Потом дон Хуан провел многозначительное различие - которое ускользало от меня все эти годы - между движением и перемещением точки сборки. Движение, - сказал он. - это глубокое изменение позиции, настолько глубокое, что точка сборки даже достигает других диапазонов энергии внутри нашей полной светящейся массы энергетических полей. Каждый диапазон энергии представляет для познания совершенно другую вселенную. Перемещение же было незначительным движением внутри диапазона энергетических полей, которые мы воспринимаем как мир повседневной жизни.
Дон Хуан объяснил, что древние маги различали два типа смещений точки
сборки. Первый тип - смещение в любое положение по поверхности светящегося
шара или внутрь него. Такое смещение получило название сдвига точки
сборки. Второй тип - смещение точки сборки наружу, за пределы светящегося
шара. Это было названо движением точки сборки. Маги древних времен
обнаружили, что различие между сдвигом и движением определяется природа
восприятия, формирующегося в результате смещения.
Поскольку сдвиг точки сборки является ее смещением в пределах
светящегося шара, миры, воспринимаемые в следствии этого, какими бы
странно причудливыми они не казались, принадлежат к человеческой сфере.
Человеческая сфера составлена энергетическими волокнами, проходящими
сквозь светящийся шар. В противоположность сдвигу, движение точки сборки
является смещением ее в положение вниз светящегося шара, в результате чего
задействуются волокна, не относящиеся к сфере человека. Восприятие этих
волокон вызывает к жизни немыслимые, непостижимые миры, в которых нет
никаких следов чего бы то ни было, свойственного человеку.
Он объяснил, что моя точка сборки сдвигалась десятки раз в прошлом,
как это было за день до этого, и в большинстве случаев миры, которые при
этом собирались, были настолько близкими к миру повседневной жизни, что
были в действительности призрачными мирами. Он настойчиво добавил, что
видения такого рода настойчиво отвергаются новыми видящими.
- Такие видения - это продукт человеческого списка-перечисления, -
продолжал он. - они бесполезны воинам, ищущим полной свободы, поскольку
возникают при боковом сдвиге точки сборки.
Он замолчал и посмотрел на меня. Я знал, что под "боковым сдвигом" он
подразумевает сдвиг точки с одной стороны на другую по ширине человеческой
полосы эманаций, а не вглубь. Я спросил его, так ли это.
- Это именно то, что я имею в виду, - сказал он. - на обоих краях
человеческой полосы эманаций находится громадный склад отбросов -
неисчислимая куча человеческого хлама. Это очень сумрачный, зловещий
склад. Он имел большое значение для древних видящих, но не для нас.
Одна из простейших вещей, которую можно сделать, это попасть туда.
Вчера Хенаро и я хотели дать тебе небольшие примеры этого бокового сдвига,
вот почему мы водили твою точку сборки, но любой может достичь этого
хранилища просто путем остановки внутреннего диалога. Если сдвиг
минимален, результаты объясняют "фантазиями ума". Если сдвиг большой,
результаты называют "галлюцинациями".
Я попросил его объяснить акт вождения точки сборки. Он сказал, что
если воин достиг внутреннего безмолвия путем остановки внутреннего
диалога, то звук шагов походки силы, даже больше, чем ее вид, захватывает
точку сборки. Ритм приглушенных шагов мгновенно захватывает
настораживающую силу эманаций внутри кокона, которые были развязаны
внутренним безмолвием.
- Эта сила немедленно прицепляется к краям полосы, - продолжал он. -
на правом краю мы встречаемся с бесконечными видениями физической
деятельности, насилия, убийств, чувственности. На левом мы находим
духовность, религию, бога. Хенаро и я провели твою точку сборки к обоим
краям, так, чтобы дать тебе полный обзор этой кучи человеческого хлама.
Дон Хуан еще раз заявил, как бы между прочим, что одним из наиболее
таинственных аспектов знания видящих является немыслимый эффект
внутреннего безмолвия. Он сказал, что, если достигнуто внутреннее
безмолвие, то оковы, привязывающие точку сборки к тому месту, где она
находится, начинают рваться, и точка сборки освобождается для движения.
