Он сказал, что сначала новые видящие колебались в принятии решения
относительно использования сновидения. Они полагали, что сновидение,
вместо того, чтобы укреплять, делает воина более слабым, капризным,
импульсивным. Все древние видящие были таковы. И для того, чтобы заменить
отрицательное влияние сновидения, поскольку не было другого выхода, как
использовать его, новые видящие развили сложную и необычную систему
поведения, названную "путем воина" или "тропой воина".
С помощью этой системы новые видящие укрепили себя и приобрели
внутреннюю крепость, необходимую для сдвига точки сборки во сне. Дон Хуан
подчеркнул, что крепость, о которой он говорит, - это не одно только
убеждение: никто не может иметь более крепких убеждений, чем видящие,
однако они были слабы в самой своей сердцевине. Внутренняя крепость
означает чувство уравновешенности, почти безразличия, чувство удобства, но
самое главное - естественную и глубокую склонность к исследованию, к
пониманию. Все эти черты характера новые видящие называют трезвостью.
- Убеждение, которое разделяют новые видящие, состоит в том, -
продолжал он. - что безупречная жизнь сама по себе неизбежно ведет к
чувству трезвости, а это приводит к движению точки сборки. Я сказал, что
новые видящие полагают, что точку сборки можно сдвигать изнутри. Они
сделали еще один шаг и пришли к выводу, что безукоризненные люди не
нуждаются в том, чтобы их кто-то вел: они могут, сберегая энергию, сами по
себе делать все, что делают видящие. Единственное, в чем они нуждаются,
так это минимальное везение в том, чтобы осознать возможности, которые
открыты видящим.
....
- Для воина война против чувства собственной важности это вопрос
стратегии, а не принцип, - ответил он. - твоя ошибка в том, что ты
пытаешься понять то, о чем я говорю, через призму морали.
- Я смотрю на тебя, дон Хуан, как на очень морального человека, -
настаивал я.
- Ты увидел мою безупречность, это все, - сказал он. - безупречность,
как и освобождение от чувства собственной важности, слишком смутные
понятия, чтобы иметь для меня ценность, - заметил я.
Дон Хуан задохнулся от смеха, и я заставил его объяснить мне, что
такое безупречность.
- Безупречность - это ни что иное как правильное использование
энергии, - сказал он.
- Мои утверждения не имеют никакого морального оттенка. Я беру
энергию, и это делает меня безупречным. Чтобы понять это, ты должен сам
запасти достаточно энергии.
Мы сидели спокойно некоторое время. Мне хотелось обдумать то, что он
сказал. Неожиданно он опять начал говорить.
- Воины ведут стратегический список, - сказал он, - они перечисляют
все, что делают, а затем решают, что из перечисленного следует изменить,
чтобы создать передышку в смысле усиления своей энергии.
Я заявил, что такой список может включать все на свете. Он терпеливо
объяснил, что стратегический список, о котором идет речь, включает только
образ того поведения, которое не является существенным для выживания и
благополучия. Я подскочил от возможности указать на то, что выживание и
благополучие можно понимать бесконечно многообразно, следовательно, нет
пути к соглашению о том, что существенно и что несущественно для выживания
и благополучия.
Пока я это говорил, я начал терять уверенность. Наконец, я
остановился, поняв бесплодность своего спора. Затем дон Хуан сказал, что в
стратегических списках воинов чувство собственной важности фигурирует как
деятельность, поглощающая наибольшее количество энергии, отсюда их усилия
по искоренению этого чувства.
- Первейшая задача воина - освободить эту энергию, чтобы с ее помощью
встретиться с неведомым. Действие по перераспределению этой энергии - это
безупречность.
Он сказал, что наиболее эффективная стратегия для этого была
разработана видящими периода конкисты - неоспоримыми мастерами искусства
следопыта. Оно состоит из шести переплетающихся элементов. Пять из них
называются атрибутами воинственности: контроль, дисциплина, терпение,
своевременность и воля. Они принадлежат миру воина, борющегося с чувством
собственной важности. Шестой элемент, возможно, наиболее важный из всех,
относится к внешнему миру и называется мелочным тираном.
Поэтому ты
всегда должен помнить, что путь - это только путь. Если ты
чувствуешь, чо тебе не следовало бы идти по нему, то не
должен оставаться на нем ни прикаких обстоятельствах. Для
того, чтобы иметь такую ясность, ты должен вести
дисциплинированную жизнь. Лишь в том случае ты будешь знать,
что любой путь - это всего лишь путь и что нет никакой
абсолютно преграды ни для тебя самого, ни для других, чтобы
бросить его, если именно это велит тебе сделать твое сердце.
Но твое решение остаться на этом пути или бросить его должно
быть свободно от страха и амбиции. Я предупреждаю тебя об
этом. Смотри на любой путь вплотную и решительно. Испытай
его, столько раз, сколько найдешь нужным. Затем спроси себя,
и только себя одного. Этот вопрос таков, что лишь очень
старые люди задают его себе.
Мой учитель сказал мне о нем однажды, когда я был
молод, но моя кровь была слишком горяча для того, чтобы я
понял его. Теперь я это понимаю. Я скажу тебе, что это
такое: имеет ли этот путь сердце?
- Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Это пути,
ведущие человека через кусты или в кусты. Я могу сказать,
что в своей жизни я прошел длинные-длинные дороги. Но я не
нахожусь где-либо. Вопрос моего учителя имеет теперь смысл.
Имеет ли этот путь сердце? Если он его имеет, то этот путь
хороший. Если он его не имеет, то толку от этого пути нет.
Оба пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой -
нет. Один путь делает путешествие по нему приятным столько,
сколько ты по нему идешь, ты с ним одно целое. Другой путь
заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь делает тебя
сильным, другой ослабляет тебя.
- Есть три рода плохих привычек, которыми
мы пользуемся вновь и вновь, когда встречаемся с необычными
жизненными ситуациями. Во-первых, мы можем отрицать то,что
происходит или произошло, и чувствовать, что этого как бы
вообще никогда не было.
Это путь фанатика. Второе - мы можем все принимать за
чистую монету, как будто мы знаем, что происходит. Это путь
набожного человека. Третье - мы можем приходить в
замешательство перед событием, потому что мы и не можем его
отбросить, и не можем чистосердечно принять. Это путь дурака.
Твой путь - есть четвертый: правильный - путь воина. Воин
действует так, как если бы никогда и ничего не случалось,
потому что он ни во что не верит. И однако же, он принимает все
за чистую монету. Он принимает, не принимая, и отбрасывает, не
отбрасывая. Он никогда не чувствует себя знающим и в то же
время он никогда себя не чувствует так, как если бы никогда
ничего не случалось. Он действует так, как будто он в полном
контроле, даже хотя у него может быть сердце ушло в пятки. Если
действуешь таким образом, то замешательство рассеивается.