Он объяснил, что маги древней Мексики увидели, что вся Вселенная
состоит из энергетических полей в форме светящихся нитей. В какую бы
сторону они ни смотрели, они видели мириады этих нитей. Они также
увидели, что эти энергетические поля структурируются в потоки
светящихся волокон; потоки, которые являются постоянными, вечными
силами Вселенной, и что эти маги назвали поток или струю нитей,
... темным морем осознания, или Орлом.
Он сказал, что еще эти маги выяснили, что каждое живое существо во
Вселенной прикреплено к темному морю осознания круглым световым
пятном, которое было заметно, когда эти существа воспринимались как
энергия. Дон Хуан сказал, что в этом световом пятне, которое маги
древней Мексики назвали точкой сборки, собирается восприятие с помощью
загадочного аспекта темного моря осознания.
Дон Хуан заявил, что в точке сборки человека сходятся и проходят
через нее мириады энергетических полей со всей Вселенной в форме
светящихся нитей. Эти энергетические поля преобразуются в сенсорные
данные, а сенсорные данные затем интерпретируются и воспринимаются как
известный нам мир. Кроме того, дон Хуан объяснил, что именно темное
море осознания превращает светящиеся нити в воспринимаемую информацию.
Маги видят это превращение и называют его свечением осознания - это
сияние, которое распространяется как гало вокруг точки сборки. Тут он
предупредил меня, что сейчас скажет то, что, по мнению магов, важнее
всего для понимания масштабов перепросмотра.
Необычным образом подчеркивая свои слова, он сказал, что то, что мы
называем чувствами организмов, - не что иное, как разные степени
осознания. Он настоял на том, что если мы согласны, что наши чувства -
это темное море осознания, то нам нужно признать, что интерпретация,
которую чувства создают из сенсорных данных, - тоже темное море
осознания. Он подробно объяснил, что то, как мы встречаемся с
окружающим миром, - результат человеческой системы интерпретаций,
которой оснащен каждый человек. Он также сказал, что каждому живому
организму нужно иметь систему интерпретаций, которая позволяет ему
функционировать в окружающей обстановке.
Он сказал, что древние видящие, встречаясь с несказанными
препятствиями, в действительности видели ту неописуемую силу, которая
является источником всех чувствующих существ. Они называли ее орлом,
поскольку в тех немногих взглядах украдкой, какие они могли вынести, они
видели ее в виде чего-то, напоминающего пестрого черно-белого орла
бесконечной протяженности.
Они видели, что этот орел наделяет сознанием, орел творит чувствующие
существа так, чтобы они могли жить и обогащать сознание, данное им вместе
с жизнью. Они также увидели, что орел пожирает это самое обогащенное
сознание после того, как чувствующие существа лишаются его в момент
смерти.
- Для древних видящих, - продолжал дон Хуан. - сказать, что смыслом
существования является рост сознания, не было вопросом веры или дедукции -
они видели это.
Они видели, что сознание чувствующих существ улетает в момент смерти
и воспаряет, как светящаяся паутинка, прямо к клюву орла, чтобы быть
поглощенным. Для древних видящих это было доказательством того, что
чувствующие существа живут только для того, чтобы обогатить сознание, то
есть пищу орла.
...
- Но какого же рода силой может быть орел?
- Я не знаю, как ответить на это: орел для видящих так же реален, как
для тебя тяготение и время, и так же абстрактен и непостижим.
- Подожди минутку, дон Хуан. Это действительно абстрактные понятия,
однако они относятся к реальным явлениям, которые подтверждаются. Есть
целые отрасли знания, посвященные этому.
- Орел и его эманации равным образом имеют подтверждение, - возразил
дон Хуан. - а исследования новых видящих как раз этому и посвящены.
Я попросил его объяснить, что же представляют собой эманации орла. Он
ответил, что эманации орла - это невыразимые вещи в себе, охватывающие все
существующее - познаваемое и непознаваемое.
- Невозможно описать словами, что представляют собой эманации орла, -
продолжал дон Хуан. - видящие должны стать свидетелями этого.
- Был ли ты сам их свидетелем, дон Хуан?
- Конечно был, и все же я не могу сказать тебе, что они такое. Они
являются присутствием, почти как масса своего рода, как давление,
создающее ослепительное ощущение. Можно схватить лишь их отблеск, так же,
как можно схватить лишь отблеск орла.
- Мог бы ты сказать, дон Хуан, что орел является источником своих
эманаций? - я имею в виду, так ли это визуально?
- В орле нет ничего визуального - все тело видящего ощущает орла. В
каждом из нас есть что-то, что делает нас свидетелями всем своим телом.
Видящие объясняют акт видения орла в очень простых выражениях: поскольку
человек составлен из эманаций орла, ему следует обратиться только к
собственным составляющим. Проблема возникает с сознанием, - ведь именно
его сознание удушено и спутано. В критический момент, когда должен быть
простейший случай признания эманациями самих себя, человеческое сознание
принуждено интерпретировать. В результате получается видение орла и его
эманаций, однако нет ни орла, ни его эманаций, а есть нечто, чего ни одно
живое существо не в состоянии уловить.
