- Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал
он и взглянул на меня пронзительно.
Это был первый раз за время нашего знакомства, чтобы он
использовал эти два термина. Я был смутно знаком с ними из
антропологической литературы о культурах центральной Мексики. Я
знал, что тональ считается своего рода сторожевым духом, обычно
животным, которого ребенок получал при рождении и с которым он
был связан интимными узами до конца своей жизни. Нагваль - было
название, дававшееся животному, в которое маг мог превращаться,
или же тому магу, который практиковал такие превращения.
- Это мой тональ, - сказал дон Хуан, потерев руками грудь.
- Твой костюм?
- Моя личность. Он похлопал по груди, по
коленям по ребрам. - Мой тональ - все это.
Он мне объяснил, что каждое человеческое существо имеет
две стороны, два отдельных существа, две противоположные
стороны, которые становятся действующими в момент рождения.
Одна называется "тональ", другая - "нагваль". Я рассказал ему,
что антропологи знали об этих двух концепциях. Он позволил мне
говорить, не прерывая.
- Ну, что бы ты там ни думал или знал о них, это чистая
чепуха, - сказал он. - я основываю это заявление на том факте,
что то, что я тебе говорю о тонале и нагвале, не могло быть
сказано тебе раньше. Любой идиот знал бы, что ты ничего об этом
не знаешь, потому что, чтобы познакомиться с этим, тебе следует
быть магом, а ты не маг. Или тебе нужно было бы говорить об
этом с магом, а ты не говорил. Поэтому отбрось все то, что ты
слышал об этом раньше, потому что это неприложимо.
- Это было только замечанием, - сказал я. Он поднял брови
с комическим жестом.
- Твои замечания неуместны, - сказал он. - на этот раз мне
нужно твое нераздельное внимание, поскольку я собираюсь
познакомить тебя с тоналем и нагвалем. Маги имеют особый и
уникальный интерес к этому знанию. Я бы сказал, что тональ и
нагваль находятся исключительно в сфере людей знания. В твоем
случае это заслонка, которая закрывает все то, чему я тебя
обучал. Поэтому я ожидал до сих пор, чтобы заговорить о них.
- Тональ - это животное, которое охраняет человека. Я бы
сказал, пожалуй, что это хранитель, который может быть
представлен как животное, но это не важный момент.
Он улыбнулся и подмигнул мне. - Теперь я использую твои
собственные слова, - сказал он.
- тональ - это общественное лицо. Он засмеялся, я полагаю,
при виде моего замешательства.
- Тональ является по праву защитником, хранителем.
Хранителем, который большей частью превращается в охранника.
Я путался со своим блокнотом. Я старался уделять внимание
тому, что он говорит. Он засмеялся и скопировал мои нервные
движения.
- Тональ - это организатор мира, - продолжал он. - может
быть лучшим способом описания его монументальной работы будет
сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса
мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают
маги, что все то, что мы знаем как люди, является работой
тоналя.
В данный момент, например, все, что участвует в попытке
найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него
были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы
ничего из того, что я говорю.
Скажу далее, что тональ является хранителем, который
охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным
качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым
относительно своих действий. А поскольку его деяния являются
самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не
удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из
хранителя в охранника.
Он остановился и спросил меня, понял ли я. Я автоматически
утвердительно кивнул головой, и он улыбнулся с видом недоверия.
- Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он. -
охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей
частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был
превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как
он должен бы быть широко мыслящим хранителем.
Я определенно не улавливал нити его объяснения. Я
расслышал и записал каждое слово и однако же, я был, казалось,
забит каким-то своим собственным внутренним диалогом.
- Мне очень трудно следить за тобой, - сказал я. - Если бы
ты не цеплялся за разговоры с самим собой, то у
тебя не было бы неприятностей, - сказал он резко. Его
замечание ввергло меня в длинное объяснительное заявление.
В конце концов я спохватился и извинился за свою
настойчивость защищаться.
Он улыбнулся и сделал знак, который, казалось, показывал,
что его это действительно не раздражает.
- Тональ - это все, что мы есть, - продолжал он. - назови
его! Все, для чего у нас есть слово - это тональ. А поскольку
тональ является его собственным деянием, тогда все, очевидно,
попадает в его границы.
