этом ушибить... Хотя, конечно, заблудившийся в тумане может попасть и в по-настоящему крутую переделку... Но самые страшные ловушки, из которых почти невозможно выбраться - отнюдь не те, что скрыты в тумане. Самые страшные - те, о которых знаешь, и многократно предупрежден, и ясно видишь их прямо перед собой, и, тем не менее, не можешь устоять и делаешь последний шаг... В таких случаях обычно говорят: "Что поделаешь - карма..." Только вот карма здесь ни при чем - просто глупость. Вышедшая из-под контроля глупость.
....
Так что хорошая карта - отнюдь не такая уж бесполезная вещь. И если тебе повезло с воплощенными учителями - ты вправе испытывать глубочайшую признательность к тем скрытым силам, которые тебя ведут.
Он на минуту замолк, а потом продолжил:
- Хотя... Прямых путей не бывает, и даже если тебе попадаются хорошие карты, и ты находишь способ полноценно использовать их указания, что тоже не так-то просто, двигаться ты все равно будешь по спирали. По восходящей спирали. И на каждом витке тебе понадобится новая карта. По крайней мере, новый ее лист. Воплощенные учителя приходят и уходят, мы встречаемся в жизни со многими людьми, и у всех чему-то учимся... Для каждого уровня развития сознания - свои учителя. И потому часто случается так, что тот, кто несколько лет назад многому нас научил, оказывается нашим учеником. А еще через несколько лет... или через несколько жизней... все опять может измениться...
- А скрытые силы, которые нас ведут - это что такое? - спросил я.
- Кроме наших воплощенных учителей, которых много, и которые меняются достаточно часто, есть другие, и именно они ведут нас от витка к витку спирали развития самоосознания. Они очень редко воплощаются в этом мире в качестве человеческих существ. В большинстве случаев мы воспринимаем их как могучие и безупречные потоки Силы в едином пространстве интегральной Вселенной. Их подсказки приходят к нам изнутри, возникая в пустоте внутреннего безмолвия как некое знание, как абсолютная уверенность в необходимости действовать так, а не иначе, как ясное понимание вещей, мгновением раньше казавшихся нам неразрешимой загадкой. Воля этих учителей взаимодействует в нашей личной волей, и вместе они в нужный момент приводят к нам нужных людей, и складывают события нашей жизни в мозаику, уникальный рисунок которой оказывается единственно правильным ответом, на возникающие перед нами вопросы. Точно так же, как и воплощенные учителя, они приходят в нашу жизнь и уходят из нее, они передают нас друг другу, но происходит это не так часто, и каждая такая передача означает начало нового витка в развитии нашего осознания, постижении нами наших учителей и самих себя. Впрочем, они - Сила, и мы - Сила; и они, и мы - самоосознание Единого, так что, в конечном счете все сводится к постижению нами самих себя.