- Этот процесс выделения некоторых эманаций, - продолжал дон Хуан. -
был открыт и практиковался древними видящими. Они поняли, что
нагваль-мужчина и нагваль-женщина благодаря тому, что имеют дополнительную
силу, могут сдвинуть предпочтение с обычных эманаций на соседние. Этот
сдвиг известен как удар нагваля.
Дон Хуан сказал, что этот сдвиг использовался древними видящими в
практических целях: держать в рабстве своих учеников. Этим ударом они
вводили своих учеников в состояние повышенного, острейшего и наиболее
впечатляемого внимания и, пока те были безнадежно податливыми, древние
обучали их странным ритуалам, которые превращали учеников в зловещих
людей, совершенно подобных своим учителям.
Новые видящие применяют ту же методику, но вместо того, чтобы
использовать ее для гнусных целей, они пользуются ею, чтобы вести своих
учеников при изучении человеческих возможностей.
Дон Хуан пояснил, что удар нагваля должен быть нанесен по нужному
месту, по точке сборки, положение которой слегка меняется от личности к
личности, и что этот удар может наносить только нагваль-видящий. Он
заверил, что бесполезно иметь силу нагваля и не видеть, так же как и
видеть, но не иметь крепости нагваля. В обоих случаях результатом будет
просто удар. Видящий может бить по нужному месту снова и снова, не имея
крепости, чтобы сдвинуть сознание, а невидящий нагваль не будет способен
ударить по нужному месту.
Он сказал также, что древние видящие открыли, что точка сборки
находится не в физическом теле, а в светящемся облачке, в самом коконе.
Нагваль находит это место по интенсивности свечения и, скорее, не ударяет,
а толкает его. Сила этого толчка создает вмятину на коконе, и это
ощущается как удар, удар по правой лопатке - выбивающий из легких весь
воздух.
- Бывают ли вмятины различных типов? - спросил я.
- Есть только два типа, - ответил он. - одни вогнутые, другие в виде
расщелины. Каждый тип вмятины дает свой эффект. Вогнутость - это временная
черта и дает временный сдвиг, а расщелина становится глубокой постоянной
чертой кокона и приводит к постоянному сдвигу.
Он объяснил, что обычно светящийся кокон, отвердевший под действием
самоотражения, не поддается удару нагваля, однако иногда кокон человека
оказывается очень податливым и малейшая сила может создать на нем
чашеобразное углубление размером от малой вмятины до трети всего кокона.
Он может создать даже расщелину, проходящую по всей ширине яйцеобразной
формы или же по его длине, что делает кокон закрученным в себе.
Некоторые светящиеся оболочки, получив вмятину, возвращаются к своей
первоначальной форме мгновенно. Другие остаются со вмятиной часами, а
иногда по нескольку дней, но все же возвращаются к первоначальной форме
сами по себе. И еще существуют такие, которые никогда не теряют приобрете-
нную вмятину: вне зависимости от повторных ударов нагваля они никогда не
возвращаются к своей яйцеобразной форме.
Дон Хуан сказал, что вмятина действует на первое внимание, смещая
свет сознания. Вмятина давит на эманации, сдвигая их внутрь светящейся
оболочки, и видящие являются свидетелями того, как под действием силы
этого давления первое внимание смещает свои предпочтения. Такая вмятина,
сдвигая эманации орла внутрь кокона, позволяет свету сознания упасть на
другие эманации из областей, которые обычно недоступны первому вниманию.
Я спросил его, виден ли свет сознания только на поверхности оболочки
светящегося кокона. Он ответил мне не сразу, казалось, он погрузился в
размышления. Минут через десять он ответил на мой вопрос. Он сказал, что
обычно свет сознания виден на поверхности кокона всех чувствующих существ,
однако после того, как человек разовьет внимание, свет сознания
приобретает глубину. Другими словами, он передается с поверхности кокона к
ряду эманаций внутри него.
- Древние видящие знали, что делают, когда манипулировали сознанием,
- продолжал он. - они поняли, что, создавая вмятину на коконе человека,
они могут вынудить свет сознания, поскольку он уже распространяется на
эманации внутри кокона, перейти на соседние.
- Ты говоришь так, как будто это физическое тело, - сказал я. - как
можно сделать вмятину на чем-то, что является просто свечением?
- Каким-то необъяснимым образом - делом свечения является создавать
вмятину на другом свечении, - ответил он. - твой недостаток состоит в
приклеенности к рассудочному перечислению. Рассудок не имеет дела с
человеком в виде энергии. Рассудок имеет дело с инструментами, создающими
энергию, но ему никогда не удается уловить то, что мы лучше инструментов
- Мы организмы, создающие энергию. Мы - капли энергии, поэтому не так
уж сложно понять, что капля энергии может создать вмятину на другой капле
энергии.
Он сказал, что свет сознания, созданный вмятиной, правильнее было бы
назвать временно повышенным вниманием, поскольку он выделяет эманации,
которые настолько близки к обычным, что изменение минимально, однако сдвиг
создает большую способность понимания и сосредоточения и, превыше всего -
большую возможность забыть. Видящие точно знают, как воспользоваться этим
качественным сдвигом. Они видят, что после удара нагваля неожиданно
становятся яркими только те эманации, которые окружают эманации,
используемые повседневно. Более отдаленные остаются несдвинутыми, а это
значит, что в состоянии повышенного внимания человеческие существа могут
работать так, как если бы они были в мире повседневной жизни. Потребность
в нагвале, мужчине или женщине, становится для них важнейшей, поскольку
это состояние длится только до тех пор, пока существует вмятина, а после
этого весь опыт забывается немедленно.
