Брюшной замок

Книга "Третье открытие Силы"

- В общем-то, на этом можно было бы и закончить, однако я считаю, что, заговорив о корневом и шейном замках и их воздействии на процессы пластического и энергетического обмена, нельзя умолчать о брюшном замке - уддияна-бандхе. Дело в том, что три замка являют собой три части одной техники. И полноценный эффект от их применения может быть получен только в случае, когда они практикуются вместе. Мало кому удается с первого же раза в полной мере почувствовать, что именно происходит в энергетической структуре при практике собственно уддияна-бандхи. Она обладает исключительно мощным и глубоким действием, подобным действию корневого замка... Но, если корневой замок прорабатывает более плотные слои энергетической структуры, то брюшной действует в основном в несколько более тонких, поэтому его эффект менее ощутим... Когда брюшной и корневой замки выполняются вместе, они обеспечивают интегральную проработку восходящим потоком всей энергетической структуры в целом. Может быть, ты ничего не почувствуешь, а может... В твоем случае все складывается на удивление удачно... Вдруг получится, кто знает?.. Во всяком случае, давай попробуем... Сделай полный выдох и, подняв диафрагму как можно выше, втяни живот. Так, чтобы его передняя стенка прижалась к самому позвоночнику. Отлично... Теперь выполни шейный замок и зафиксируй его. Пощупай середину живота над самым пупком.

Когда я выполнил то, что он велел, мой живот неожиданно куда-то исчез, а на его месте образовалась глубокая впадина с плоским дном, над которой остро нависали торчащие вперед ребра. Нажав на точку над пупком, я с удивлением ощутил там что-то твердое и бугристое.

- Это - твой позвоночник, - объяснил Мастер Чу.

- Ни фига себе!!! - то ли изумился, то ли восхитился я, предварительно резко и шумно вдохнув.

- Никогда так не поступай, - сказал Мастер Чу. - Сначала нужно расслабить диафрагму и отпустить брюшной замок, потом - отпустить шейный замок и снять фиксацию голосовой щели. И только после этого - делать вдох. Тихо, медленно и плавно. Как бы сильно ни хотелось вдохнуть... Попробуй еще раз... Выдохни, втяни живот, прижми подбородок к подъяремной выемке и замри, задержав дыхание, на сколько сможешь. Глаза закрой и сведи к межбровью... Не забудь - вдох очень плавный и лишь после того, как оба замка сняты.

Когда примерно после двадцати секунд задержки я сделал вдох, в теле моем произошло что-то очень странное. Словно этим вдохом откуда-то из глубины нижней части туловища был вызван тугой поток то ли вибраций, то ли чего-то похожего на множество мельчайших крупинок влажного горячего воздуха. Обладавший огромной мощью поток казался очень мягким и объемным. Он поднялся вверх и растекся по задней поверхности тела, приняв форму птицы, хвост которой начинался откуда-то из основания позвоночника, крылья были распластаны по плечам, голова находилась на затылке, а разинутый клюв проникал одним концом в шею до самого кадыка, а вторым - в голову до самой середины лба. Птица была как бы чем-то отдельным от моего тела. Единственной точкой, в которой ощущалась плотная фиксация птицы и тела друг относительно друга, оказалась середина грудной клетки. Птица словно держала в лапах мое сердце. Но это не было мне неприятно, поскольку, несмотря на могущество потока - его ощущение было мощнее всех тех, которые я перед этим испытал, птица казалась прозрачной, энергия, составлявшая ее поток, была очень тонкой. Вообще, в тот момент я впервые по-настоящему понял, что имеет в виду Мастер Чу, когда говорит о "тонком". В то же время я чувствовал, что птица, живущая на моей спине - очень крепкий орешек, и многое в моей жизни зависит от ее поведения.

- Класс!!! - воскликнул Мастер Чу. - Ну ты даешь! Тебе удалось то, что практически невозможно сделать! Ты с первого раза вычислил сердечного дракона и его восходящий поток! "Уддияна", между прочим, переводится как "восходящий", "взлетающий"...

- Почему дракона? Мне показалось, что это - птица...