Я напомнил ему, что он сказал, будто "тональ" был
общественным лицом. Термин, который сам я использовал с ним,
чтобы обозначить человеческое существо как конечный результат
процесса социализации. Я указал, что тональ был продуктом. Он
не мог быть всем, как он сказал, потому что мир вокруг нас не
является продуктом социализации.
Дон Хуан напомнил мне, что мой аргумент не имеет под собой
основы для него, и что намного ранее он уже отмечал, что не
существует никакого мира в широком смысле, а только описание
мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само
собой разумеющееся.
- Тональ - это все, что мы знаем, - сказал он. - я думаю,
что это само по себе уже достаточная причина для того, чтобы
тональ был таким сверхсильным делом.
Он на секунду остановился. Казалось, он определенно
ожидает замечаний или вопросов, но у меня их не было, однако
же, я чувствовал себя обязанным задать вопрос и старался
сформулировать подходящий. Мне не удалось. Я чувствовал, что
предупреждения, которыми он открыл наш разговор, являлись,
возможно, детергентом для любых вопросов с моей стороны. Я
чувствовал себя странно онемевшим. Я не мог сконцентрироваться
и привести в порядок свои мысли. Фактически я чувствовал и знал
без тени сомнения, что я не способен думать, и в то же время я
знал это не думая, если только это возможно.
Я взглянул на дона Хуана. Он глядел на среднюю часть моего
тела. Он поднял глаза, и ясность мысли вернулась ко мне
мгновенно.
- Тональ - это все, что мы знаем, - повторил он медленно,
- и это включает не только нас, как личности, но и все в нашем
мире. Можно сказать, что тональ это все, что встречает глаз.
-мы начинаем растить его с момента рождения. В тот момент,
когда мы делаем первый вдох воздуха, мы вдыхаем также силу для
тоналя. Поэтому правильно сказать, что тональ человеческого
существа интимно связан с его рождением.
- Ты должен запомнить этот момент. Очень важно понимание
всего этого. Тональ начинается с рождения и заканчивается со
смертью.
Я хотел пересмотреть все, что он сказал. Я уже было
раскрыл рот, чтобы попросить его повторить неясные точки нашего
разговора, но к своему изумлению я не смог произнести свои
слова. Я испытывал очень любопытную неспособность. Мои слова
были тяжелыми, и я не имел никакого контроля над этим
ощущением.
Я взглянул на дона Хуана, чтобы показать ему, что не могу
говорить. Он опять смотрел на мой живот.
Он поднял глаза и спросил, как я себя чувствую. Слова
полились из меня, как будто прорвало плотину. Я рассказал ему,
что у меня было любопытное ощущение, будто я не могу ни
говорить ни думать, и в то же время мои мысли были кристально
ясными.
- Твои мысли были кристально ясными? - спросил он. Я
сообразил тогда, что ясность не относилась к моим
мыслям, а только к моему восприятию мира. - Ты что-нибудь
делаешь со мной, дон Хуан? - спросил я.
- Я пытаюсь убедить тебя в том, что твои замечания не
нужны, - сказал он и засмеялся.
- Значит ты не хочешь, чтобы я задавал вопросы? - Нет,
нет, задавай, все, что хочешь. Но не давай отвлекаться своему вниманию.
Я вынужден был признать, что был
рассеян из-за безбрежности темы. - Я все еще не могу понять, дон Хуан, что ты
имеешь в
виду под тем заявлением, что тональ это все, - сказал я
после секундной паузы.
- Тональ это то, что делает мир. - Тональ является
создателем мира? Дон Хуан почесал виски. - Тональ создает мир
только образно говоря.
Он не может создать или изменить ничего, и тем не менее он
делает мир, потому что его функция состоит в том, чтобы судить,
свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир,
потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим
тональным законам. Очень странным образом тональ является
творцом, который не творит ни единой вещи другими словами,
тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что,
образно говоря, он творит мир.
Он мурлыкал популярную мелодию, отбивая ритм пальцами на
краю стула. Его глаза сияли. Казалось, они искрятся. Он
усмехнулся и покачал головой.