Он сказал, что обычно движение идет влево и что предпочтение этого
направления - это естественная реакция для большинства людей, однако есть
видящие, которые могут направить это движение ниже обычного места, где
расположена эта точка. Новые видящие называют это "сдвигом вниз".
- Видящие тоже иногда страдают от случайного сдвига вниз, - продолжал
он. - но точка сборки не остается там долго, и это просто счастье, потому
что это место зверей. Идти вниз противоречит нашим интересам, хотя это и
является простейшей вещью изо всех.
Дон Хуан сказал также, что среди многих ошибок суждения древних
видящих одной из наиболее горестных было сдвинуть точку сборки в
неизмеримую область внизу, что сделало их специалистами в принятии
животных форм. Они избрали различных животных в качестве точки отсчета и
назвали их своим нагвалем. Они верили, что, сдвигая свою точку сборки в
это особое место, они приобретают характеристики избранных ими животных:
их силу или мудрость, хитрость, коварство или жестокость.
Дон Хуан заверил меня, что есть немало примеров, этой ужасной
практики и среди видящих наших дней. Сравнительная легкость, с какой точка
сборки человека перемещается в любую низшую позицию, является великим
искушением для видящих, особенно для тех, чьи наклонности ведут их к
этому. Поэтому долг нагваля испытать своих воинов.
Он сказал мне, что провел меня через это испытание, когда сдвигал мою
точку сборки вниз при действии на меня растений силы. Затем он вел мою
точку сборки, пока я не смог выделить полосу эманаций вороны, что привело
к моему превращению в ворона.
Я опять задал дону Хуану вопрос, который задавал ему десятки раз. Я
хотел знать, действительно ли я физически превратился в ворону, или просто
думал и чувствовал, как она. Он объяснил, что сдвиг точки сборки в нижнюю
область всегда приводит к полному превращению. Он добавил, что если точка
сборки переходит некий критический порог, то мир исчезает: он перестает
для нас быть тем, чем является на человеческом уровне.
Он признался, что мое превращение было действительно ужасающим по
любым стандартам, однако моя реакция на это переживание показала ему, что
у меня нет склонности в этом направлении. Если бы это было не так, мне
пришлось бы приложить немало энергии, чтобы отбиться от тенденции остаться
в этой низшей области, которая некоторым видящим кажется наиболее удобной.
Далее он сказал, что непреднамеренный сдвиг вниз периодически
случается с каждым видящим, однако такие спады бывают все реже при
продвижении точки сборки влево. Но каждый раз, когда это случается,
энергия видящего, подпавшего этому, значительно падает. Это отступление
требует времени и значительных усилий для исправления.
- Эти провалы делают видящих мрачными и узколобыми, - продолжал он. -
а в некоторых случаях излишне рациональными.
- Как видящие могут избежать этих сдвигов вниз? - спросил я.
- Это зависит от воина, - ответил он. - некоторые из них имеют
естественную склонность потакать своим причудам, например ты. Такие
получают сильные удары. Для подобных тебе я рекомендовал бы быть начеку
двадцать четыре часа в сутки. Дисциплинированным мужчинам и женщинам я
рекомендовал бы бодрствовать двадцать три часа.
Он посмотрел на меня сияющими глазами и засмеялся.
- У женщин-видящих такой сдвиг бывает чаще, чем у мужчин, - сказал
он. - но они могут выбраться из этого положения без всяких усилий, в то
время, как мужчины опасно мешкают.
Он сказал также, что женщины-видящие имеют особую способность
удерживать свою точку сборки в любом положении в нижней позиции, а мужчины
- нет. У мужчин есть трезвость и цель, но мало таланта. Вот почему нагвалю
нужно иметь восемь женщин-видящих в своей партии: женщины дают импульс для
пересечения неизмеримых пространств неведомого. Вместе со способностью
нагваля, или как следствие ее, женщины приобретают устрашающую
интенсивность. Они могут поэтому воспроизвести животную форму с блеском,
легкостью и неповторимой жестокостью.
- Если ты думаешь о пугающих вещах, - продолжал он. - о каком-то
невообразимом соблазне во тьме, ты думаешь, не зная этого, о
женщине-видящей, таящейся в неизмеримой области внизу. Настоящий ужас
лежит как раз здесь: если ты когда-нибудь встретишь странную
женщину-видящую - беги в горы!