- Да, эту штуковину иногда зовут "синей птицей". Мы носим ее за спиной, но никогда не видим и потому, как правило, не знаем, что она - всегда с нами и держит в своих лапах наше сердце... Но мне, честно говоря, больше нравится "дракон с лицом вместо пасти, положивший лапы на плечи и сжимающий сердце в когтях". Если не кормить и не ублажать сердечного дракона, то есть не обеспечивать его влажной энергией восходящего потока, он высыхает и делается нервным, царапает сердце и сдавливает его. А поскольку подавляющее большинство людей ведет себя так, словно им наплевать и на синюю птицу, и на сердечного дракона, то к зрелому возрасту почти у всех сердце начинает заметно шалить... Ну, а само по себе название вряд ли имеет особое значение, так как речь идет всего-то о составляющей энергетической структуры, связывающей друг с другом несколько ее слоев. Эта составляющая локализована в тонком теле на поверхности спины и в пространстве позади нее. Силовой центр "сердечного дракона" совпадает с точкой между лопаток, куда вихреобразно стягивается внешний кокон тонкого тела, принадлежащий очень многомерному пространству и образованный очень тонкой энергией. Спереди поверхность этого кокона находится довольно далеко от тела, а сзади она как бы прижата к спине и собирается в средней точке наподобие водоворота, который образуется над сливным отверстием, когда из ванны выпускают воду...

Мастер Чу замолчал и тряхнул головой:
- Так, мы, кажется, отвлеклись... Давай закончим с брюшным замком. Кроме того, что он кормит и ублажает сердечного дракона, у него имеется еще одно очень интересное действие. Вернее, это - одно из его действий, направленных на ублажение сердечного дракона. Когда ты втягиваешь живот, кровь устремляется прочь из внутренних органов. Когда ты возвращаешь живот в нормальное положение, кровь заполняет их вновь. Тем самым живот как бы превращается во второе сердце и существенно снижает нагрузку, приходящуюся на первое, то есть, собственно на сердце. Чтобы усилить этот эффект, пользуются изолированным сокращением прямых мышц живота - наули. Вообще, наули и уддияна-бандха - две связанные техники, и просто имеет смысл всегда выполнять их последовательно: сначала - брюшной замок, затем - наули. Вот наули - смотри... Ты выдыхаешь и втягиваешь живот, потом упираешься руками в бедра над коленями - для этого нужно немного наклониться вперед - а затем пытаешься как бы сложиться пополам за счет напряжения прямых мышц брюшной стенки. И в то же время руками не позволяешь телу наклониться вперед. В результате прямые мышцы живота выпячиваются из впадины, образованной на месте живота брюшным замком, и превращаются в твердый валик, проходящий вдоль живота сверху вниз по самой его середине.

Мастер Чу быстро наклонился и резко выдохнул со звуком: "Хах!" Затем он втянул живот и поднялся. Немного подождав, он наклонился вновь, но не полностью, а до тех пор, пока не уперся прямыми руками в бедра примерно на длину ладони выше колен. Потом он нажал руками на бедра и посередине его живота возник твердый валик, образованный напряженными прямыми мышцами брюшной стенки. Все выглядело именно так, как он говорил.

- Внутри брюшной полости образуется вакуум, - продолжил он после вдоха, - и оттянутая было уддияна-бандхой кровь вновь устремляется туда. Когда ты расслабляешься и делаешь вдох, прилив еще большего количества крови создает во внутренних органах несколько избыточное давление. Таким образом, если уддияна-бандха сопровождается наули, то живот еще более эффективно выполняет роль второго сердца, а все внутренние органы обильно снабжаются кровью и ею промываются. Сочетание уддияна-бандхи и наули - удивительно эффективный, безопасный и быстродействующий метод очищения внутренних органов и всего организма. Пользуясь им, можно буквально за считанные недели избавиться от любых застойных явлений и справиться со множеством хронических неприятностей. Конечно, если применять эту технику вместе с другими составляющими интегральной тренировки, а не вырывать ее из общей схемы. Существует целый класс тренировочных манипуляций животом, в основе которых лежат брюшной замок и наули. Кстати, все они усиливают стихию огня и смешивают ее силу с силой стихии воды в теле. Впоследствии я, возможно, объясню тебе, что это значит, а сейчас - еще немного классики: "Практика ее заставляет великую Птицу Силы непрерывно скользить вверх. Потому зовется она уддияной. Втяни живот внутрь - вверх и вниз от пупка, и пусть внутренности прижмутся к спине. Уддияна - тот лев, что владеет силой убить слона, имя которому - смерть. Даже если старик начнет неустанно практиковать уддияну, он вновь обретет молодость. Уддияна - лучшая из всех бандх... Наули-крийя устраняет вялость желудка, усиливает пищеварение, порождает удовлетворенность и разрушает все недуги..." Это - из "Прадипики". А вот - "Шива-Самхита": "Втягивай то, что вокруг пупка. Такова уддияна-бандха. Подобно льву, поразит она могущественного слона, имя которому - смерть. Так поступает Мастер пять раз на дню, и тем очищает живот свой и силу воздуха, что в теле течет. Внутренний огонь разгорается, а Мастер обретает победу над смертью..." Что-то в этом роде. Повторяю - я точно не помню, но общий смысл и стиль высказываний именно таков. И, еще раз хочу обратить твое внимание - в этих книгах практически нет никаких иносказаний.

