- Приемом, который действует аналогично ашвини-мудре, но только гораздо жестче и мощнее, является корневой замок или мула-бандха - комплексное сокращение мышц нижней части туловища, которое выполняется преимущественно во время задержки после вдоха или одновременно с ним. При этом втягивается не только анальный сфинктер, но и сфинктер мочевого пузыря. Кроме того, сокращаются мышцы промежности, тазового дна и самой нижней части передней стенки живота. Все это происходит либо одновременно, либо в такой последовательности: сфинктер мочевого пузыря - внутрь, анальный сфинктер и мышцы тазового дна - внутрь и вверх, мышцы живота - к позвоночнику. Ты словно стараешься выжать вверх из внутренней полости таза то, что там есть. В отличие от ашвини-мудры, которая выдает энергию из сексуального центра по порциям, мула-бандха словно взрывает низ туловища мощным восходящим потоком. Попробуй...
Я попробовал. Это действительно напоминало восходящий внутренний взрыв. Поток был очень плотным и горячим, в голове загудело, все тело конвульсивно передернулось, на какое-то мгновение даже показалось, что в мозге вот-вот что-то лопнет.
- Ой! - непроизвольно вырвалось у меня.
- Ничего страшного. Просто мула-бандху всегда нужно сочетать с джаландхара-бандхой - шейным замком. Шея вытянута вверх, голова устремляется макушкой в небо, а подбородок за счет этого прижимается к подъяремной выемке. Более жесткий вариант - голова опускается немного вперед, еще больше растягивая при этом шею. Шейный замок позволяет контролировать прохождение продольных потоков любого происхождения. Попробуй выполнить корневой замок вместе с шейным... Глаза закрой, чтобы не терять энергию понапрасну.
В таком варианте корневой замок оказался заметно более мягким. Сила внутреннего взрыва рассредоточилась по телу, поднимаясь вверх медленными тягучими струями, часть ее направилась в голову по задней поверхности шеи и позвоночнику, часть сосредоточилась в грудной клетке ниже шейного замка.
- Что дальше? - спросил я, не открывая глаза.
- Отпусти шейный замок, - велел Мастер Чу, - но не выдыхай.
Подняв подбородок, я ощутил, как собравшийся в верхней части туловища поток мягко хлынул в голову, заливая ее подобно воде, на пути которой очень аккуратно открыли шлюз.
Теперь выдыхай из головы в тело, - сказал Мастер Чу. - Ты можешь свернуть всю энергию в живот, как делал, выполняя ашвини-мудру, и тогда она станет активной жизненной силой, в отличие от пассивной или потенциальной жизненной силы, зафиксированной в центре сексуальной энергии. А можешь распределить по телу и использовать для выполнения каких-либо действий, требующих высокого расхода энергии. Все зависит от того, что именно ты собираешься делать. А вообще мула- и джаландхара-бандхи - техники совершенно удивительные... "Йогин, практикующий джаландхара-бандху, наслаждается бессмертием в трех мирах... Овладевший мула-бандхой способен двигаться по воздуху, сидя в позе лотоса..." Как-то так... Это - из "Шива-Самхиты", еще одного старинного манускрипта. А вот - из "Хатха-Йога-Прадипики": "Корневой замок соединяет восходящий поток с нисходящим, и сексуальную силу направляет в каналы тела. От такого соединения количество кала и мочи уменьшается, а старик снова делается молодым... Сожми горло и плотно прижми подбородок к груди. Это - джаландхара-бандха, разрушитель старости и недугов".
...
Практика бандх на несколько порядков повышает интенсивность процессов развития тонких слоев энергетической структуры, воплощающих в себе высшие составляющие сознания. Соответственно, с более плотных ее уровней, и, в частности, из органического тела туда "перебрасывается" большое количество дополнительной энергии. Это, я надеюсь, понятно: именно чистая энергия есть тот строительный материал, из которого формируются тонкоматериальные составляющие человеческого существа. За счет оттока энергии с относительно более плотных уровней, там образуется нечто вроде "энергетического вакуума", который тело тут же с готовностью компенсирует, заполняя энергией, извлекаемой из всех доступных ему источников, в том числе - "нетрадиционных". А учитывая то, что бандхи принципиально изменяют характер течения пищеварительных процессов не только в энергетическом, но и в органическом теле, нетрудно понять, каким образом мастерам йоги удается без вреда для организма извлекать полезную энергию из самой, казалось бы, жуткой пищи. Дело в том, что пищеварительные реакции перестают быть чисто химическими. Организм обычного человека расщепляет громоздкие органические молекулы на чуть менее громоздкие, и из последних строит необходимые ему вещества. Сами по себе процессы как расщепления, так и синтеза в этом случае являются, так сказать "расходными статьями" в общем энергетическом балансе.