Я спросил его, не потому ли источник эманаций называют орлом, что
орлы вообще рассматриваются как важный символический образ.
- Это просто пример того, когда нечто непостижимое смутно напоминает
что-то известное, - ответил он. - по этой причине, конечно, и были сделаны
попытки наделить орлов атрибутами, которых у них нет. Это случается
всегда, когда впечатлительные люди учатся исполнению акта, требующего
великой трезвости. А видящие входят во все размеры и формы.
- Означает ли это, что есть различные роды видящих?
- Нет, я имею в виду просто то, что есть достаточно безумцев,
становящихся видящими - видящими, полными слабостей, или, лучше сказать,
людей со слабостями, способных стать видящими. Они похожи на тех
несчастных, которые стали "выдающимися" учеными.
Характерной чертой несчастных видящих является то, что они хотят
забыть чудеса мира. Они переполнены тем, что они видящие, и полагают, что
это их добрый гений. На самом деле видящий должен быть образцом, чтобы
преодолеть непобедимую слабость нашего человеческого положения. Еще более
важным, чем видение, является то, что видящие делают с тем, что они
видящие.
- Что ты хочешь этим сказать, дон Хуан?
- Взгляни на то, что некоторые видящие сделали с нами: мы оказались
пригвожденными их видением орла, правящего нами и пожирающего нас в момент
смерти.
Он сказал, что в этом видении есть определенная слабость, и что лично
он не поддерживает идею чего-то пожирающего нас. Для него более точно было
бы сказать, что есть сила, притягивающая наше сознание, подобно тому, как
магнит притягивает железо. В момент смерти все наше существо распадается
под воздействием этой громадной силы притяжения. Интерпретацию этого
момента, как пожирание нас орлом, он считает гротеском, поскольку это
обращает неописуемый акт во что-то столь повседневное.
...
- Видящие, которые видят эманации орла, часто называют их
"командами", - сказал дон Хуан. - я не имел бы ничего против того, чтобы
называть их командами, если бы не привык называть их эманациями. Это
реакция на предпочтение, которое оказывал этому термину мой благодетель:
для него это были "команды". Я думаю, что это слово больше подходило для
его силовой личности, чем мне, а мне хочется чего-то безличного. "Команда"
звучит для меня слишком по-человечески, однако это то, чем они в
действительности являются - командами.
Дон Хуан сказал, что видеть эманации орла - это накликать несчастье.
Новые видящие вскоре открыли связанные с этим ужасные трудности, но только
после больших несчастий при попытках картирования неведомого и отделения
его от непостижимого они все же осознали, что все сделано из эманаций
орла. Лишь малая часть этих эманаций находится в пределах досягаемости
человеческого сознания, но даже эта малая часть уменьшается дальше под
действием ограничений нашей повседневной жизни. Именно эта ничтожная часть
эманаций орла и становится ведомым, немного большая часть, вообще
доступная человеку - неведомым, а неисчислимый остаток - непостижимым.
Он продолжил разговор и сказал, что новые видящие, имеющие
прагматическую ориентацию, немедленно осознали принуждающую силу этих
эманаций. Они поняли, что все живые существа вынуждены пользоваться
эманациями орла, даже не зная, что они такое. Они также поняли, что
организмы построены для захвата некоторого диапазона этих эманаций, и
каждый вид имеет свой диапазон. Эти эманации оказывают большое давление на
организмы, и именно через это давление организмы и строят воспринимаемый
ими мир.
- В нашем случае бытия человеческих существ, - сказал дон Хуан. - мы
пользуемся этими эманациями и интерпретируем их, как реальность, но то,
что человек воспринимает - это только малая доля эманаций орла, поэтому
смешно слишком полагаться на наши органы чувств, и все же для нас
невозможно отбросить свое восприятие. Новые видящие обнаружили это трудным
путем, пройдя через ужасные опасности.
...
- Как эти эманации используются человеком, дон Хуан?
- Это настолько просто, что звучит по-идиотски: для видящего люди
являются светящимися существами. Наша светимость образована той частью
эманаций орла, которая заключена в нашем яйцеобразном коконе. Эта особая
часть, эта горстка заключенных в нем эманаций и есть то, что делает нас
людьми. Воспринять - это значит сопоставить эманации, заключенные внутри
нашего кокона, с теми, которые находятся вовне.
Видящие могут видеть, например, эманации внутри любого другого
существа и сказать, какие из внешних эманаций могут подойти им.
- Подобны ли эманации лучам света? - спросил я.
- Нет, не совсем, это было бы слишком просто. Они - нечто
неописуемое. И все же я лично сказал бы, что они подобны волокнам света. А
то, что непостижимо обычному сознанию, что эти волокна - сознательные. Я
не могу сказать тебе точно, что это значит, потому что сам не знаю, что
говорю. Все, что я могу сказать лично, это то, что волокна осознают себя,
они живые и вибрирующие и их так много, что числа в этом случае не имеют
никакого смысла, и каждое из них - вечность в себе.