- Там у тебя был термин, э-э-э, наули-чего-то-там... Что это?

- Наули-крийя?

- Да.

Для того чтобы усилить промывающее действие наули, можно выполнить вакуумный массаж живота. Он называется наули-крийя - динамическая наули. Ты просто выполняешь наули в статическом варианте, немного ждешь, а затем начинаешь смещать усилие с одной руки на другую - вправо-влево, вправо-влево - на сколько хватит задержки дыхания.

Мастер Чу показал, как это делается. Валик наули забегал по его животу из стороны в сторону, словно перемешивая внутренности.

- Правда, в этом деле важно не переусердствовать, - сказал он, вдохнув. - Сердечный дракон должен чувствовать, что находится под контролем твоей воли. Если ублажать его чересчур усердно, он может возомнить себя хозяином тела и начать выкидывать с сердцем довольно неприятные фокусы. Поэтому злоупотреблять уддияна-бандхой и наули не стоит.

- Что значит "злоупотреблять"?

- Ну, скажем, выполнять их по несколько раз каждые пятнадцать минут...

- А каждые полчаса?

- На твое усмотрение. Все это очень индивидуально. В конце концов, я не думаю, что ты не заметишь возникших в сердце болевых ощущений... А заметив, надеюсь, сделаешь соответствующие выводы...

- Ты говорил, что корневой, брюшной и шейный замки - элементы одной комплексной техники...

- Да. Сочетание этих трех замков называется три-бандхой - тройным замком. Иногда пользуются термином "бандха-трайя" - тройственный замок. Есть еще практика, именуемая три-бандха-пранаямой - трехзамковым дыханием Силы.

- Как выполняется тройной замок?

- Есть два способа. Ты делаешь как можно более полный выдох, втягиваешь живот, фиксируешь корневой замок и в последнюю очередь - выполняешь шейный; или начинаешь снизу и последовательно движешься вверх - сначала корневой замок, он соединяется с брюшным, а когда поток поднимается в верхнюю часть туловища, выполняется шейный замок. Во втором варианте координация движений сложнее, чем в первом, но по своему психоэнергетическому действию он является более целостным. Ты выбираешь тот или иной из них в зависимости от того, что и зачем намерен предпринять. Ведь в конце концов, как я уже сказал, все приемы, которые мы с тобой сегодня рассмотрели, включая и трехзамковое дыхание Силы - это встроенные техники. - Встроенные? Что это значит?

- То, что они не столько являются самостоятельными упражнениями, сколько входят в качестве составных элементов в другие, более сложные практики. Когда ты будешь тренироваться, ты сам все поймешь и научишься пользоваться ими для управления энергетическими потоками в теле и вне тела.

- Хорошо, допустим... Тогда еще одна просьба...

- Давай...

- Расскажи, что такое трехзамковое дыхание Силы?

- Особая структура дыхательного цикла. Выдох - тройной замок - наули с шейным замком - вдох - корневой замок и шейный замок - несколько толчков ашвини-мудры - выдох того, что поднялось в голову, в тело. И опять - все сначала. С помощью такого дыхания можно наполнить потоком Силы любую форму и любое движение тела. Во время вдоха и выдоха все замки снимаются, воздух и энергия текут свободно.

- А если поза или движение таковы, что выполнить какой-то из замков, или, скажем, наули, невозможно?

- Выполняешь то, что можно. Тогда это будет, например, двухзамковое дыхание Силы... Всегда имеет смысл ориентироваться по обстановке и опираться на собственные ощущения.


[Домой]