- Ты не слушаешь меня, - сказал он улыбаясь. - Слушаю, у
меня нет никаких проблем, - сказал я, но не
очень убежденно. - Тональ - это остров, - объяснил он. -
лучший способ
описать его, это сказать, что тональ - вот это. Он очертил
рукой середину стола.
- Мы можем сказать, что тональ как вершина этого стола,
остров, и на этом острове мы имеем все. Этот остров фактически
мир.
Есть личные тонали для каждого из нас и есть коллективный
тональ для всех нас в любое данное время, который мы можем
назвать тоналем времен.
Он показал на ряд столов в ресторане. - Взгляни, каждый
стол имеет одни и те же очертания.
Определенные предметы есть на каждом из них. Индивидуально
они, однако, отличаются один от другого. За одними столами
больше людей, чем за другими, на них разная пища, разная
посуда, различная атмосфера, и однако мы должны согласиться,
что все столы в ресторане очень похожи. Та же самая вещь
происходит с тоналем. Мы можем сказать, что тональ времен это
то, что делает нас похожими. Точно также, как все столы в этом
ресторане похожи. Каждый стол, тем не менее, это индивидуальный
случай, точно так же, как личный тональ каждого из нас. Однако,
следует иметь в виду тот важный момент, что все, что мы знаем о
нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя.
Понимаешь, о чем я говорю?
- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире,
что же такое нагваль?
- Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем
никакого дела.
- Прости, я не понял. - Нагваль - это та часть нас, для
которой нет никакого
описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.
- Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если
это не может быть почувствовано, описано или названо, то
оно не может существовать.
- Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал
тебя ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног,
стараясь понять это.
- Не говоришь ли ты, что нагваль это ум? - Нет, ум - это
предмет на столе, ум - это часть тоналя.
Скажем так, что ум - это чилийский соус. Он взял бутылку
соуса и поставил ее передо мной. - Может нагваль - душа? - Нет,
душа тоже на столе. Скажем, душа - это пепельница. - Может это
мысли людей? - Нет, мысли тоже на столе. Мысли как столовое
серебро.
Он взял вилку и положил ее рядом с чилийским соусом и
пепельницей.
- Может быть это состояние блаженства, неба? - И не это
тоже. Это, чем бы оно ни было, есть часть
тоналя. Это, скажем, бумажная салфетка. Я продолжал
перечислять возможные способы описания того,
о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия,
жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я
называл, он нашел предмет на столе как противовес и ставил его
передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну
кучу.
Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он хихикал,
потирал руки каждый раз, когда я называл другую вероятность.
- Может быть нагваль - высшее существо, всемогущий бог? -
спросил я.
- Нет, бог тоже на столе. Скажем так, что бог - это
скатерть. Он сделал шутливый жест для того, чтобы скомкать ее и
положить с другими предметами передо мной.
- Но значит ты говоришь, что бога не существует? - Нет, я
не сказал этого.
Все, что я сказал, так это что нагваль - не бог, потому
что бог является предметом нашего личного тоналя и тоналя
времен. Тональ является, как я уже сказал, всем тем, из чего мы
думаем, состоит мир, включая бога, конечно.
Бог не более важен, чем что-либо другое, будучи тоналем
нашего времени.
- В моем понимании, дон Хуан, - бог - это все. Разве мы не
говорим об одной и той же вещи?
- Нет, бог это только все то, о чем мы можем думать,
поэтому, правильно говоря, он только другой предмет на этом
острове. Бога нельзя посмотреть по собственному желанию, о нем
можно только говорить. Нагваль, с другой стороны, к услугам
воина. Можно быть его свидетелем, но о нем нельзя поговорить.
- Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые
я перечислил, то может быть ты сможешь рассказать мне о его
местоположении. Где он?
Дон Хуан сделал широкий жест и показал на область за
границами стола. Он провел рукой, как если бы ее тыльной
стороной очищал воображаемую поверхность, которая продолжалась
за краями стола.
- Нагваль там, - сказал он. - там, окружающий остров.
Нагваль там, где обитает сила.
Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части
нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы
являемся целиком нагвалем. Мы чувствуем затем, что для того,
чтобы функционировать, нам необходима противоположная часть
того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого
начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и
становится совершенно необходимым для нашего функционирования.
