После этого Зулейка взялась за другой отдел своего учения. Она стала
учить меня двигаться. Она начала свой инструктаж, скомандовав, чтобы я
поместил свое осознание в среднюю точку тела. В моем случае средняя точка
находится ниже среднего края пупка. Она сказала, чтобы я подметал ею пол,
т.е. делала качающиеся движения животом. В течение бесчисленных сессий я
пытался выполнить то, что приказывал мне голос. Она не позволяла мне
уходить в состояние спокойного бодрствования, ее намерением было привести
меня к ясному восприятию подметания пола своей средней точкой, пока я
нахожусь в пробужденном состоянии. Она сказала, что находиться в левой
стороне сознания - достаточное преимущество для того, чтобы хорошо
выполнять упражнение.
Однажды по непонятной для меня причине мне удалось почувствовать
странные ощущения в этой области своего живота. Это не было чем-то
определенным, а когда я сфокусировал в нем свое внимание, то понял, что
это мягкое покалывание внутри полости моего тела - не точно в моем животе,
а чуть повыше него. Чем внимательнее я его исследовал, тем больше деталей
замечал. Расплывчатость ощущения вскоре перешла в определенность. Странная
связь существовала между нервозностью или покалыванием в моем солнечном
сплетении и моей правой икрой.
Когда это ощущение стало более острым, я непроизвольно прижал правое
бедро к груди, таким образом эти две точки сблизились одна с другой
настолько, насколько это позволяла анатомия. Секунду меня трясло от
необычайной нервозности, а затем я ясно почувствовал, что мету пол своей
серединной точкой. Это было осязательное ощущение, которое возвращалось
вновь и вновь, как только я принимал то же сидячее положение.
Во время моего следующего сеанса Зулейка позволила мне войти в
состояние спокойного бодрствования, на этот раз это состояние было не
совсем таким, как всегда. Во мне присутствовал своего рода контроль,
который мешал мне свободно наслаждаться этим состоянием, как я делал это
прежде. Контроль заставил меня также сфокусироваться на тех шагах, которые
я предпринял, чтобы в это состояние войти. Сначала я заметил щекотку в
точке второго внимания на моей светящейся оболочке; я помассировал эту
точку, двигая пальцами так, будто я играл на лютне, и точка опустилась к
моему животу.
Я ощущал ее почти на своей коже. Я ощутил мягкое покалывание на
наружной части моей правой икры. Это была смесь удовольствия и боли.
Ощущение распространилось по всей ноге, а затем по нижней части спины. Я
чувствовал, что мои ягодицы трясутся. Все тело было охвачено нервной
дрожью. Я подумал, что тело было поймано в сеть вверх ногами. Мой лоб и
носки ног соприкасались. Я был похож на подкову со сведенными вместе
концами, затем я почувствовал, что меня как бы сложили вдвое и закатали в
простыню. Мои нервные спазмы заставляли простыню скатываться в рулон со
мной в центре этого рулона. Когда скатывание окончилось, я уже больше не
мог ощущать своего тела. Я был просто аморфным осознанием, нервным
спазмом, обернутым вокруг самого себя.
Я понял тогда невозможность описать то, что происходит в сновидении.
Зулейка сказала, что правая и левая стороны сознания сворачиваются вместе.
И обе успокаиваются единым клубком во впадине, вдавленном центре второго
внимания. Чтобы делать сновидение, нужно манипулировать как светящимся,
так и физическим телом.
Во первых, центр сбора второго внимания должен быть сделан доступным
благодаря тому, что он будет вдавлен кем-нибудь снаружи, или втянут самим
сновидящим. Во-вторых, чтобы отделить первое внимание, центры физического
тела, которые расположены в серединной точке и в икрах, особенно в правой,
должны быть стимулированы и сдвинуты как можно ближе один к другому. Тогда
получается ощущение скатанности в клубок, и верх берет автоматически
второе внимание.
Объяснение Зулейки, которое давалось в виде команд, было наиболее
подходящим для описания происходящего, потому что ни одно из сенсорных
ощущений, имеющих место в сновидении, не является частью нашего
нормального опыта сенсорных ощущений. Все они приводили меня в
замешательство. Источник щекочущего, покалывающего ощущения был
локализован, поэтому беспокойство от того, что мое тело чувствует его,
было минимальным. С другой стороны, ощущение, что накручиваешься сам на
себя, было куда более беспокоящим. Сюда входил целый ряд ощущений, которые
приводили мое тело в шоковое состояние.
Я был убежден, что в один из моментов носки моих ног касались лба,
поза, принять которую я не способен. В то же время я знал совершенно
несомненно, что находился внутри сетки, вися вниз головой с носками у лба.
На физическом плане я сидел, прижав бедра к груди.
