Музыка, как и любое другое высокое искусство создавалась как способ взаимодействия с сакральным, будь то религиозные гимны, песни труверов и трубадуров, или шаманские посиделки у костра охотников и собирателей неолита.
Я бы не говорил все-таки о "сакральном".
Все намного проще и гениальнее...
Человек был и остается целостным существом, что бы он о себе не думал. И как "целостное существо" он совершенно четко чувствует, что какая-то мощная часть мира ускользает от его попытки её определить словом, познать в формулах, идеях и умозрительных образах.
Искусство восполняет познание мира человеком. Оно доводит познание до целостности человека, как это есть де факто.
К сожалению рефлексия и вербальность мышления, как бы "разбила" мир на воспринимаемые
сегменты.
Но так, как процесс расширения осознания мира - процесс комплексный и тотальный, то искусство (в любом своем виде) не может не развиваться параллельно с наукой.
Поэтому я не устану повторять свою простую формулу - ИСКУССТВО - способ взаимодействия и способ познания реальности.
Без всякой излишней сакрализации этого процесса.
Чисто гражданским,цивильным институтом она стала совсем недавно по историческим меркам.
Кто знает... какую роль несла музыка во времена Орфея. Но вряд ли только религиозную, хотя принадлежность её к Богам определялась уже её происхождением в мифах.
Поэзия греков, вероятно тоже вся - пропевалась, как гимны и песни.
Как мы видим на примере самых диких племен, искусство в той или иной форме - просто потребность человека. А потом уже какой-то социальный или магический инструмент.
Да и в этой форме в ней в последнее время постоянно проявляются "декогерентные" свойства (правда в убогом усеченном виде) - для этого достаточно зайти на любую дискотеку где крутят хаус,амбиент и пр.трансовый репертуар.
Вот тут позвольте остаться принципиальным противником отнесения современной попсы и иной электронной "музыки" к музыке вообще.
И это вовсе не щепетильность "эстета", а факт.
Я бы назвал все, что звучит сегодня со всех щелей - звуковой ритмической комбинаторикой, организованной с использованием законов психологии, которые, правда, используются и музыкой.
Но музыка-искусство их использует не как самоцель. там другие глобальные задачи - именно освоения нового осознаваемого пространства нас самих.
Карты человеческого сознания, всего, что ему доступно.
Музыка, как искусство - далека от развлечения и увлечения масс на тусовке.
Там используются известные "инструменты" уловления, "удочки", которые легко перечислить.
"Удочка" первая -
Ритм.
Конечно ритм присутствует во всем, без него немыслимы почти любые музыкальные произведения. Он организует сознание, дает ему "меру сравнения" в какой-то среде, позволяет предсказывать определенность и организованность.
Но ритм, заданный сам по себе ударной установкой - дает просто очень сильное удолветворение самому восприятию. Ему не нужно напрягаться, уловив предсказуемость повторения некого потактового "звена восприятия".
Способность сознания ОБОБЩАТЬ - сразу без труда ловится на эту удочку и наченает "подпевать" (такой способ повторения сигнала всегда присутствует у оперативном сознании).
вторая -
рифма (секвенторность-повторяемость)
используется уже по своему названию во многих искусствах.
так как сознание не только сравнивает и запоминает автоматически "схожие" элементы, но и проводит между ними смысловые обобщения, то этот прием широко используется везде. В архитектуре, в композиции картин, в поэзии.
Да именно на примере позии мы можем убедиться как "приятна" сознанию рифма. Этот "ответ" запомненному окончанию слова, через строчку или через другой промежуток.
В попсе и всем подобном это совершенно беззастенчиво используется не только как повторения куплетов припевов, рифмы, звучной фразы, но также интонационно и ритмически. Это усиливает "легкость восприятия".
Я тут записал звук, когда волочили по асфальту длинную трубу. Я уверен что могу использовать этот звук как "сэмпл" в композиции и пи достаточном ритмическом и рифмованном в других смыслах повторении -это будет восприниматься "классно"..
Интонационная сфера Вот тут лежит пожалуй водораздел между искусством и всем прочим.
Классика тем и отличается от попсы, что каждый раз осваивает новый интонационный синтаксис, который у каждого композитора совершенно индивидуальный и требует любым слушателем предварительного освоения, "Вживания", целенаправленного понимания.
В попсе используются самые-самые тысячи раз "отработанные" интонации, слащаво-сентиментального толка (да-да! и в страшном хард роке!!) в различных комбинациях.
задача этих музыкальных интонаций - стопроцентно доходить до человека самого примитивного развития.
Вот видите. тут уже джаз начинает отделяться от "народных масс", хотя бы потому, что хотя и говорит на "слэнге", но, таки "слэнг" каждого джазиста несколько индивидуален и требует уже шевеления "восприялки"...
Динамика звука Попробуйте испытать даже самый любимый шлягер тихим уровнем звучания. Как правило от него исчезнет процентов 90 всего "обаяния"
Классическое искуство удивительно разнообразно динамически. Сотни оттенков в разных голосах, акценты, внезапные пиано или усиления звучности - непременная часть художественных произведений.
Ну насчет Попсы и всякого роду эстрады - тут конечно все ясно.
главное зашибить мощным звуком - это уже обеспечит съехавшую крышу...
используется повсеместно в разных довольно примитивных "конфигурациях".
Ну и т.д.
Не место на форуме писать за других диссертации.
Достаточно надавать тем.