- Почему он должен быть забыт? - спросил я.
- Потому что эманации, ответственные за большую ясность, перестают
действовать, когда воин выходит из состояния повышенного сознания, -
ответил он. - а без этого действия все, что пережито или свидетелем чего
ты был, исчезает.
Дон Хуан сказал, что одно из заданий, созданных новыми видящими для
своих учеников, состоит в том, чтобы заставить их вспомнить, то есть
восстановить позднее действие тех эманаций, которые использовались в
состоянии повышенного сознания.
Он напомнил, что Хенаро всегда рекомендовал мне писать кончиком
пальца вместо карандаша, чтобы не накапливать заметок. Дон Хуан сказал,
что в действительности Хенаро подразумевал, что, находясь в состоянии
повышенного сознания, я должен использовать некоторые неиспользуемые
эманации для хранения диалога и опыта и однажды все это вспомнить заново,
выделив те эманации.
Далее он объяснил, что состояние повышенного сознания видно не только
как свечение, происходящее глубже внутри яйцеобразной формы людей, но
также как более интенсивное свечение на поверхности кокона. И все же это
ничто по сравнению со свечением, возникающим при состоянии полного
сознания, которое видится как вспышка сознания во всем светящемся яйце.
Это взрыв света такой интенсивности, что границы оболочки исчезают и
внутренние эманации выходят за границы вообразимого.
- Особые ли это случаи, дон Хуан?
- Конечно. Это бывает только с видящими. Никакой другой человек или
живое существо не вспыхивает так, как они. Видящие, преднамеренно
достигшие полного сознания - это зрелище для богов, это момент, когда они
горят изнутри - внутренний огонь пожирает их, и тогда в полном сознании
они сливаются с эманациями в великом и ускользают в вечность.
..........
- Наибольшее достижение новых видящих, - сказал дон Хуан, - лежит в
их объяснении тайны сознания. Они сконденсировали это в некоторые
концепции и действия, которым обучаются ученики, когда находятся в
состоянии повышенного сознания. Он сказал, что ценностью метода обучения
новых видящих является то, что в нем используется одно преимущество: никто
не может вспомнить ничего из того, что случилось с ним в состоянии
повышенного сознания. Эта неспособность вспомнить создает почти
непреодолимый барьер для воинов, которые должны вспомнить все это
обучение, если они хотят продолжать этот путь. Только после многих лет
борьбы и дисциплины воины могут вспомнить свое обучение. Благодаря этому
усваиваются те понятия и процедуры, которым их обучали, и они приобретают
ту силу, которую намеревались вложить в это новые видящие.
Каждый раз, когда человек входит во второе внимание, его точка сборки оказывается в новом положении, до этого ей незнакомым. Вспомнить - значит повторно сдвинуть точку сборки в то место, где она была во время пребывания человека во втором внимании. Дон Хуан заверил меня, что маги могут не только абсолютно полностью восстановить все содержимое памяти, но также оживить любое переживание, когда-либо испытанное ими во втором внимании. Для этого они намеренно сдвигают точку сборки в нужные положения. И еще дон Хуан говорил, что на выполнения задачи восстановления содержимого памяти у магов уходит вся жизнь.
- Как раз настало время, чтобы сдвинуть чуть-чуть твою точку сборки,
- сказал он. - я не могу беседовать с тобой, когда ты находишься в своем
идиотском состоянии.
Он слегка ударил меня ладонью по трем точкам: как раз по выступу
ребер справа от подвздошной кости, по центру спины, пониже лопаток, и по
верхней части правой грудной мышцы.
У меня сразу загудело в ушах. Струя крови потекла из правой ноздри и
что-то внутри открылось, как пробка. Было так, как если бы поток энергии
был блокирован, а затем, неожиданно, преграду убрали.
..........
Он сказал также, что в процессе моего взаимодействия с ним он
бесчисленно много раз заставлял мою точку сборки сдвигаться, как и сейчас,
а поскольку сдвиг точки сборки был всегда внутрь, я никогда не терял
своего чувства тождественности себе, вопреки тому, что пользовался
эманациями, которые никогда не использовал.
- Когда нагваль толкает эту точку, - продолжал он. - она идет по
любому из путей вдоль человеческой полосы, и совершенно не важно, где, так
как где бы она ни остановилась, это всегда целина.
Великим испытанием, созданным новыми видящими для своих
учеников-воинов, является задание проследить путь движения точки сборки,
которое она совершила под влиянием нагваля. Это прослеживание, когда оно
завершено, называется обретением целостности себя.
- Маги говорят, что повышенное сознание является главным входом в "намерение", - сказал дон Хуан. - и они именно так его и используют. Подумай над этим.
-- Я не знаю, что они сделали со мной, -- сказала я. -- Я
не совсем уверена, во сне я или нет даже сейчас. Флоринда
говорила мне, что я сновижу-наяву.
Исидоро Балтасар [одно из имен К.Кастанеды] кивнул, потом тихо сказал:
-- Нагваль Хуан Матус называет это состоянием повышенного
осознания.
-- Повышенного осознания, -- повторила я...
-- Так сновидение-наяву и повышенное осознание -- это одно
и то же?!
Более чем вопрос, это было заявление, смысл которого
выскочил из меня.