Настолько необходимым, что он замутняет сияние нагваля. Он
захлестывает его. С того момента как мы становимся целиком
тоналем, мы уже ничего больше не делаем как только взращиваем
наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с
момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что
есть другая часть, которая дала бы нам цельность.
С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы
начинаем делать пары. Мы ощущаем наши две стороны, но мы всегда
представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши
части - это душа и тело, или ум и материя, или добро и зло, бог
или дьявол. Мы никогда не осознаем, однако, что просто
спариваем вещи на одном и том же острове, точно так же, как
спаривать кофе и чай, хлеб и лепешки, или чилийский соус и
горчицу. Мы странные животные, говорю тебе. Нас унесло в
сторону, но в своем безумии мы считаем, что имеем совершенный
смысл.
Дон Хуан поднялся и обратился ко мне, как если бы он был
оратором. Он ткнул в меня указательным пальцем и заставил свою
голову задрожать.
- Человек движется не между добром и злом, - сказал он
смешным риторическим тоном, хватая солонку и перечницу в обе
руки. - его истинное движение состоит между отрицательностью и
положительностью.
Он уронил солонку и перечницу и схватил нож и вилку. - Вы
не правы! Никакого движения тут нет, - продолжал он,
как бы отвечая самому себе. - человек - это только ум! Он
взял бутылку соуса и поднял ее. Затем он опустил ее.
- Как ты можешь видеть, - сказал он тихо, - мы легко можем
заменить ум чилийским соусом и закончить все, сказав: "человек
- это только чилийский соус" такой поступок не делает нас более
психически больными, чем мы есть.
- Боюсь, что я задал не тот вопрос, - сказал я. - может
быть мы пришли бы к лучшему пониманию, если я бы спросил, что
особенного можно найти в районе за островом.
- Нет способа ответить на это. Если я скажу "ничего", я
только сделаю нагваль частью тоналя. Все, что я могу сказать
так это то, что за границами острова находишь нагваль.
- Но когда ты называешь его нагваль, разве ты не помещаешь
его на острове?
- Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе
осознать его существование.
- Хорошо! Но разве то, что я осознаю это, не является той
ступенькой, которая превращает нагваль в новый предмет моего
тоналя?
- Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал тональ и нагваль
как истинную пару. Это все, что я сделал.
Он напомнил мне, что однажды, пытаясь объяснить ему свою
настойчивость в том, чтобы во всем улавливать смысл, я говорил
об идее, что дети, может быть, не способны воспринимать разницу
между "отцом" и "матерью", пока они не разовьются достаточно в
смысле обращения со значениями, и что они, возможно, верят, что
отец - это тот, кто носит штаны, а "мать" - юбки, или учитывает
какие-нибудь другие различия в прическе, размере тела или
предметах одежды.
- Мы явно делаем то же самое с нашими двумя частями, -
сказал он. - мы чувствуем, что есть другая сторона нас, но
когда мы стараемся определить эту сторону, тональ захватывает
рычаги управления, а как директор он крайне мелочен и ревнив.
Он ослепляет нам глаза своими хитростями и заставляет нас
забыть малейшие намеки на другую часть истинной пары - нагваль.
....
- Нагваль и тональ внутри нас? Он взглянул на меня
пристально.
- Очень трудный вопрос, - сказал он. - сам ты сказал бы,
что они внутри нас. Я сказал бы, что они не внутри, но никто из
нас не был бы прав. Тональ твоего времени призывает тебя
утверждать, что все, имеющее отношение к твоим мыслям и
чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов говорит
противоположное: все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри, снаружи,
это в действительности не имеет значения.
Я не отступал. Я сказал, что когда он говорил о тонале и
нагвале, то это звучало так, как будто бы существует и третья
часть. Он сказал, что тональ "заставляет нас" совершать
поступки. Я попросил его сказать мне, о ком он говорил, кого
заставляют.
Он не ответил мне прямо. - Объяснить это не так просто, -
сказал он. - вне зависимости от того, насколько умными являются ключевые точки
тоналя, дело в том, что нагваль берет верх. Его выход на
поверхность однако всегда ненамеренный. Величайшим искусством
тоналя является подавлять любое проявление нагваля таким
образом, что даже если его присутствие будет самой очевидной
вещью в мире, оно останется незамеченным.
