- Давай-ка вернемся к основной теме, - предложил он. - Вторые врата
сновидения достигаются тогда, когда ты "просыпаешься" из одного сна в
другом сне. Ты можешь иметь столько параллельных сновидений, сколько
захочешь. Или столько, сколько сможешь. Главное - в одинаковой степени все
их контролировать и "проснуться" в одном из них, а не в нашем мире
известного.
Меня охватила паника.
- Уж не хотел ли ты сказать, что я никогда не проснусь в этом мире? -
спросил я.
- Нет, этого я не говорил. Но раз уж ты затронул эту тему, я вынужден
сказать тебе, что такое тоже возможно. Маги древности имели обыкновение
так поступать. Они никогда не просыпались в этом мире известного. Так
поступили и некоторые из магов моей линии. Конечно, это можно сделать, но
я бы не советовал. Я хочу, чтобы по окончании практики сновидения ты
проснулся самым обычным и естественным образом. Но вот во время практики
тебе должно присниться, что ты проснулся в другом сне.
Невольно у меня вырвался тот же вопрос, который я задавал ему, когда
он впервые рассказывал о настройке сновидения. Я услышал собственный
голос, вопрошающий:
- Но разве такое возможно?
Дон Хуан явно заметил, что я не в себе, и со смехом ответил так же,
как и в тот раз:
- Разумеется, это возможно. Все дело в самоконтроле, и он ничем
принципиально не отличается от самоконтроля, которым мы пользуемся в
повседневной жизни.
Я наконец справился со своим замешательством и приготовился задать
следующий вопрос, но дон Хуан опередил меня, заговорив о гранях вторых
врат сновидения. Его объяснения ввергли меня в еще более глубокое
замешательство.
- Существует одна проблема, связанная со вторыми вратами сновидения,
- сказал он. - И она может быть очень и очень серьезной. Все зависит от
особенностей характера. И если нам присуща тенденция идти на поводу у
нашей склонности цепляться за вещи и привязываться к ситуациям, - у нас
могут возникнуть серьезные затруднения.
- Каким образом, дон Хуан?
- А ты подумай. Ведь тебе уже приходилось, исследуя содержимое снов,
испытывать необычный манящий интерес, странное удовольствие. Теперь
представь себе: ты переходишь от одного сновидения к другому, все
разглядываешь, исследуешь каждую деталь. Нетрудно понять, что таким
образом можно забраться в смертельные глубины, откуда нет выхода. Особенно
если человеку свойственно индульгирование [indulgе (англ.) - см.
примечание к 4 тому К.К. "Сказки о силе", стр.14, (София, Киев, 1992)]
- Неужели тело или мозг естественным образом не среагируют и не
пресекут это?
- Пресекут, если это естественный, то есть нормальный сон. Но в нашем
случае о нормальном сне речь не идет. Мы говорим о сновидении. А
сновидящий, преодолевший первые врата сновидения, достиг осознания
энергетического тела. И именно энергетическое тело проходит сквозь вторые
врата сновидения, перескакивая из одного сна в другой.
- Что же из всего этого следует, дон Хуан?
- То, что после преодоления вторых врат сновидения тебе следует
сформировать намерение обрести еще более жесткий и трезвый контроль над
вниманием сновидения, потому что оно - единственный предохранительный
клапан для сновидящего.
- Что такое предохранительный клапан?
- Тебе еще предстоит обнаружить, что истинной целью сновидения
является совершенствование энергетического тела. А совершенное
энергетическое тело обладает, кроме всего прочего, настолько четким
контролем над вниманием сновидения, что может остановиться по знаку
последнего там, где это необходимо. Это и есть тот предохранительный
клапан, который имеется в распоряжении сновидящих. И не важно, насколько
глубоко погрузился сновидящий и в какой степени он индульгирует в данный
конкретный момент, внимание сновидения должно выбросить его на
поверхность, как только в этом возникает необходимость.
...
- Ну что же, ты добрался до вторых врат сновидения, - сообщил мне дон
Хуан, когда я рассказал ему об этом сновидении. - Теперь тебе предстоит
сквозь них пройти. Преодоление вторых врат сновидения - это очень
серьезно. Для этого необходимо усилие, необходима строжайшая дисциплина.
Я не был уверен в том, что справился с поставленной задачей,
поскольку в другом сне по-настоящему не просыпался. Я задал дону Хуану
вопрос по поводу этой неувязки.
- Это моя ошибка, - ответил он. - Я говорил тебе, что необходимо
проснуться в другом сне, но имелось в виду несколько иное: нужно
последовательно и точно менять сны. Именно это ты и совершил.
- Подбираясь к первым вратам, ты потратил массу времени впустую,
разглядывая исключительно собственные руки. На этот раз ты направился
прямо к цели, не особо утруждая себя выполнением данной тебе инструкции
проснуться в другом сновидении.