Зулейка сказала также, что ощущение скатанности подобно сигаре и то,
что я помещен во впадину второго внимания было результатом соединения
воедино моего левого и правого внимания, при котором переключается порядок
доминирования и ведущее положение занимает левая сторона. Она призывала
меня быть достаточно внимательным, чтобы заметить обратный переход, когда
оба внимания занимают свои старые места, и где правое вновь берет верх.
...
Зулейка сказала, что прежде всего я должен добиться совершенства в
движениях посредством воли. Свои инструкции она начала с того, что вновь и
вновь приказывала мне открывать глаза в то время, пока я находился на
стадии спокойного бодрствования. Мне потребовались большие усилия, чтобы
добиться этого. Однажды мои глаза внезапно открылись и я увидел
склонившуюся надо мной Зулейку. Я лежал, но не мог определить, где именно.
Свет был исключительно ярким, будто я находился прямо под электролампой,
но свет не бил мне прямо в глаза. Я без всяких усилий мог смотреть на
Зулейку.
Она приказала мне встать, применив для движений желание двигаться
волей. Она сказала, что я должен толкнуть себя вверх своей средней частью
тела, потому что у меня там имеются три толстых щупальца, которые я могу
использовать как костыли, чтобы поднять свое тело.
Я пытался подняться всеми способами. Ощущение отчаяния и физической
тревоги напоминало о ночных кошмарах детства, в которых я не мог
проснуться и в то же время был полностью бодрствующим.
В конце концов, Зулейка заговорила со мной. Она сказала, что я должен
соблюдать известную последовательность и что совершенно бессмысленно и
глупо робеть и приходить в возбуждение, как будто я имею дело с
повседневным миром.
Робость уместна только в первом внимании; второе внимание является
самим спокойствием. Она хотела, чтобы я повторил ощущение, которое у меня
было, когда я подметал пол средней частью тела. Я подумал, что для того,
чтобы я мог повторить его, мне надо сидеть. Без всяких размышлений со
своей стороны я принял ту позу, в которой мое тело впервые получило это
ощущение. Что-то во мне перекатилось - и я уже стоял. Я не мог себе
представить, что именно я сделал, чтобы двинуться. Я подумал, что если
начну все заново, то смогу уловить последовательность.
Как только у меня мелькнула об этом мысль, я опять лежал на земле.
Встав вторично, я сообразил, что никакие процессы сюда не входят, и чтобы
двигаться, я должен иметь желание двигаться на очень глубоком уровне.
Иными словами, мне для этого надо быть совершенно убежденным, что я хочу
двигаться или более точно будет сказать, что я должен быть убежден в том,
что мне нужно двинуться.
Как только я понял этот принцип, Зулейка заставила меня изучать на
практике все вообразимые аспекты волевых передвижений. Чем больше я
практиковал их, тем яснее мне становилось, что фактически сновидение - это
разумное состояние. Зулейка объяснила это так: во время сновидения правая
сторона - разумное сознание - завернута внутрь левостороннего сознания для
того, чтобы дать сновидящему возможность чувствовать трезвую
рациональность, но воздействие рациональности должно быть минимальным и
использоваться лишь как сдерживающий механизм, чтобы защитить сновидящего
от эксцессов и путаницы в понимании.
Следующим шагом было научиться управлять телом сновидения. Еще в
самый первый раз, когда я пришел к Зулейке, дон Хуан предложил, чтобы я
глядел на детали веранды, пока сижу на ящике. Я послушно глядел на веранду
иногда целыми часами. В доме Зулейки я всегда был один. Казалось, в те
дни, когда я был там, все куда-то уезжали или прятались. Тишина и
одиночество помогали мне и я добился того, что отчетливо помнил все детали
веранды.
Зулейка дала мне, соответственно, задачу открывать глаза, когда я
нахожусь в состоянии спокойного бодрствования, и видеть веранду. Чтобы
выполнить это, потребовалось немало сеансов. Сначала я открывал глаза и
видел Зулейку: тогда она рывком своего тела отбрасывала меня обратно, как
если бы я был мячиком, в состояние спокойного бодрствования. При одном из
таких возвратов я ощутил интенсивную дрожь. Что-то из моих ног будто
пробивалось в грудь, и я выкашлянул это. Вся веранда появилась внезапно
передо мной, будто вылетев из моих бронхов, в сопровождении звука,
подобного рычанию зверя.
...
Мне потребовалось еще много сеансов сновидения, чтобы, открывая
глаза, видеть или Зулейку, или неосвещенную веранду. Я понял к этому
времени, что и сама она бывала только в сновидении. Она никогда не была
лично позади меня в алькове. В ту первую ночь я был прав, когда считал,
что моя спина опирается на стену. Зулейка была просто голосом из
сновидения.