- Для кого оно незаметно? Он усмехнулся, покачивая головой
вверх-вниз. Я нажал нанего, требуя ответа.
- Для тоналя, - сказал он. - я говорю
исключительно о
нем. Я могу ходить кругами, но это не должно ни удивлять,
ни раздражать тебя. Я предупредил о трудности понимания того, о
чем я рассказываю. Я пошел через все эти перипетии, потому что
мой тональ осознает, что он говорит о себе. Другими словами,
мой тональ использует себя для того, чтобы понять ту
информацию, которую я хочу сделать ясной для твоего тоналя.
Скажем так, что тональ, поскольку он остро осознает, насколько
это приятно говорить о себе, создал термин "я", "меня" и так
далее, как баланс, и благодаря им он может разговаривать с
другими тоналями или сам с собой о самом себе.
Когда я говорю, что тональ заставляет нас делать
что-нибудь, я имею в виду, что есть какая-то третья часть.
Очевидно он заставляет самого себя следовать своим суждениям. В
некоторых случаях, однако, или при некоторых обстоятельствах,
что-то внутри самого тоналя осознает, что есть еще какая-то
часть нас.Это вроде голоса, который приходит из глубин, голоса
нагваля. Видишь ли, целостность нас самих является естественным
состоянием, и этот факт тональ не может терпеть совершенно.
Поэтому бывают моменты, особенно в жизни воина, когда
целостность становится явной. В этот момент можно ощутить и
заключить то, чем мы в действительности являемся.
Я заинтересовался этими толчками, которые у тебя были,
потому что именно так нагваль выходит на поверхность. В эти
моменты тональ осознает целостность самого себя. Это всегда
потрясение, потому что сознание разрывает радужную пелену. Я
называю это осознанием целостности существа, которое умрет.
Идея состоит в том, что в момент смерти другой член истинной
пары - нагваль - становится полностью оперативным, и то
сознание, те воспоминания, то восприятие, которое накопилось в
наших икрах и бедрах, в нашей спине и плечах и шее, начинает
расширяться и распадаться. Как бусинки бесконечного
разорванного ожерелья, они раскатываются без связующей силы
жизни.
Он взглянул на меня. Его глаза были мирными. Я чувствовал
себя нехорошо, глупо.
- Целостность самого себя - очень экономичное дело, -
сказал дон Хуан. - нам нужна лишь очень маленькая ее часть для
того, чтобы выполнять сложнейшие задачи жизни. И однако, когда
мы умираем, мы умираем с целостностью нас самих. Маг задает
вопрос, если мы умрем с целостностью нас самих, то почему бы
тогда не жить с этой целостностью?
....
Тональ очень
уязвим. Он не может выдержать плохого обращения.
Белый человек с того дня, как он
вступил на эту землю, систематически разрушал не только
индейский тональ времен, но и личный тональ каждого индейца.
Легко можно представить, что для бедного среднего индейца
владычество белого человека было чистым адом. И однако же,
ирония состоит в том, что для другого вида индейцев оно было
чистым благом.
- О ком ты говоришь? Что это за вид индейцев?
- Маги. Для
магов оккупация была вызовом жизненного времени.
Они были единственными, кто не был уничтожен ею, но
адаптировался к ней и использовал ее к полной своей выгоде.
- Как это было возможно, дон Хуан? У меня было
впечатление, что испанцы не оставили камня на камне.
- Скажем так, они перевернули все камни, которые
находились в границах их собственного тоналя. В жизни индейца,
однако, были вещи, являвшиеся невосприемлимыми для белого
человека. Этих вещей он даже не заметил. Может быть это было
чистой удачей магов, а может быть это их знание спасло их.
После того, как тональ времени и личный тональ каждого индейца
был уничтожен, маги обнаружили, что удерживаются за
единственную вещь, которая осталась незавоеванной - нагваль.
Другими словами, их тональ нашел убежище в их нагвале. Этого не
могло бы произойти, если бы не мучительное положение
побежденных людей. Люди знания сегодняшнего дня являются
продуктами этих условий. И единственными знакомыми с нагвалем,
потому что они остались там совершенно одни. Туда белый человек
никогда не заглядывал. Фактически он даже мысли не имел, что
это существует.