Затем дон Хуан сказал, что существует два корректных способа
преодоления вторых врат сновидения.
Первый - проснуться в другом сне, то есть увидеть во сне, что видишь
сон и во сне же увидеть, что проснулся.
Второй - использовать объекты сновидения для переключения на другой
сон, как сделал это я.
Как обычно, дон Хуан в очередной раз предоставил мне возможность
практиковаться без какого бы то ни было вмешательства с его стороны. Я же
занялся отработкой обоих описанных им способов. Либо мне снилось, что у
меня был сон, в котором мне снилось, что я проснулся, либо, как-будто
глядя сквозь объектив электронного фотоувеличителя, я переходил от
чего-нибудь, непосредственно доступного моему вниманию сновидения, к
чему-либо не столь доступному. Иногда я применял второй способ в слегка
измененном варианте: я вглядывался в какой-нибудь из объектов сновидения
до тех пор, пока он не начинал изменять форму, втягивая меня тем самым
сквозь звенящий вихрь в другой сон. Однако мне никогда не удавалось
предугадать заранее, каким из трех способов я воспользуюсь в данном
конкретном сновидении. Заканчивались же мои тренировки по отработке
искусства сновидения либо тем, что я "выскакивал" из внимания сновидения и
просыпался, либо тем, что я проваливался в темный, глубокий беспробудный
сон.
...
- Сновидение означает удерживание точки сборки там, куда она
сдвинулась во сне. Образующийся вследствие этого энергетический потенциал
привлекает внимание неорганических существ. Как наживка привлекает рыб. И
они идут на эту наживку. Достигая и преодолевая первые и вторые врата
сновидения, маги забрасывают наживку для неорганических существ и тем
самым вынуждают их явиться.
Преодолев первые и вторые врата сновидения, ты довел до их сведения
свое приглашение. Теперь жди, пока они подадут тебе знак.
- Каким может быть этот знак, дон Хуан?
- Вполне возможно, что кто-то из них явится тебе, хотя для этого еще
слишком рано. По-моему, знаком будет просто некоторое постороннее
вмешательство в твое сновидение. Я полагаю, что приступы страха, которые в
последние дни ты испытываешь в сновидениях, обусловлены не нарушением
пищеварения, но импульсами энергии, которые посылают тебе неорганические
существа.
- И что мне теперь делать?
- Обмануть собственные ожидания.
Я не мог понять, что он имеет в виду. Дон Хуан подробно объяснил.
Чего мы ожидаем, вступая во взаимодействие с людьми или другими
органическими существами? Немедленной реакции на свой запрос. Однако
неорганические существа отделены от нас самым труднопреодолимым барьером -
другими скоростями движения энергии. Поэтому мгновенной реакции быть не
может, и маг должен обмануть свои ожидания, продолжая действовать в режиме
запроса столько времени, сколько потребуется на то, чтобы его запрос был
принят.
- Ты хочешь сказать, дон Хуан, что запрос и практика искусства
сновидения в данном случае одно и то же?
- Да. Но для того, чтобы получить совершенный результат, тебе следует
добавить к своей практике намерение добраться до неорганических существ.
Послать им чувство силы и уверенности, чувство могущества и отрешенности.
И любой ценой избежать того, чтобы их достигло твое чувство страха или
подавленности. Они достаточно мрачны сами по себе. Добавлять к их
мрачности свою тебе по меньшей мере не обязательно.
- Мне не совсем ясно, дон Хуан, каким образом они являются
сновидящим. Что это за особый способ, которым они дают о себе знать?
- Случается, что они материализуются в этом мире - прямо перед нами.
Хотя большую часть времени они невидимы, а присутствие их проявляется в
виде особого ощущения в теле человека, своего рода встряски или дрожи,
которая пробивает человека до мозга костей.
- А в сновидении, дон Хуан?
- В сновидении все наоборот. Временами мы ощущаем их так, как ощущал
ты - как приступы страха. В большинстве случаев они материализуются,
возникая прямо перед нами. Поскольку поначалу у нас нет опыта обращения с
ними, они могут внушить нам безмерный страх. И это по-настоящему опасно
для нас. По каналу страха они способны проследовать за человеком в мир
повседневности. Результаты этого могут быть поистине катастрофическими.
- В каком смысле, дон Хуан?
- В его жизни может прочно укорениться страх. Совладать с этим
страхом способен только воистину великий одинокий воин. Неорганические
существа могут быть истинными паразитами - хуже чумы. Нагоняя на человека
страх, они вполне способны свести его с ума.
- А что делают с неорганическими существами маги?
- Сливаются с ними. Превращают их в своих союзников. Образуют
сообщества. Иногда их контракты выливаются в необычайную дружбу. Я называю
такие отношения сотрудничеством без границ. Главнейшую роль в них играет
восприятие. Ведь мы - существа общественные и неизбежно ищем компании
других сознаний.