Я спросил его, способны ли другие организмы к сдвигу своей точки
сборки.
- Их точка сборки может сдвигаться, - сказал он. - однако для них
этот сдвиг не может быть произвольным.
- Значит, точка сборки других организмов тоже натренирована
находиться там, где она находится? - спросил я.
- Всякий новорожденный организм подвергается тренировке тем или иным
путем, - ответил он. - мы можем не понимать, как происходит их тренировка
- в конце концов, мы не понимаем этого и в своем случае - однако видящие
видят, что новорожденных заставляют делать то, что создает их облик. Как
раз это и происходит с человеческими детьми: видящие видят, что сначала их
точка сборки движется произвольно, а затем они видят, как присутствие
взрослых прикрепляет ее к одному месту. То же случается со всем
организмом.
.........
Дон Хуан сказал, что с методической точки зрения при сдвиге
точки сборки мы спим. Меня интересовало, например, находился ли я в спящем
состоянии для внешнего наблюдателя, как Хенаро был спящим для меня.
Как только дон Хуан вернулся, я спросил его об этом.
- Ты в спящем состоянии, без всякой натяжки, - ответил он. - если бы
люди в нормальном состоянии сознания увидели тебя теперь, ты показался бы
им чуточку шатающимся, даже пьяным.
Он объяснил, что во время нормального сна сдвиг точки сборки идет
вдоль любого края человеческой полосы. Такой сдвиг всегда связан со сном в
постели, а сдвиг, обусловленный практикой, происходит в среднем сечении
человеческой полосы и не связан со сном в постели, хотя сновидец находится
в состоянии сна.
- Как раз на этом стыке новые и древние видящие разделились в своем
поиске силы, - продолжал он. - древние желали иметь копию тела, но с
большей физической прочностью, так что они заставляли свою точку сборки
скользить вдоль правого края человеческой полосы. Чем глубже они уходили
вдоль правого края, тем более странным становилось их тело сновидения.
Прошлой ночью ты сам был свидетелем чудовищных результатов сдвига вдоль
правого края.
Он сказал, что новые видящие совершенно отличны в этом отношении,
потому что не удерживают свою точку сборки вдоль среднего сечения
человеческой полосы. Если сдвиг неглубок, как в состоянии повышенного
сознания, то сновидец почти таков, как и любой на улице, за исключением
некоторой уязвимости в отношении таких эмоций, как страх и сомнение.
Однако при некоторой глубине сновидец, сдвигающийся вдоль среднего
сечения, становится пузырем света. Таким образом, пузырь света - это тело
сновидения новых видящих.
Он сказал также, что такое безличное тело сновидения более
способствует пониманию и исследованию, а это лежит в основе всего, что
делают новые видящие. Слишком очеловеченное тело сновидения древних
видящих заставило их искать такие же слишком личные эгоистические ответы.
.........
Он сказал, что в последних
встречах в связи с его объяснениями он дал мне подробный отчет о двух
силах, помогающих сдвигу нашей точки сборки: толчке земли и накатывающей
силе. Он объяснил также три методики, разработанных новыми видящими:
искусство следопыта, мастерство намерения и искусство сновидения, а также
их влияние на движение точки сборки.
- Теперь, - продолжал он. - для завершения объяснений о мастерстве
управления сознанием тебе осталось сделать только одно: разбить самому
барьер восприятия. Ты должен сдвинуть свою точку сборки без посторонней
помощи и настроить другой великий диапазон эманаций.
- Не сделать этого - значит превратить все, чему ты обучался и что ты
делал, просто в беседу, в пустые слова. А слова немного стоят.
Он объяснил, что после того, как точка сборки сдвинута со своего
обычного положения и достигнет некоторых глубин, она пересекает некий
барьер, который мгновенно прерывает ее способность настраивать эманации.
Мы переживаем это как момент перцептуальной слепоты. Древние видящие
называли этот момент "стеной тумана", поскольку туман появляется всегда,
когда нарушается настройка эманаций.
