Он сделал мне знак головой, чтобы я следил за вереницей
проходящих мимо людей.
- Они являются целиком тоналем, - сказал он. - я собираюсь
выделить некоторых из них, чтобы твой тональ оценил их, и
оценивая их, он оценивал бы себя.
...
- Он слишком много пьет, - сказал я. Мое заявление не было
преднамеренным. Я просто сделал его, в действительности не зная
почему. На какое-то мгновение я даже чувствовал, что кто-то
стоящий сзади меня произнес эти слова. Мне хотелось объяснить,
что мое заявление было еще одой из моих спекуляций.
- Это не спекуляция, - сказал дон Хуан. - в тоне твоего
голоса была уверенность, которой не было раньше. Ты не сказал:
"может быть, он пьяница."
Я чувствовал раздражение, хотя и не знал в точности,
почему. Дон Хуан рассмеялся.
- Ты видел этого человека насквозь, - сказал он. - это
было "видение". "Видение" такое и есть. Заявления делаются с
большой уверенностью, и не знаешь, как это произошло. Ты
знаешь, что поймал тональ этого молодого человека, но ты не
знаешь, откуда ты это узнал.
Я должен был признаться, что каким-то образом у меня было
такое ощущение.
- Ты прав, - сказал дон Хуан. - в действительности не
имеет никакого значения, что он молод. Он калека, как те две
женщины. Молодость никоим образом не является барьером против
разрушения тоналя.
...
- Нет никакой необходимости обращаться с телом таким
образом, - сказал дон Хуан с ноткой укора. - но печальный факт
состоит в том, что все мы научились в совершенстве тому, как
делать наш тональ слабым. Я назвал это индульгированием.
Он положил руку на мой блокнот и не дал мне больше писать.
Он объяснил это тем, что до тех пор, пока я записываю, я не
способен сконцентрироваться. Он предложил, чтобы я расслабился,
выключил внутренний диалог, отпустился и сливался с тем
человеком, которого наблюдаю.
Я попросил его объяснить, что он имеет в виду под
"слиянием". Он сказал, что нет способа это объяснить, что это
что-то такое, что тело ощущает или делает, когда его ставят в
наблюдательный контакт с другими телами. Затем он прояснил этот
момент, сказав что в прошлом он называл этот процесс "видение",
и что он состоял из истинной тишины внутри, за которой следует
внешнее удлинение чего-то внутри нас. Удлинение, которое
встречается и сливается с другим телом или с чем угодно еще в
поле нашего осознания.
...
Вместо слабых тоналей мы будем ожидать
появление правильного тоналя. Он добавил, что только воин имеет
правильный тональ, и что средний человек в лучшем случае может
иметь хороший тональ.
...
- Что такое правильный тональ? - спросил я. - Тональ,
который совершенно правилен, уравновешен и
гармоничен ...
Грубо говоря,у каждого тоналя есть две стороны. Одна -
внешняя сторона - бахрома, поверхность острова. Эта часть
связана с действием и действованием, беспорядочная сторона.
Другая часть - это решения и суждения, внутренний тональ, более
мягкий, более нежный и более сложный.
Правильный тональ это такой тональ, где эти два уровня
находятся в совершенной гармонии и равновесии.