Я почувствовал необходимость в этом месте вставить довод.
Я искренне утверждал, что европейская мысль знакома с тем, что
он называл нагвалем. Я привел концепцию трансцендентального эго
или ненаблюдаемого наблюдателя, присутствующего во всех наших
мыслях, восприятиях и ощущениях. Я объяснил дону хуану, что
индивидуум может воспринимать или интуитивно ощущать себя, как
себя самого, через трансцендентальное эго, потому что это
единственная вещь, которая способна судить. Способна раскрывать
реальность в царстве нашего сознания.
На дона Хуана это не повлияло. Он засмеялся. - Раскрывание
реальности, - сказал он, подражая мне, -
это тональ.
Я настаивал на том, что тоналем может быть названо
эмпирическое эго, находящееся в проходящем потоке сознания или
опыта человека, в то время как трансцендентальное эго находится
позади этого потока.
- Наблюдая, я полагаю, - сказал он насмешливо.
- Правильно, наблюдая само себя, - сказал я.
- Я слышу как ты говоришь, - сказал он, - но ты не
говоришь ничего. Нагваль это не опыт, не интуиция и не
сознание. Эти термины и все остальное, что бы ты ни сказал,
являются только предметами острова тоналя. Нагваль, с другой
стороны, это только эффект. Тональ начинается с рождением и
кончается со смертью. Но нагваль не кончается никогда. Нагваль
не имеет предела. Я сказал, что нагваль это то, где обитает
сила. Это был только способ упомянуть его. По причине его
эффектов, возможно, нагваль лучше всего может быть понят в
терминах силы. Например, когда ты почувствовал себя онемевшим и
не мог говорить сегодня утром, я фактически успокаивал тебя,
то-есть на тебя действовал мой нагваль.
- Как это было возможно, дон Хуан? - Ты не поверишь, но
никто не знает как. Все, что я знаю,
так это то, что я хотел твоего нераздельного внимания, а
затем мой нагваль приступил к работе над тобой. До этих пор я
знаю, потому что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он
работает.
Некоторое время он молчал. Я хотел продолжить разговор на
ту же тему и попытался задать ему вопрос. Он заставил меня
замолчать.
- Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, -
сказал он наконец и посмотрел на меня пристально. - нагваль -
единственная часть нас, которая может творить.
Он оставался спокойным, глядя на меня. Я почувствовал, что
он определенно ведет меня в ту область, которую мне хотелось
бы, чтобы он осветил получше. Он сказал, что тональ не создает
ничего, а только является свидетелем и оценщиком. Я спросил
его, как он объясняет тот факт, что мы конструируем
суперсооружения и машины.
- Это не творчество, - сказал он. - это только спаивание.
Мы можем спаять все, что угодно, нашими руками лично или
объединяясь с руками других тоналей. Группа тоналей может
спаять все, что угодно. Суперсооружения, как ты сказал.
- Но что же такое тогда творчество, дон Хуан? Он посмотрел
на меня, скосив глаза. Мягко усмехнувшись, он
поднял правую руку над головой и резким движением повернул
кисть, как бы поворачивая дверную ручку.
- Творчество вот, - сказал он и понес свою ладонь на
уровне моих глаз.
Мне потребовалось невероятно долгое время для того, чтобы
сфокусировать глаза на его руке. Я ощущал, что прозрачная
мембрана держала все мое тело в фиксированном положении, и что
мне нужно прорвать ее, чтобы остановить свой взгляд на его
руке. Я старался, пока капли пота не попали мне в глаза.
Наконец, я услышал или ощутил хлопок, и мои глаза и моя голова
дернулись, освободившись.
На его правой ладони находился самый любопытный грызун,
какого я когда-либо видел. Он был похож на белку с пушистым
хвостом. Однако, в шерсти его хвоста были жесткие щетинки.
- Потрогай его, - сказал дон Хуан тихо. Я автоматически
повиновался и погладил пальцем по мягкой
спинке. Дон Хуан поднес руку ближе к моим глазам, и тогда
я заметил нечто, что бросило меня в нервные судороги. У белки
были очки и большие зубы.
- Он похож на японца, - сказал я и начал истерически
смеяться.