Он сказал, что при этом есть три способа действовать: барьер можно
принять абстрактно, как препятствие для восприятия; его можно
почувствовать всем телом, как пересечение тугого бумажного экрана или же
его можно увидеть, как стену тумана.
В процессе моего обучения у дона Хуана он бесчисленное количество раз
приводил меня к видению барьера восприятия. Вначале мне нравилась идея
стены тумана. Дон Хуан предупредил, что древние тоже предпочитали смотреть
на нее таким образом. Он сказал, что в таком видении барьера есть большое
утешение и легкость, но за этим кроется серьезная опасность замены чего-то
непостижимого чем-то сумрачным и многозначительным. Поэтому его
рекомендация состоит в том, чтобы непостижимые вещи оставить
непостижимыми, а не делать частью каталога-описи первого внимания.
...
Он сказал, что теперь я нуждаюсь в одном последнем разъяснении: в
связном, хотя и не рациональном сознании, что все в мире, где мы обучились
восприятию, неразрывно связано с позицией, в которой находится точка
сборки. Если точка сборки выведена из этого положения, мир перестает быть
тем, чем является для нас.
Дон Хуан утверждал, что смещение точки сборки за пределы средней
линии кокона человека заставляет весь мир, известный нам, мгновенно
исчезнуть из поля зрения, как если бы он стерся, потому что стабильность и
субстанциональность, которые кажутся принадлежащими воспринимаемому нами
миру, это только сила настройки. Некоторые эманации оказываются
настроенными рутинно, и это объясняется фиксацией точки сборки на
определенном месте. Это все, что касается этого мира.
- Прочность мира - это не мираж, - продолжал он. - миражем является
фиксация точки сборки на каком-то месте. Когда видящие сдвигают свою точку
сборки, они встречаются не с иллюзией, они встречаются с другим миром.
Этот другой мир настолько же реален, как и тот, который мы видим сейчас,
однако новая фиксация точки сборки, которая дает этот другой мир, столь же
иллюзорна, как и предыдущая.
Возьмем, например, тебя: ты теперь в состоянии повышенного сознания.
То, что ты способен делать в этом состоянии, это не иллюзия: это столь же
реально, как и мир, с которым ты встретишься завтра в своей повседневной
жизни, и все же завтра этот мир, свидетелем которого ты сейчас являешься,
не будет существовать. Он существует только тогда, когда твоя точка сборки
приходит в особое место, где она сейчас.
Он добавил, что задача, с которой встречаются воины после окончания
своей подготовки, это задача интеграции. В процессе этой подготовки точка
сборки воинов, особенно нагваля, сдвигается в наибольшее возможное число
мест. Он сказал, что в моем случае я был перемещен в бесчисленное
множество позиций, и это я должен буду однажды свести в единое целое.
.........
Дон Хуан заявил, что воины заканчивают свою подготовку, когда
становятся способными разбить барьер восприятия без посторонней помощи,
исходя из состояния обычного сознания. Нагваль приводит воинов к этому
порогу, однако успех принадлежит и индивиду: нагваль просто испытывает их,
постоянно подталкивая к способности постоять за себя.
- Единственная сила, которая может временно отменить настройку, это
настройка, - продолжал он. - тебе придется ликвидировать настройку,
которая удерживает тебя на восприятии мира повседневных действий. Вызывая
намерение перевести точку сборки в новую позицию и намеренно удерживая ее
там достаточно долго, ты соберешь другой мир и исчезнешь из этого.
- Древние видящие до сих пор отвергают смерть, делая именно это:
намеренно удерживая свою точку сборки фиксированной в позиции, которая
помещает их в один из семи других миров.
- Что произойдет, если мне удастся настроить другой мир? - спросил я.
- Ты попадешь туда, - ответил он. - как сделал это Хенаро однажды
вечером на этом же месте, когда показывал тебе тайны настройки.
- Где же я окажусь, дон Хуан?
- Ясно, что в другом мире, где же еще?
- А что будет с окружающими людьми, и зданиями, и горами, и всем
остальным?
- Ты будешь отделен от всего этого истинным барьером, который ты
разобьешь - барьером восприятия, и так же, как те видящие, которые
погребли себя, чтобы победить смерть, ты не будешь в этом мире.
