Еще одним прорывом, который по утверждению древних магов, имел
фундаментальное значение и о котором дон Хуан рассказывал самым подробным
образом, было сделанное древними магами открытие того, что точка сборки
очень легко смещается во время сна. Это открытие повлекло за собой еще
одно: сны обусловлены смещением точки сборки. Маги древних времен увидели
- чем значительнее сдвиг, тем более необычные сны видит человек, и
наоборот, чем более необычные сны видит человек, тем значительнее сдвиг
точки сборки. Дон Хуан рассказал, что эти наблюдения привели к разработке
древними магами весьма экстравагантных приемов смещения точки сборки,
таких как употребление внутрь растений, вызывающих изменения состояния
сознания, а также использование с этой целью состояний голода, крайней
усталости и стрессовых ситуаций. Особое же внимание они уделили разработке
практики управления снами. Тем самым, вероятно, даже не подозревая об
этом, они создали метод, получивший в последствии название практики
сновидения.
......
Однажды дон Хуан сформулировал наиболее адекватное с точки зрения
магического искусства определение сновидения...
- Маги рассматривают сновидения как исключительно сложное искусство,
- сказал дон Хуан, - искусство намеренного смещения точки сборки из ее
привычного положения с целью расширения диапазона восприятия и углубления
его интенсивности.
И он рассказал, что в основу своего искусства сновидения, древние
маги-видящие положили пять особенностей энергетического потока
человеческих существ.
Во-первых, древние маги увидели, что те
энергетические волокна, которые проходят непосредственно сквозь точку
сборки, могут быть собраны в адекватное восприятие.
Во-вторых, они увидели, что если точка сборки смещается в новое
положение, то, независимо от того, насколько мало ее смещение, сквозь ее
начинают проходить новые, ранее незадействованные волокна, тем самым
изменяется осознание, и новые, ранее незадействованные поля энергии
собираются в устойчивое связное восприятие.
В-третьих, они увидели, что, когда человек видит обычные сны, точка
сборки легко смещается в новые положения вдоль поверхности светящегося
яйца и внутрь него.
В-четвертых, они увидели, что можно заставить точку сборки смещаться
в положения, находящееся вне светящегося яйца - в большой внешней
вселенной.
И в-пятых, они увидели, что по средствам соответствующей дисциплины
во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и
систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.
.....
Затем дон Хуан дал мне еще одно определение: сновидение - это
процесс, в котором сновидящий обнаруживает определенные свидетельства
существования вещей, рождающих энергию. Должно быть, он заметил мое
замешательство. Он засмеялся и дал мне еще одно, еще более витиеватое
определение: сновидение - это процесс, с помощью которого мы намереваемся
найти адекватное положение точки сборки, дающее нам возможность замечать в
состоянии сновидения предметы, порождающие энергию.
....
- Сновидение означает удерживание точки сборки там, куда она
сдвинулась во сне.
Он сказал, что со временем, когда новые видящие утвердили
свои принципы, они поняли, что в тех доминирующих условиях жизни, в
которых они живут, одно лишь искусство следопыта сдвигает точку сборки
очень мало. Для максимального эффекта это искусство нуждается в идеальной
обстановке, то есть в мелочных тиранах с большой властью и силой. А новым
видящим было все труднее находить такие условия: задача найти их или
сымпровизировать стала невыносимым бременем.
Новые видящие нашли настоятельно необходимым видеть эманации орла для
того, чтобы найти другие, более подходящие пути сдвига точки сборки. Когда
они попытались видеть эманации, они столкнулись с очень серьезной
проблемой: они обнаружили, что невозможно видеть их, не подвергая себя
смертельному риску, и все же они должны были их видеть. Именно тогда они и
воспользовались древней методикой сновидения как щитом для защиты себя от
смертельного удара эманаций орла. Совершая это, они осознали, что само
сновидение является наиболее эффективной методикой для сдвига точки
сборки.
