А просто учиться думать. самостоятельно и разнообразно.
Самостоятельность и разнообразность мышления отнюдь не гарантируют, что плоды такого мышления окажутся непревзойденными по качеству и затмят собой все достижения человечества, достигнутые в прошлом и настоящем. Такая самостоятельность просто вернула бы человека на первобытный уровень, заставив его проходить путь познания с нуля. Тогда как в реальности практически всё, что мы знаем и умеем, было собезьянничено с деятельности современников. Т.е. "самостоятельность и разнообразность мышления", как правило, означает не способность достичь чего-то своим умом, а лишь предвзятую выборку из "информотеки" человечества тех сведений, которые данной личности кажутся актуальными.
Что же касается школьного образования, у него всегда была одна и та же проблема - детям кажется актуальным поиграть на свежем воздухе в подвижные игры, а не вникать в причины, по которым Обломов лежал на диване
. Вот и "Война и Мир" Льва Толстого по той же причине воспринимается школьниками негативно - изображение военных действий в современных 3D-фильмах куда как нагляднее и занимательнее, чем в описании романа, где сперва куда-то долго шли, а затем героя подстрелили, прежде чем как он успел что-то заметить на поле боя. А уж "мир" в салонах высшего аристократического общества с его интригами и подавно мало кому нынче может быть интересен.
В значительной мере литература сама виновата (а точнее - ее многочисленные авторы) в том, что она предпочитает легкие пути - жизнеописание каких-то (чаще вымышленных) персонажей, подробно разжевывая то, чем они занимались изо дня в день. Где-то век или два назад такие описания и взаправду были занимательными для публики, но сейчас сказания о "рабынях Изаурах" и повести о "несчастной любви" попросту набили оскомину. Фактически вербальный изобразительный арсенал исчерпан или близок к тому - заставить читателя рыдать над литературной писаниной ныне очень трудно. А главное, что неактуально, т.к. нам по телевизору непрерывно изо дня в день показывают жизни неизвестных нам людей именно для того, чтобы зритель с ними отождествлялся и за них переживал. Когда-то неизбежно наступает естественный предел для зрительского терпения, и далее на чувственный крючок этого типа он больше не попадается. Причем не только в телесериалах, то и в литературных произведениях, поскольку здесь крючок один и тот же.
А уж наук "самостоятельное мышление" всегда избегало. Не даром в старые времена детей секли розгами
, чтобы заставить учиться. Вот и сейчас такая самостоятельность выливается не только в нежелание читать грустные книжки, но и в явную тягу к разлекалову, поднимающему настроение. Отсюда и музычка целый день в ушах и просмотры прикольно-юморных видеороликов, на фоне которых совсем не тянет вникать в то, отчего Анна Каренина бросилась под поезд. И этому удивляться совершенно не приходится, т.к. люди (а тем более дети и подростки) обычно не склонны к мазохизму - над жизненными проблемами литературных персонажей страдать не желают.
Отсюда и мое мнение о том, что образование, полученное под нажимом "партии и правительства"
, хоть и не лишено недостатков, однако образовательный процесс, пущенный на самотек, привел бы к гораздо худшим последствиям. И эти последствия мы уже сейчас можем наблюдать воочую, в виде не просто снижения интереса (т.к. его и раньше не было), но и явного отторжения всего того, что преподает школа. А причина этому всё та же - в отсутствии актуальности для обучаемого всех тех знаний/навыков, которыми его пичкает школа. Например, ясно, что преобразования подобия и упрощение аналитических выражений с тригонометрическими функциями не нужно ни в одной профессии, за которые платят деньги. Тем более что ныне даже в инженерных расчетах этим не занимаются, а используют численные методы на компьютерах. В итоге практически все школьные предметы оказываются актуальными лишь для сдачи ЕГЭ, а больше ни для чего не годятся. А тем более российской экономике, где все высокотехнологичные продукты покупаются готовыми из-за рубежа. Поэтому в российском обществе востребованы в основном лишь продаваны и чернорабочие, подтаскивающие товар со склада на раздачу.
Что же касается Гарварда, то это, думаю, плохой пример, поскольку эффект там достигается не столько путем какого-то хитрого обучения, сколько путем жесткого отбора студентов. Аналогичный эффект можно наблюдать на песенных конкурсах "молодых исполнителей", хороший голос у которых от природы, а не от обучения пению. И в советские времена этот метод широко использовался. Скажем, просеивали урожай зерна через сито, выбирая самые крупные зерна, засыпали их в прозрачный стакан и выставляли на ВДНХ (выставке достижений народного хозяйства), как достижение отечественного растениеводства. Сюда можно было притащить и самую удойную корову
. Вот и достижения Гарварда с Оксфордом в каком-то роде тоже подобного типа - не их система обучения учит самостоятельно мыслить, а система отбора там такова, что только самостоятельно мыслящих туда принимают.