Когда я услышал это утверждение, во мне разгорелась битва: какая-то
часть меня кричала, что позиция дона Хуана нетерпима, в то время как
другая вне всякого сомнения знала, что он прав.
Я спросил его, что случится, если я сдвину свою точку сборки прямо на
улице, посреди движения в Лос-Анжелесе. И он ответил с серьезным
выражением лица:
- Лос-Анжелес исчезнет, как пух по ветру, а ты останешься. В этом
тайна, которую я пытался объяснить тебе. Ты переживал ее, но ты еще не
понял ее, а сегодня поймешь.
Он сказал, что я еще не пользовался толчком земли для сдвига в другой
из великих диапазонов эманаций, но поскольку я поставлен перед
настоятельной необходимостью сдвинуться, то эта необходимость послужит мне
пусковым устройством.
.........
- Собрать другие миры это не только вопрос практики, но и вопрос
намерения, - продолжал он. - и это не просто впрыгивание и выпрыгивание из
этих миров, как на резиновой ленте. Понимаешь, видящий должен быть смелым:
если ты разбил барьер восприятия, ты вовсе не обязан вернуться в то же
самое место этого мира. Понимаешь, о чем я говорю?
Во мне медленно начало проясняться то, о чем он говорит. У меня было
почти непреодолимое желание рассмеяться над столь абсурдной мыслью, но до
того, как она выкристаллизовалась во мне, дон Хуан заговорил со мной и
прервал то, что я уже готов был вспомнить.
Он сказал, что для воинов опасность сборки других миров состоит в
том, что они столь же захватывающи, как и этот наш мир. Сила настройки
такова, что если точка сборки порвала свою связь с нормальной позицией,
она начинает фиксироваться в других положениях, другими настройками. И
воины рискуют заблудиться в немыслимом одиночестве.
.........
Он сказал, что сдвиг точки сборки сопровождался изменением
освещенности: в дневное время свет становился мрачным, а ночью темнота
замещалась сумерками.
- Это дары силы, потому что они являются продуктом особого знания
магов древности, - сказал он. - Это тайна, потому что никто на этой земле,
кроме бросившего вызов смерти, не может явить нам пример таких знаний. Я,
конечно, могу расположить свою точку сборки там, где хочу, внутри или за
пределами энергетической формы человека. Но чего я не могу, и что
подвластно лишь бросившему вызов смерти, - это знать, что нужно делать с
моим энергетическим телом в каждом из этих положений с тем, чтобы
достигнуть полного восприятия, полного единства.
Затем он объяснил, что современные маги не знают особенностей многих
тысяч возможных позиций точки сборки.
- О каких особенностях ты говоришь? - спросил я.
- Особые способы обращения с энергетическим телом, направленные на
достижение прочной фиксации отдельных позиций точки сборки, - ответил он.
Он привел в пример себя. Он сказал, что дар силы, полученный им от
бросившего вызов смерти, заключался в знании позиции точки сборки вороны и
способах манипуляции своим энергетическим телом для достижения полного
восприятия себя вороной. Дон Хуан объяснил, что полное восприятие и полное
отождествление - это то, чего старые маги добивались любой ценой, и что в
случае с его собственным даром силы полное восприятие пришло к нему в
результате постепенного процесса обучения, шаг за шагом, как учатся
работать на очень сложной машине.
В дальнейшем дон Хуан объяснил, что большинство сдвигов точки сборки,
осуществляемые современными магами, - это незначительные сдвиги в пределах
тонкого пучка светящихся энергетических волокон внутри светящегося яйца;
пучка, называемого "человеческой полосой", или просто человеческим
аспектом энергии вселенной. За пределами этого пучка, но все еще в
пределах светящегося яйца, располагается сфера глубоких сдвигов. Когда
точка сборки смещается в любое место этой сферы, восприятие для нас все
еще возможно, но для абсолютного постижения требуется крайне детальные
процедуры.
...
- Каждый глубокий сдвиг точки сборки требует особой проработки, -
продолжал он, - которую современные маги могли бы изучить, если бы знали,
как фиксировать точку сборки на довольно длительное время при любом таком
сдвиге. Только маги древности обладали необходимыми для этого особыми
знаниями.