Секрет успешного налаживания контактов с неорганическими существами
заключается в том, что их не нужно бояться. Причем послание, которое
человек им посылает, должно быть исполнено силы и отрешенности. В нем
должно быть закодировано: "Я вас не боюсь. Приходите повидаться. Если
явитесь - буду рад вас видеть. Если не захотите прийти - мне будет вас не
хватать". Когда неорганические существа получают такое послание, их
охватывает настолько неудержимое любопытство, что они непременно приходят.
- Но для чего им приходить ко мне, или с какой стати я должен
стремиться к встрече с ними?
- Сновидящие ищут в своих сновидениях контактов с другими существами.
Нравится нам это или нет - не имеет значения. Может быть, это тебя
шокирует, но сновидящие автоматически стремятся отыскать группы существ, с
которыми у них может установиться связь, своего рода узы. Сновидящие
поистине жаждут их отыскать.
- Это кажется мне очень странным, дон Хуан. Зачем сновидящие это
делают?
- Неорганические существа - нечто новое для нас. А для них новинкой
становятся те из нас, кто переходит через границу их сферы бытия.
Благодаря своему великолепному сознанию, неорганические существа обладают
для сновидящего огромной притягательной силой и могут переносить его в
неописуемые миры. Запомни это хорошенько, и никогда об этом не забывай.
- Этим пользовались маги древних времен - именно им обязан своим
происхождением термин "союзники". Союзники этих магов научили их смещать
точку сборки за пределы светящегося яйца - в нечеловеческую вселенную.
Таким образом, когда маг использует их в качестве транспортного средства,
они переносят его в миры, находящиеся за пределами сферы человеческого.
Я слушал его, и меня одолевали странные страхи и дурные предчувствия.
Дон Хуан мгновенно понял, в чем дело.
- Ты религиозен до предела, - рассмеялся он. - И в настоящий момент
почувствовал на своем затылке дыхание дьявола. А ты подумай об этом иначе.
Мы верим, что может быть воспринято то-то и то-то. А сновидение - это
восприятие того, что выходит за пределы возможного.
...
- Ты уже понял, что врата сновидения представляют собой особые
препятствия, - сказал он, - но ты не понял до сих пор одной вещи: что бы
ни бралось в качестве упражнения для достижения и пересечения врат - это
все не то, что помогает преодолеть эти врата на самом деле.
- Я этого вообще не понимаю, дон Хуан.
- Я не имею ввиду, что неверно утверждать, например, что вторые врата
достигаются и пересекаются после того, как сновидящий научился просыпаться
в другом сне, или когда сновидящий научился изменять сновидение, не
просыпаясь в обычном мире.
- Почему это так, дон Хуан?
- Поскольку вторые врата сновидения достигаются и пересекаются,
только когда сновидящий научится находить и использовать энергию иного
типа - энергию лазутчиков.
- Почему же тогда вообще дается идея изменения сновидений?
- Пробуждение в другом сновидении или изменение сновидений является
упражнением, которое завещали нам древние маги, чтобы тренировать
способность сновидящего обнаруживать и использовать лазутчиков.
Дон Хуан утверждал, что использование лазутчика является высшим
достижением и что когда сновидящий приобретет способность выполнять это,
вторые врата распахиваются, и вселенная, которая существует за ними,
становится для них доступной. Он подчеркивал, что эта вселенная существует
здесь всегда, но мы не можем войти в нее, поскольку нам недостает энергии
и отваги и что, по существу, вторые врата сновидения - это врата в мир
неорганических существ, а сновидения - это ключ, открывающий эти врата.
- Может ли сновидящий обнаружить лазутчика непосредственно, не
прибегая к упражнению изменения сновидений? - спросил я.
- Нет, ни в коем случае, - ответил он. - Это упражнение очень важно.
Вопрос здесь только в том, является ли такое упражнение единственным в
своем роде. Или сновидящий может использовать и другие упражнения?
Дон Хуан лукаво посмотрел на меня. Судя по его виду, он словно ждал,
что я сам отвечу на этот вопрос.
- Очень трудно предложить упражнение настолько же полное, как то,
которое завещали древние маги, - сказал я с неопровержимой уверенностью,
сам не зная, откуда она могла возникнуть.
Дон Хуан согласился, что я абсолютно прав и сказал, что древние маги
завещали нам множество прекрасных упражнений для того, чтобы пройти через
врата сновидений в особые миры, существовавшие за каждыми из таких врат.
Он повторил, что сновидения являются изобретением древних магов, и
практиковать их нужно по их собственным правилам. Он описал правило для
вторых врат в терминах последовательности из трех шагов:
первый -
используя практику изменения сновидений, сновидящие открывают для себя
лазутчиков:
второй - следуя за ними, они попадают в другую подлинную
вселенную;
и третий - с помощью собственных действий сновидящие сами
выясняют законы и правила, управляющие этой вселенной.