Несколько лет назад, когда я достиг определенной степени опытности в
сновидениях, я спросил дона Хуана, есть ли тут какие-то известные ступени,
которые были бы общими для всех нас. Он сказал, что при конечном анализе
каждый сновидящий отличается от всех, но разговаривая с Гордой, я открыл
такое сходство в нашем опыте, что набросал возможную классификационную
схему различных состояний.
Спокойное бодрствование - предварительное состояние, когда чувства
засыпают, но еще все осознается. В моем случае я всегда воспринимал в этом
состоянии поток красноватого света - примерно такого света, какой видишь,
когда через плотно закрытые веки смотришь на солнце.
Второе состояние сновидения я назвал динамичное бодрствование. В этом
случае красноватый свет рассеивается, как туман, и смотришь на
какую-нибудь сцену вроде табло, так как сцена эта неподвижна. Видишь
трехмерную картину. Застывший кусочек чего-то, пейзаж, улицу, дом,
человека, лицо, - все, что угодно.
Третье состояние я назвал пассивное присутствие. В этом состоянии
сновидящий уже не смотрит на застывшие осколки мира, но наблюдает, являясь
свидетелем, как событие происходит, как будто главенство наших зрительных
и слуховых органов чувств делает эту картину главным образом делом глаз и
ушей.
Четвертое состояние - это уже то, в котором я оказываюсь втянутым в
действие. Здесь уже что-то предпринимаешь, делаешь какие-то шаги и
используешь свое время полностью. Я назвал это состояние динамическая
инициатива.