- Одним из строжайших указаний новых видящих, - продолжал дон Хуан. -
стало требование, чтобы воины изучали сновидение, исходя из состояния
обычного сознания. Следуя этому требованию, я стал обучать тебя сновидению
почти с первого дня нашего знакомства.
- Почему новые видящие распорядились, чтобы обучение сновидению
происходило в нормальном состоянии сознания? - спросил я.
- Потому что сновидение слишком опасно, а сновидение - это немыслимая
власть, оно делает сновидцев уязвимыми, поскольку оставляет их на милость
непостижимой силы настройки.
Новые видящие осознали, что в нашем нормальном состоянии сознания у
нас есть бесчисленное множество защитных приспособлений, предохраняющих от
сил неиспользованных эманаций, которые неожиданно выстраиваются в
сновидения.
Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения, как и искусство
следопыта, начинается с простого наблюдения. Древние видящие узнали, что
во сне точка сборки сдвигается слегка влево, совершенно естественным
образом. Эта точка в действительности освобождается во время сна и
начинают светиться все виды неиспользованных эманаций. Древние немедленно
заинтересовались таким наблюдением и начали работать над таким
естественным сдвигом, пока не научились им управлять. Они назвали это
управление сновидением, или искусством управления телом сновидения.
Он заметил, что едва ли есть средство описать обширность их знаний
относительно сновидения. Очень мало из того, однако, может быть
использовано новыми видящими. Так что, когда пришло время реконструкции,
новые видящие взяли себе только голый скелет сновидения для помощи в
видении эманаций орла и для сдвига точки сборки.
Он сказал, что видящие, как новые, так и древние, согласны в том, что
сновидение - это контролирование естественного сдвига, которому подвержена
точка сборки во сне. Он подчеркнул, что контроль этого сдвига ни в коей
мере не означает направления его, а просто удержание точки сборки в
положении, в которое она естественно приходит во сне - труднейший маневр,
который потребовал от древних видящих чрезвычайных усилий и
сосредоточения.
Дон Хуан объяснил, что сновидцы должны удерживать очень тонкое
равновесие: в сны не следует вмешиваться или командовать ими сознательным
усилием, и все же сдвиг точки сборки должен подчиняться командам сновидца
- противоречие, которое нельзя выразить рационально, но можно разрешить
практически.
Наблюдая сновидцев во время сна, древние видящие наткнулись на
решение, позволяющее снам следовать своим естественным путем. Они увидели,
что в некоторых снах точка сборки сновидца действует гораздо глубже
налево, чем в других. Это наблюдение поставило перед ними вопрос:
действительно ли содержание сновидения заставляет сдвигаться точку сборки,
или же движение точки сборки само по себе управляет содержанием сна,
активизируя неиспользованные эманации.
Вскоре они поняли, что именно сдвиг точки сборки влево производит
сновидение: чем левее сдвиг, тем более живым и странным будет сон.
Неизбежно они перешли к управлению своими снами с целью заставить свою
точку сборки сдвигаться глубже влево. Пытаясь сделать это, они открыли,
что, когда сном начинают сознательно или подсознательно манипулировать,
точка сборки незамедлительно возвращается в свое нормальное положение. Ну
а поскольку они хотели добиться ее сдвига, они пришли к неизбежному
выводу, что вмешательство в сны - это вмешательство в естественный сдвиг
точки сборки.
Дон Хуан сказал, что с этого момента древние видящие развили свое
поразительное знание этого предмета - знание, наложившее глубокий
отпечаток на то, к чему стремились древние видящие в сновидении, но
малополезное им в своем первоначальном виде.
-- Я не знаю, что они сделали со мной, -- сказала я. -- Я
не совсем уверена, во сне я или нет даже сейчас. Флоринда
говорила мне, что я сновижу-наяву.
Исидоро Балтасар [одно из имен К.Кастанеды] кивнул, потом тихо сказал:
-- Нагваль Хуан Матус называет это состоянием повышенного
осознания.
-- Повышенного осознания, -- повторила я...
-- Так сновидение-наяву и повышенное осознание -- это одно
и то же?!
Более чем вопрос, это было заявление, смысл которого
выскочил из меня.